Чего вы ждете от 2021 года? Вернется ли бизнес к привычному состоянию?
Мы не думаем, что будут какие-то глобальные изменения в 21-ом году. Потому что пока ничто этого не предвещает - это во-первых, и рассчитывать на это было бы опрометчиво. В случае, если ничего не вернется на свои круги, то мы “пролетим”, если не будем готовы к этому.
Мы предлагаем исходить из того, что ситуация останется такой же, как есть.
Можно ли ожидать от 2021 года возврата бизнеса к привычному состоянию до пандемии?
Сто процентов - нет. Мало того, к привычному состоянию он вернется в перспективе очень многих лет, а скорее всего - никогда. Он не вернется, он эволюционирует, потому что пандемия геометрически вырастила онлайн-рынок, так же, как медицина выросла во времена Второй Мировой Войны, ввиду очень нежелательных событий. Уровень значительно вырос, перепрыгнув на новый этап. Возможно, мы бы и не хотели, чтобы он так поднялся, но это произошло из-за того, что мы попали в такую ситуацию.
Будет ли в 2021 году больше интернет-сервисов, станут ли компании активнее использовать интернет?
Да. Это уже сейчас произошло, и это очень сильно повлияет на ведение всего бизнеса и перспектив его развития. Аутсорс, онлайн-сервисы, онлайн-доставки будут набирать обороты, как это уже происходит.
До пандемии была определенная динамика развития онлайн-рынка во всех направлениях. И она была более-менее стабильной и понятной. Пандемия же стимулировала развитие онлайн-рынка в разы, в геометрической прогрессии, и его уже не остановить. Сейчас будет делаться все больше акцентов на этом.
Оффлайн в любом случае нужен, и он будет большим вспомогательным подспорьем. Люди во многом кинестеты: они хотят пощупать, потрогать, услышать и увидеть все воочию. Но все-таки онлайн будет развиваться куда динамичнее. Поэтому, как бы нам не хотелось, необходимо делать акценты на развитие онлайн-рынка и выводить туда продажи, сотрудников, работу с клиентами, больше прощупывать и добавлять желаемых в оффлайне моментов в онлайн.
Например, если мы работаем с одеждой, то нам нужно все больше уделять внимания тому, чтобы через экран смартфона передать ощущения от качества носки наших вещей, показать максимально детально, близко и качественно швы, саму ткань, объяснить на понятном языке плотность, сформировать размерную сетку так, чтобы люди по одному - двум параметрам, которые можно замерить в домашних условиях, смогли оптимально подобрать для себя вещи, минимизируя тем самым издержки на возврат и обмен, в случае, если размер не подойдет.
Все указанные мной аспекты будут расти, увеличиваться и прогрессировать.
Ожидаете ли вы каких-то потрясений в 2021 году и какие они могут быть?
Я не думаю, что будут какие-то новые потрясения, потому что максимальный уровень потрясений мы уже пережили. Сейчас ходит новость о повторном лок-дауне, и она воспринимается гораздо проще. Если речь идет о тех же самых вирусах, это все тоже проще воспринимается. Потому что максимальный пиковый уровень потрясений мы уже пережили, и что-то новое, до такой же степени пиковое, тяжело себе представить. Этот год всех сильно удивил: протесты в Америке, огромное количество смертей, сам факт пандемии, которую объявили впервые за последние сто лет. Можно было бы сказать, что и на первом пункте можно остановиться, но я каждый раз все больше и больше удивляюсь. Тяжело представить, что в следующем году будет что-то подобное по степени удивительности, поэтому, я думаю, что новых потрясений в следующем году не будет.