В 30-е гг. как в Америке, так и в Европе были созданы одни из самых красивых автомобилей. Мода на быстрые и элегантные спортивные автомобили не обошла и СССР, хотя страна была не лучшим местом для таких автомобилей. В 1939 году, незадолго до начала Второй мировой войны на заводах ЗиC был построен оригинальный спортивный автомобиль ЗИС-101А-Спорт.
Советские конструкторы строили много интересных и необычных, особенно для Советского Союза конструкций. Однако для автомобилей основное внимание уделялось копированию проверенных, в основном американских конструкций. Только в конце 30-х гг. стали формироваться более необычные конструкции.
В 1936 году в производство вступил ЗИС-101, роскошный лимузин весом более 2,5 тонны был создан для партийных сановников. Просторный салон вмещал до 7 человек, а восьмицилиндровый 5,8-литровый двигатель мощностью 112 л. с. позволял развивать скорость около 115 км/ч.
Несмотря на роскошный интерьер и приличные параметры, это был, однако, только тяжелый лимузин для членов партии. Машина вряд ли доставляла удовольствие от вождения, и уж тем более о ней не могли думать обычные серые граждане.
В 1939 году группа инженеров завода ЗИС решила сделать что-то совершенно безумное для СССР-построить на базе лимузина спортивный автомобиль. При огромной массе автомобиля задача завершилась созданием одного прототипа (некоторые источники говорят о “нескольких” экземплярах) ЗИС-а-101А Спорт.
Работой руководил Анатолий Пухалин, а в проектном коллективе работали также Владимир Кременецкий и Николай Пуллман. Использовали они шасси ЗИС-101, но весь кузов проектировали с нуля, создание двухместного родстера длиной 5,7 м, шириной 1,9 м и высотой 1,85 м. Под капотом оказался изогнут восьмицилиндровый двигатель Зис-101 мощностью 141 КМ, обеспечивающий разгон автомобиля до 162 км/ч.
К сожалению, начало войны привело к тому, что был построен только один прототип ZiS-A-101a Sport. Судьба машины неизвестна, но, вероятно, она была уничтожена в первые дни немецкого вторжения в СССР в 1941 году. По сей день, однако, сохранились многочисленные фотографии и планы, благодаря которым в 2012 году группе энтузиастов удалось построить полностью работоспособную копию автомобиля.
По внешнему виду ЗИС-101А Спорт демонстрировал превосходно и ничем не напоминал “социалистические машины для народа”. Даже в наши дни он производит огромное впечатление.