Бездомным не было места в стране всеобщего социального равенства-именно так пропаганда представляла Советский Союз миру. Существование бездомных просто не вписывалось в образ идиллической утопии. 5Однако действительность была куда более мрачной.
Короткий ответ - в России, конечно, были бездомные. Однако правительство упорно пыталось превратить их существование в миф. Но как можно спрятать десятки или сотни людей, бродящих по улицам в поисках пищи и крова?
Как Сталин объявил нищету вне закона
В первые дни после революции преобладало мнение, что бездомные и бедные со временем исчезнут как печальный остаток старого режима - как только советы закончат строить государство всеобщего благосостояния. Большевики даже вели статистику этого вопроса. Перепись 1926 года насчитала около 133 000 человек, просящих милостыню на улицах. Нищие почти всегда оказывались бездомными.
"Этот факт примечателен, потому что мы видим, что проблеме уделялось внимание, она изучалась. Тогда появились блестящие исследования о бедности - мотивах, причинах и содержании этой социальной категории", - говорит Елена Зубкова, старший научный сотрудник Института российской истории РАН.
Затем новое правило предприняло шаги по борьбе с этой бедностью: оно началось с небольших пенсионных программ для отдельных категорий людей и помощи в трудоустройстве. Между тем целым слоям русского общества, таким как прежде привилегированные, просто отказывали в помощи.
Однако вскоре стало очевидно, что борьба с бедностью идет не так быстро и эффективно, как ожидалось. Шли годы, а идеологическая машина государства продолжала вбивать в сознание, что страна находится на самом краю счастья для всех. Итак, как же он снова справился с этой проблемой? Он просто начал называть это "дефектом"!
В 1930 - х годах все исследования были резко прекращены, и тогда проблема была отнесена к категории личных, вытекающих из некоторых очень извращенных выборов - наравне с алкоголизмом и проституцией. Затем появилась Конституция СССР, в которой утверждалось, что стране удалось заложить основы социалистического общества. Затем на 8-м Всесоюзном съезде Иосиф Сталин заявил, что коренные причины бедности и безработицы устранены.
Приговор за отсутствие работы или дома
Тогда борьба с бездомностью превратилась в тотальные репрессии. Бедняков и бродяг преследовали и изгоняли из больших городов-практика, существовавшая еще с царских времен, содержавшая запрет на отдельные категории граждан в Петербурге и Москве.
В остальное время года применялась другая процедура. Милиция заберет нищего с улицы и начнет выяснять, есть ли у него родственники, и так далее. При отсутствии каких-либо родственников, но при наличии возможности заниматься физическим трудом, органы власти передавали индивида в орган, отвечающий за трудоустройство. В нетрудоспособном, в то время, были размещены в домах-интернатах для инвалидов. По крайней мере, так было написано на бумаге.
Схема абсолютно не работала в реальности. По словам Зубковой, были серьезные проблемы с трудоустройством, вкупе с катастрофическим дефицитом в домах инвалидов. Вместо этого их отправили в дома для душевнобольных. Поставить диагноз было нетрудно. Однако выбраться оттуда было почти невозможно.
Кроме того, нужно было где-то держать всех этих людей, которых вы допрашивали. В 1946 году появились приемно-распределительные камеры, страшно антисанитарные и с безбожными условиями. Эта программа длилась недолго.
В 1951 году вышел закон “О мерах борьбы с антиобщественными, паразитическими элементами", предусматривавший отправку бездомных в специально выделенные районы Советского Союза сроком на пять лет.
Другими словами, изгнание. Но в последующие 10 лет все стало еще хуже. Советы начали уголовное преследование безработицы - то, что они называли “паразитизмом”. И эта мера коснулась не только бездомных: обычные люди, чьи финансовые доходы были неофициальными, также подходили под этот закон. А если у вас не было крыши над головой, вас отправляли в тюрьму на срок до двух лет.
Хаос позднесоветских лет
С такими радикальными изменениями бездомность стала практически невидимой для глаз общественности. Его не было видно ни в метро, ни на улице. Начиная с 1960-х годов им приходилось прятаться в подвалах и на чердаках, в заброшенных бомбоубежищах и внутри узлов теплотрасс, без надежды на какую-либо помощь.
Надо отдать должное, социальная политика, регулирующая проблему бездомности, действительно прогрессировала с 1930-х годов. Бедность, как запретная тема, получила в средствах массовой информации свой эвфемизм - “недостаточное материальное благосостояние”, и вот тут-то правительство и приступило к работе. Например, в переписанной в 1977 году Конституции было закреплено право каждого советского гражданина на жилище. Однако, согласно тому же документу, норма была основана на развитии государственного и социального жилищного фонда. Но этого оказалось недостаточно для обеспечения крышей над головой 250 миллионов советских людей (290 миллионов на момент распада СССР).
Ситуация заметно ухудшилась к концу 1980-х годов, когда острый дефицит продовольствия и предметов первой необходимости в стране привел к созданию карточной системы. Марки раздавались в службы размещения, и для того, чтобы получить доступ к ним, вы должны были иметь зарегистрированный адрес. Те, кто не мог воспользоваться программой штампов. “Если можно было нелегально зарабатывать на жизнь и покупать продукты, то система штампов положила этому конец и привела к тому, что бездомные просто умирали”, - вспоминает Валерий Соколов, бывший бездомный и основатель организации для бездомных "Ночлежка".
Даже к концу Советского Союза власти не желали раскрывать официальные масштабы бездомности. Анатолий Собчак, ставший мэром Санкт-Петербурга в 1991 году, заявил, что в городе нет бездомных. Мэр Москвы Юрий Лужков часто утверждал то же самое. Между тем закон о борьбе с бродяжничеством исчез из Уголовного кодекса в том же году, с распадом СССР.