Найти тему
Исторические сражения

Опасные и пугающие многостволки до изобретения пулеметов

Русскую систему залпового огня, больше известную как БМ с различными цифровыми индексами, означавшими калибр снаряда или гвардейский миномет, в народе прозвали "Катюшей". Немцы же дали оружию прозвище "Сталинский орган". И второе слово в наименовании не имеет ничего общего с духовым инструментом, поскольку речь идет о средневековом оружии, способном стрелять залпом. В России такие органы тоже были известны, только звали их "сороками" (от числительного, а не в честь птицы) или "пищальными батареями".

На миниатюре, размещенной в манускрипте 1437 года Sammelhandschrift zur Kriegskunst неизвестный художник изобразил воина, представляющего собой целый арсенал. Тут и меч, и копье, и ранний образец огнестрельного оружия. По современным меркам явный перебор с экипировкой – это же все не только таскать на себе требуется. Это еще нужно и оплатить! Но в ту эпоху такое разнообразие воспринималось как должное, поскольку универсального оружия не существовало. У каждого образца имелась своя специализация.

Из немецкого манускрипта "Sammelhandschrift zur Kriegskunst", 1437 год
Из немецкого манускрипта "Sammelhandschrift zur Kriegskunst", 1437 год

Даже на заре существования огнестрела его считали эффективным оружием, пусть и малоточным. Гром и пламя прекрасно работали против кавалерии, пусть и не всегда удавалось попасть в самого всадника – испуганная лошадь иной раз наносила вреда боевым порядкам больше, чем непосредственное травмирование воина. Но у порохового оружия того времени имелся существенный недостаток – мешкотная перезарядка. Таким образом выходило, что применить оружие стрелок мог всего один раз за сражение. Потому что в большинстве случаев времени на перезарядку уже не оставалось. Особенно если учитывать, что убойная сила раннего огнестрела быстро сходила на нет по мере увеличения дистанции. Соответственно, палить приходилось практически в упор. И времени перезарядиться уже не оставалось. И требовалось или выделять силы для прикрытия стрелков (позднее идея прикрытия выльется в создание терций), или самому стрелку браться за какое-то другое оружие, пригодное для ближнего боя.

Естественно, что раннее огнестрельное оружие старались усовершенствовать. Правда, тогдашние технологии не позволяли производить усовершенствования на качественном уровне. Поэтому искали более доступные способы.

Прежде всего додумались увеличить калибр. Но в таком случае площадь поражения ограничена размером снаряда. Хотя увеличением заряда получалось продлить поражающее действие в глубину, но тогда возникали проблемы с мобильностью и управляемостью – большую пушку первых разработок так просто по горизонту не навести.

Рибодекин, середина XV века. Иллюстратор: Angus McBride
Рибодекин, середина XV века. Иллюстратор: Angus McBride

Пробовали заменить монолитный снаряд каменным дробом. Но и такой вариант пра-картечи проблемы не решал, поскольку рассеивание по фронту получалось недостаточным. Справились с проблемой просто – калибр снова уменьшили, а количество стволов – увеличили. И такое оружие получило название "орган".

Вариантов органов имелось масса. Самый известный – рибодекин. Собственно, в любом малокалиберном оружии вне доктрины унитарного патрона имелась масса врожденных недостатков. Снаряд быстро терял кинетическую энергию и потому нормальное поражение цели можно было гарантировать чуть ли не у дульного среза. А еще эта штука требовала долгой и сложной перезарядки. Впрочем, еще гений Леонардо пытался победить проблему (у нас в 1756 почти дословно эту наработку воспроизвел Челокаев), но все попытки сгруппировать несколько залповых систем в одном блоке приводили к тому, что в боевой обстановке такие супер-пушки угрожали расчету никак не меньше, чем врагу.

Приходилось использовать многоствольные конструкции или для охраны крепостных ворот, или в полевых сражениях, предварительно замаскировав их, чтобы устроить противнику сюрприз. И при правильном применении выходило преотлично.

Какое-то безумие с 9 стволами, сделано в 1671 году. Из Национального музея в Кракове (mnk.pl)
Какое-то безумие с 9 стволами, сделано в 1671 году. Из Национального музея в Кракове (mnk.pl)

Помимо сложной зарядки и немалой массы, многоствольные системы страдали еще и плохой точностью. При этом меткость компенсировать плотностью огня не получалось, поскольку количество стволов при соблюдении хоть какой-то мобильности оружия все равно оказывалось недостаточным. Поэтому, как только была изобретена картечь, о многоствольном оружии забыли. Но… только в артиллерии. Поскольку в ручном оружии многоствольность продолжала оставаться востребованной.

Прежде всего многостволки прижились у охотников (они и сегодня популярны в этом секторе). Правда, такая конструкция увеличивала вес и стоимость оружия, ну да охотой простой народ и не увлекался. Также в гражданском варианте массово изготавливались многоствольные кабинетные пистолеты, известные сейчас как "утиная лапа". Правда, это оружие в кармане не таскали, а держали на столе. На случай нападения злодеев. Вот только сложно сказать, применяли ли эту стреляющую игрушку хоть раз на деле. Или все образцы так и остались опасными сувенирами, статусными маркерами своего времени.

13 стволов, XVII век. Из музея Чикагского института искусств (artic.edu)
13 стволов, XVII век. Из музея Чикагского института искусств (artic.edu)

В то же время там, где ручное оружие не приходилось таскать на маршах или постоянно носить с собой, многоствольность прижилась. Скажем, во флоте. Известны многоствольные ружья, стрелявшие залпом. К примеру, для британского флота в XIX столетии изготовили немало ружей Нока с блоком из 7 стволов. А для полковника Томаса Торнтона персонально в 1800 в Льеже изготовили ружье, у которого было два замка, работавших на два отдельных блока с 14 стволами! Правда, сложно представить, как вообще манипулировать подобной махиной. Не говоря о том, что дуплетом из такого монстра лучше не стрелять – для 7-ми ствольных абордажных ружей приходилось выбирать ребят покрепче. И все равно известны случаи перелома ключиц.

У ружей Нока ствольный блок спаивался из нескольких стволов. А в системе Дюпе ствол отливался одной болванкой, а потом в нем рассверливалось несколько каналов. Что особо картины не меняло. Зато в кавалерии той поры встречались четырехствольные ружья, которые стреляли с одного замка. Но при этом стрельба велась не залпом, а очередями! Просто в конструкции имелся специальный замедлитель, позволявший воспламенять заряды последовательно. Что снижало нагрузку и на стрелка, и непосредственно на оружие. Правда, прервать очередь по желанию уже не получалось. Если стрельба начиналась, то все четыре заряда срабатывали независимо от воли оператора.

Семиствольное ружье Нока образца 1780 года. Из Национального морского музея в Лондоне (rmg.co.uk)
Семиствольное ружье Нока образца 1780 года. Из Национального морского музея в Лондоне (rmg.co.uk)

Позднее, уже после появления унитарного патрона, многоствольность применили для разделения процессов зарядки, экстракции гильзы и непосредственно выстрела. Что упрощало ручную механизацию и снимало проблему перегрева оружия. Собственно, по причине лучшего охлаждения многоствольные системы дожили и до наших дней. Правда, только в узком секторе авиационного вооружения.

× Поддержите нас в телеграме: @battlez

Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала