Найти тему
Владимир Марочкин о музыке

1966 год. 55 лет назад. Музыка на фоне политики.

16 января в эфире появилась новая развлекательная передача «Добрый вечер!». С восьмого выпуска она стала называться «Кабачок «13 стульев» и просуществовала свыше десяти лет. Ее первым ведущим был актер театра Сатиры Александр Белявский. Именно его и называют автором идеи «Кабачка». Вернувшись с польских гастролей, Белявский предложил режиссеру театра Сатиры Георгию Зелинскому сделать небольшие телеминиатюры, вроде варшавского представления «Кабаре Старых Панов». Белявский привез подборку скетчей из польских юмористических журналов - и дело завертелось.

Благодаря этой передаче советский телезритель был в курсе последних новинок европейской эстрады. Песни звучали в оригинальном варианте, но на экране их под фонограмму исполняли артисты, принимавшие участие в программе.

В январе во главе правительства Индии становится Индира Ганди, дочь легендарного Джавахарлала Неру. Не смотря на то, что в своей внешней политике Индира Ганди следовала курсом неприсоединения, она стремилась развивать тесные связи с Советским Союзом.

3 февраля советская автоматическая станция «Луна-9» совершила мягкую посадку на лунную поверхность в районе Океана Бурь и впервые передала на Землю лунную фотопанораму.

1 марта советская межпланетная станция «Венера-3» достигла поверхности Венеры.

5 марта скончалась поэтесса Анна Андреевна Ахматова.

7 марта президент Франции Шарль де Голль объявил о намерении Франции выйти из военной организации НАТО.

11 марта в Москве было создано Всесоюзное общество филателистов, позже – Союз филателистов СССР, добровольная культурно-просветительская организация, объединяющая коллекционеров почтовых марок. При Московском отделении Всесоюзного общества филателистов в том же 1966 году начала работать секция филофонистов, которая сделала очень многое для распространения в Советском Союзе современной музыки.

18 марта в Москве показом фильма «Броненосец Потёмкин» был открыт кинотеатр «Иллюзион». Он стал местом паломничества для всех советских киноманов. Так как статус «ретроспективного просмотра» смягчал цензурные ограничения, здесь можно было посмотреть фильмы, которые не показывали больше нигде/

15 апреля вышел в свет «Aftermath» — четвёртый студийный альбом британской рок-группы The Rolling Stones. В пластинку вошли такие известные вещи, как «Mother's Little Helper», «Lady Jane», «Stupid Girl» и др. Считается, что запись Aftermath стала одной из важнейших вех в творчестве коллектива. В 2002 году альбом был включён в список 500 величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone под номером 108.

-2

19 апреля на советские киноэкраны вышел необычный фильм «Айболит-66», поставленный режиссером Роланом Быковым по мотивам произведений Корнея Чуковского. Необычность фильма заключается в том, что, например, в картине не скрывается наличие съёмочной группы, наоборот - режиссер всячески подчеркивает условность и постановочность сцен. В фильме немало интересных операторских решений: кадр превращается то в ромб, то в круг; от театральной сцены может оказаться один кадр до натурных съёмок.

Но самое удивительное - совершенно отвязный свинг, который звучит с экрана. Этот лихой джаз исполняет Государственный симфонический оркестр кинематографии СССР, дирижёр — Эмин Хачатурян, а песни поют актеры Ролан Быков, Алексей Смирнов и Фрунзик Мкртчян. И еще удивительнее, что автор этой разудалой и где-то даже провокационной музыки - Борис Чайковский, классический композитор с консерваторским образованием, автор многочисленных симфонических ораторий и кантат.

26 апреля в Ташкенте произошло сильное землетрясение, в результате которого была значительно разрушена центральная часть города.

The Beatles в аэропорту в Японии
The Beatles в аэропорту в Японии

В июне The Beatles посетили Японию и дали серию концертов в Токио. Их визит создал такой ажиотаж среди подростков, что почти в одночасье множество молодых японских музыкантов решили попробовать сыграть что-то подобное. Всю эту волну позже нарекли GS (Group Sounds). Данный стиль - слияние японской музыки kayokyoku с популярным на тот момент западным роком. Одними из ярчайших представителей данного стиля была группа The Spiders. Они выпустили множество хитов, снялись в нескольких фильмах в конце 60-х и начале 70-х годов. Также с успехом гастролировали в Европе и США .

The Troggs
The Troggs

30 июля вышел сингл группы The Troggs с песней «Wild Thing».

Песенку сочинил мало кому известный американец Чип Тейлор. The Troggs переложили эту простенькую вещицу на свой грубоватый манер, но особый колорит их исполнению придало соло певца Реджиналда Болла на окарине.

Композиция мгновенно стала хитом по обе стороны Атлантики, заняв в Штатах первое место, а в Англии – второе. Тираж пластинки в общей сложности достиг двух миллионов. Весь мир, казалось, распевал тогда вместе с The Troggs:

Дикая штучка,

С тобой моя душа поёт,

С тобой всё становится так

Клёво.

Дикая штучка, возможно, я люблю тебя,

И хочу узнать наверняка.

Давай, прижмись ко мне крепче,

Я люблю тебя...

Эта композиция стала классикой «гаражного» рока.

Советская сборная стала бронзовым призером Чемпионата мира по футболу, который состоялся в Англии.

Состоялся первый международный фестиваль «Братиславская лира». Главный приз получил чехословацкий певец Карел Готт.

13 августа Центральный Комитет Коммунистической партии Китая объявил о начале «Великой пролетарской культурной революции», целью которой стало очищение рядов китайских коммунистов путем жестокого искоренения интеллигенции. Наиболее активными участниками «культурной революции» в Китае стали отряды, состоявшие из студенческой и школьной молодёжи, так называемые хун-вэй-бины, которые стали формой организации китайского народа для осуществления диктатуры пролетариата. Хунвэйбинские организации действовали в соответствии с собственным пониманием марксизма указаниями Мао. Хунвэйбины проводили массовые погромы не только против противников Председателя Мао, так называемых «чёрных ревизионистов», но и против профессоров и интеллигентов. В ходе кампании «Сокрушить четыре пережитка» были уничтожены многие культурные ценности.

В нашей стране про хунвэйбинов было сложено множество анекдотов и частушек, а Владимир Высоцкий написал песню, в которой были таки строки:

«Возле города Пекина ходят-бродят хунвэйбины

И старинные картины ищут-рыщут хунвэйбины

И не то, что хунвэйбины любят статуи-картины –

Вместо статуй будут урны революции культурной...»

-5

На экраны страны вышел первый советский «боевик» «Неуловимые мстители», который режиссер Эдмон Кеосаян снял по мотивам повести П.Бляхина «Красные Дьяволята». Фильм был до предела наполнен погонями, стрельбой, головокружительными трюками, искрометным юмором. Персонажи фильма — четверка юных бойцов Первой конной армии Буденного, которых сыграли Михаил Метелкин, Виктор Косых, Василий Васильев и Валентина Курдюкова, — стали культовыми героями для нескольких поколений советских кинозрителей.

Именно с этого фильма началась слава актера Савелия Крамарова, а фраза его незадачливого героя «А вдоль дороги мёртвые с косами стоят… И — тишина!» стала крылатой.

После премьеры «Неуловимых мстителей» большой успех пришел и к артисту Борису Сичкину, который исполнил роль «оригинального куплетиста» Бубы Касторского.

Борис Сичкин был настоящим танцором-самородком. Он танцевал с четырех лет, и в тридцатые годы даже зарабатывал себе на хлеб танцами на киевском базаре. В пятнадцать лет Сичкина приняли в ансамбль народного танца УССР. В 50-е годы он много выступал с сольными номерами в сборных концертах. Но прославился он, будучи уже зрелым мужчиной, а роль куплетиста Бубы Касторского стала главной в его жизни. Неунывающий, смекалистый весельчак, умеющий увидеть смешное в самой аховой ситуации, понравился народу, и его куплеты разнеслась по всей стране:

«А я не плачу, я никогда не плачу,

Есть у меня другие интересы…»

В фильме звучат великолепные песни, которые сочинили композитор Борис Мокроусов и поэт Роберт Рождественский: «Льют свинцовые ливни», «Песня Яшки-цыгана», «Ты не верь сатане». По своему настроению, мелодике они будто бы пришли из тех лет, из героических 20-х. Впрочем, эти песни были вполне созвучны и своему времени, шестидесятым, ведь недаром же творческий порыв шестидесятых принято сравнивать с накалом творческим двадцатых.

В этом году состоялся дебют в кино композитора Алексея Рыбникова. Его первым опытом стал короткометражный фильм «Лёлька» (режиссер Павел Арсенов). Композиторский дебют в новом жанре оказался настолько удачным, что за ним одно за другим последовали новые приглашения от режиссеров. Все последующие десятилетия будет продолжаться тесное и плодотворное сотрудничество А.Рыбникова с кинематографом.

Советский певец Эмиль Горовец вышел на пик своей популярности, записав на пластинку югославскую песню «Маленькая девочка» («Devojko mala», музыка Д. Кралича, оригинальные стихи Б.Тимотиевича). Русский текст, сочиненный Г. Фере, стал почитаться за канонический перевод этой песни:

«Ночным Белградом

Шли мы молча рядом,

Казался близким

Самый дальний путь.

Ты появилась,

Будто мне приснилась,

А сон, конечно,

Не так легко вернуть.

Тебя я где-то

Должен встретить снова,

Но я не знаю,

Где тебя искать.

Ты, словно песня

Города большого,

И эту песню

Не могу отыскать...»

29 августа в парке Кэндлестик (Candlestick) в Сан-Франциско The Beatles в последний раз выступили на публике. Музыканты ансамбля решили сконцентрироваться на студийной работе.

Чтобы как-то восполнить отсутствие великого ливерпульского квартета на концертной сцене, американский шоу-бизнес создал их двойников с характерным названием The Monkeys («Обезьяны»).

К середине 1966 года народ врубился в индийскую музыку, звучание ситара заворожило многих. Первым обратил свое внимание на этот инструмент Донован, он же пропагандировал его в сообществе. Джордж Харрисон отправился в Индию учиться искусству раги у Рави Шанкара. Rolling Stones использовали ситар в песне «Paint it Black». И, наконец, возник шедевр из шедевров - альбом «Револьвер» самих The Beatles, где в песне «Love you to» на ситаре играет Харрисон, а Anil Bhagwat подыгрывает ему на табле.

Эрик Клэптон создал группу Cream, в которую также вошли барабанщик Джинджер Бэйкер, вокалист и бас-гитарист Джек Брюс. Группа дебютировала на Виндзорском фестивале, где ее выступление произвело настоящий фурор.

Дуэт Саймон и Гарфункель записал свой первый альбом «The Sound Of Silence».

Осенью басист группы Animals Чес Чендлер привез в Англию чернокожего гитариста Джими Хендрикса, чье выступление он увидел в нью-йоркском кафе «Café Wha». 24 сентября Хендрикс принял участие в джем-сейшне в ночном клубе «Scotch of St. James». Прослушав изрядное количество английских музыкантов, он выбрал барабанщика Митча Митчелла и басиста Ноэла Реддинга, с которыми сделал группу Jimi Hendrix Experience. 18 октября группа уже играла на разогреве у французского рок-н-ролльщика Джонни Холлидея в зале «Олимпия» в Париже.

Фрэнк Заппа выпустил дебютный - и сразу двойной! - альбом «Freak Out».

9 октября на выставке в галерее «Indica» в Лонодоне Джон Леннон познакомился с японской художницей-авангардисткой Йоко Оно.

В этом году познакомились Бенни Андерсон и Бьерн Ульвеус, будущие музыканты легендарной шведской группы ABBA.

В этом же году произошла судьбоносная встреча Джима Моррисона с клавишником Реем Манзареком и гитаристом Робби Кригером, которая вылилась в создание группы Doors - самого известного ансамбля с Западного побережья США.

Джанис Джоплин была приглашена солисткой в группу Big Brothers & The Holding Company.

Польский музыкант Чеслав Немен
Польский музыкант Чеслав Немен

Чеслав Немен записал для польского радио несколько русских народных песен. В том же году он попал в Париж, где ему довелось выступать вместе с такими знаменитостями как Spencer Davis Group, Kinks и Pretty Things. В Польшу Чеслав вернулся нагруженный идеями хиппи. Он отрастил длинные волосы, полностью сменил имидж, а его новые музыкальные пристрастия находились под сильным влиянием черного соула.

В конце года польская группа «Червоны Гитары» выпустила свою первую долгоиграющую пластинку, тираж которой сразу же составил 160 тысяч экземпляров.

Мировым хитом этого года стала песня «Гуантанамера» (в переводе с испанского Guantanameraдевушка из Гуантанамо) в исполнении американского фолк-певца Пита Сигера.

«Гуантанамера» — эта одна из самых известных песен революционной Кубы, эту песню принято называть неофициальным кубинским гимном. Песня основана на первом стихе поэмы Хосе Марти, кубинского поэта и писателя, борца за освобождение Кубы от испанского владычества. Музыка была написана Хосе Фернандесом Диасом в 1929 году.

Пит Сигер
Пит Сигер

В 1966 году Пит Сигер приезжал в Советский Союз. У американского фолк-сингера должен был состояться творческий вечер в московском Доме композитора, но композиторская общественность отнеслась к этому визиту без энтузиазма. «Зато Пит Сигер побывал у нас дома, - воспоминал Алик Сикорский, барабанщик групп «Крестоносцы» и «Атланты», - ведь мой дед переводил его песни на русский. Одну из песен Пита Сигера, которую перевел мой дед, исполняются у нас до сих пор: «Пришел домой я как-то в ночь, был пьян как стелька я...»

Мне было интересно пообщаться с Питом Сигером. И я помню, что мои родители были очень удивлены, когда узнали, что я говорю по-английски. Потом мы вместе пели его песни. А потом я провожал Сигера в гостиницу «Метрополь», где он жил.

Через несколько дней у Сигера был концерт в зале имени Чайковского, и мой дед спел вместе с ним пару его песен...»

Другими мировыми хитами в 1966 году были песня группы Lovin’ Spoonful «Daydream», написанная к одноименному фильму Вуди Аллена, и песня группы The Mamas And The Papas «Monday, Monday».

Угличский НИИ молочной промышленности и сыроделия разработал рецептуру плавленого сыра «Дружба». Продукт, расфасованный в аккуратные брикетики по 100 грамм и завернутый в желтую с красным фольгу с глобусом, когда–то стоил 26 копеек. Сырок «Дружба» стал своеобразным символом повседневной советской жизни, поэтому в народе о нем сложено немало песен и анекдотов. В том же 1966 году Александр Зацепин и Леонид Дербенев для фильма «Формула радуги» (режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич) сочинили «Песню про плавленый сырок»:

«Сделана отметка на стакане,

И укромный найден уголок,

И давно разломленный в кармане,

Засыхает плавленый сырок.

Ах, где ж ты, друг, наш третий друг?

Засыхает плавленый сырок...»

В кадре эту песню исполняет герой Савелия Крамарова, а за кадром за Крамарова эту песню спел сам Александр Зацепин.

Песня тут же стала советским дворовым хитом.

А в начале XXIвека в Москве на пересечении улицы Руставели и Огородного проезда был установлен памятник этому легендарному сырку.

Зимой 1966-67 годов в журнале «Москва» был напечатан роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В декабрьском номере вышла первая часть, в январском - вторая. Разумеется, в сокращенном варианте. Уже потом он стал появляться неофициально и полностью, когда по рукам начали ходить допечатки и люди стали вклеивать пропущенные главы. Этот роман оказал большое влияние на многих музыкантов, причем не только на российских: известно, например, что солист группы The Rolling Stones Мик Джеггер написал песню «Sympathy For The Davil» под воздействием «Мастера и Маргариты».

"Скифы"
"Скифы"

С 1966 года у нас началось массовое рождение бит-групп. Еще год назад их было всего несколько десятков, а тут сразу общее число групп перевалило за сотню. В Москве в основном они возникали в стенах вузов. В МГУ базировались «Скифы», «Грифы» и «Челленджерс», в МХТИ им. Менделеева – «Сокол» и «Меломаны»; в МВТУ им. Баумана – «Идолы»; в Текстильном институте - «Пожилые Зайцы» и т.д. Бит-группы играли на институтских праздниках и студенческих танцах, озвучивали КВНы. Разумеется, они были любимы студентами, холились и лелеялись администрацией. Атмосфера сейшенов была радостной и праздничной и, по свидетельствам самих музыкантов, никакие власти рокеров еще не "преследовали".

Певец и клавишник Леонид Бергер (в будущем - музыкант «Веселых ребят», а тогда - студент Гнесинского института) и молодой лейтенант Валерий Шаповалов по прозвищу «Полковник» в 1966 году основали группу «Орфей». На бас-гитаре в новой группе играл студент-гнесинец Валентин Витебский (в будущем – также музыкант «Веселых Ребят»), на ритм-гитаре - выпускник дирижерско-хорового отделения музыкального училища имени Октябрьской Революции, а тогда – студент исторического факультета МГУ Вячеслав Антонов, будущем он возьмет себе псевдоним «Добрынин» и сочинит немало всенародно любимых шлягеров), на барабанах – 16-летний школьник Борис Багрычев. Валерий Шаповалов стал директором нового ансамбля.

«Орфей» исполнял песни из репертуара Чеслава Немена, Рэя Чарлза, Отиса Реддинга, Ареты Франклин и группы Beach Boys. Но многие из тех, кто слушал этот ансамбль в те годы, до сих пор с восхищением вспоминают, как Бергер в стиле соул пел русскую народную песню «Однозвучно звенит колокольчик».

"Орфей: Валентин Витебский, Леонид Бергер, Вячеслав Добрынин
"Орфей: Валентин Витебский, Леонид Бергер, Вячеслав Добрынин

Середина 60-х была для Эдиты Пьехи периодом Оскара Фельцмана. Тогда в реперуар певицы вошли песни «Манжерок» (на стихи Наума Олева) и «Ничего не вижу» (на стихи Льва Ошанина), которые стали очень популярны.

Новым хитом певицы Марии Пахоменко стала песня «Стоят девчонки» Александра Колкера на стихи Кима Рыжова.

Станислав Пожлаков написал самую известную свою песню «Ребята семидесятой широты» на стихи Леонида Лучкина.

В этом году певец Эдуард Хиль исполнил знаменитый вокализ «Я возвращаюсь домой» композитора Аркадия Островского. Песня понравилась публике, но в тот год не была оценена по достоинству. Однако «Я возвращаюсь домой» стала мостиком в будущее.

ВИА "Поющие гитары"
ВИА "Поющие гитары"

В конце декабря, буквально за пять дней до Нового года ансамбль "Поющие гитары" сдал худсовету сольную программу и начал профессиональную работу в Ленконцерте.

Первоначальный состав ВИА «Поющие Гитары» был таким: Анатолий Васильев (гитара, вокал), Евгений Броневицкий (бас, вокал), Владимир Калинин (гитара, вокал), Лев Вильдавский (фортепиано), Татьяна Калинина (вокал), Галина Баранова (вокал), Сергей Лавровский (барабаны).

В дальнейшем состав не раз менялся, в ансамбль приходили новые музыканты, но стиль и образ, выработанные той осенью 1966 года, оставались неизменны. «У нас пели все, даже я пел соло, хотя никогда голосом не блистал. Но основной звук, основную краску давали солисты. Такая стилистика сохранялась всегда, и это выделяло музыку «Поющих Гитар» среди эстрады того времени», - объяснял музыкальную особенность своего ансамбля Анатолий Васильев.

По этой матрице был создан целый жанр советской эстрады.

«И это даже отразилось на нашей зарплате, - говорит Анатолий Васильев. - Если у музыкантов-аккомпаниаторов была тогда ставка 5 рублей за концерт, то нам, поющим музыкантам, платили уже по 7.50 за концерт, независимо от количества зрителей».

«Поющие Гитары» очень быстро обрели всесоюзную популярность. Музыковед Аркадий Петров объяснял успех ансамбля той неповторимой линией, которая присутствовала даже не столько в репертуаре, сколько в саунде «Поющих Гитар»: «отчетливая суховатая игра барабанов, перебивающие их рисунки ритм-гитары, специфические битовые пассажи соло-гитары, остро акцентированное, гораздо более экспрессивное, чем прежде, звучание вокальных партий. Так в те годы не звучал на советской эстраде ни один песенный коллектив».

Анатолий Васильев объясняет популярность «Поющих Гитар» более житейскими причинами: «То, что мы делали, легло на душу людям. Они хотели слушать эту музыку, и мы давали им ее слушать».