Ни для кого не секрет, что в школьном образовании настали странные времена. Не первое десятилетие проводятся реформы, вводятся новые предметы, выводятся старые, а вся система образования встаёт с ног на голову и машет лапками в воздухе, всем видом показывая, что у неё всё хорошо. Но итог всё равно сложно назвать удовлетворительным — нынешней ситуацией в образовании недовольны как учителя, так и ученики с их родителями.
У всех накопилось друг к другу куча претензий, что нередко выливается в горячие споры и скандалы. Разберём же сегодня одну из родительских претензий к учителям, а именно «вот в советское время педагоги были ого-го и многое делали, а вот сейчас учителя жадные, ленивые, ничего не знают и не умеют». В общем, нынче учитель не тот пошёл.
Как вы уже догадались, на эту проблему имеется две противоположные точки зрения на данный тезис:
- Первая группа это родители школьников. Возмущены формальным отношением учителей к работе и к ученикам в целом («урок отвели и ушли»), а также минимумом индивидуального подхода к неуспевающим. Раз ученик плохо учится, то это виноват учитель («не нашёл подход!»), и чтобы исправить свою плохую работу учитель должен до или после уроков, в своё свободное нерабочее время, индивидуально заниматься с неуспевающими учениками. Прям как это делали «золотые советские педагоги, работавшие по призванию» в школьные времена родителей нынешних школьников, выпавшие на 80-90-е годы. И, разумеется, бесплатно. Те учителя за это денег не брали, значит, и нынешние не должны.
- Вторая группа это учителя и им сочувствующие. Они утверждают, что и рады бы работать как в советские времена, но документами и отчётами завалили, времени нет, родители пьют кровь, ученики не готовятся, не уважают и хамят. Главное желание это чтобы оставили в покое и дали возможность спокойно работать и учить детей. Ну и зарплату побольше.
Я могу понять претензии родителей в целом, ведь это естественно желать, чтобы их дети учились с удовольствием и из школы приносили хорошие оценки. Да, я согласен в целом, но не согласен в частностях.
Перво-наперво обязан заметить, что это не учителя виноваты в тяжёлой ситуации в нашем образовании. Это не они были инициаторами реформ, из-за которых так любимое упрекающими родителями советское школьное образование так сильно отличается от современного.
Второе.
К своему сожалению, я могу отчасти согласиться с тем, что качество работы современных учителей может быть несколько ниже, чем у учителей советских времён. Не сказать, что сейчас в педагогических вузах готовят хуже, чем раньше (хотя и их реформы тоже задели). Просто выпускники-педагоги стремятся устроиться работать куда угодно, лишь бы не в школу. В полицию, в банк, «в бизнес» за деньгами, но точно не учителем. Работать в школу уже идут или по призванию, или потому что уже больше никуда не взяли и некуда идти.
Однако все школьные учителя имеют педагогическое образование и подтверждающие это документы. Даже самый заурядный учитель является дипломированным специалистом, прошедший несколько производственных практик и сдавший все экзамены. Это о квалификации что-то да говорит.
И третье, про советских учителей. Самое важное.
Отмечу такую вещь, что те учителя из 80-х и 90-х, о которых с таким восхищением вспоминают родители нынешних учеников, были воспитаны, жили и начинали работать при СССР, в государстве с совершенно другим социальным строем, экономикой и идеологией.
Когда мой отец встретил мою мать в середине 1980-х гг., она уже третий год работала учителем математики и имела зарплату в 240 рублей. Явно тут была не одна учительская ставка, но суть не в этом. Суть в том, что эта сумма в три раза больше минимально установленной зарплаты в 80 рублей в месяц, на которую тоже можно было жить.
Кроме достойной заработной платы мама, как учитель:
- Получила двухкомнатную квартиру от государства (как и её сестра, тоже учитель);
- Имела значимые льготы на коммунальные и прочие услуги;
- Имела право на получение путёвок в санатории и пионерлагеря для детей;
- Имела непререкаемый и неоспоримый статус уважаемого и полезного члена общества.
И да, медицина и образование тоже было полностью бесплатными, минус к расходам.
Конечно, у неё не было надбавок и бонусов за проведение консультаций и подготовку к ЕГЭ, которая есть у учителей сейчас, но минимальные жизненные потребности были полностью удовлетворены и за такую зарплату (а также уважение людей) не было ничего удивительного, что она могла остаться в школе и поработать с отстающими учениками. Учитель многое давал бесплатно, но и получал бесплатно тоже много.
Прошло 30 лет, что осталось от старых советских льгот и статуса учителя в обществе? Они исчезли, но прибавилось как «бумажной» работы, так и работы напрямую не связанной с проведением уроков и обучением детей.
Может быть учитель и рад бы посидеть с неуспевающими учениками после уроков в своё свободное время, но, скорее всего, он работает не на одну рабочую ставку (18 уроков и общие 40 рабочих часов в неделю), а на полторы или даже две. Уроки закончились? Электронный дневник заполни, тетрадки проверь, отчёт напиши, план работы составь, мероприятие подготовь. У учителя сейчас и так есть чем заняться кроме проведения уроков. А ещё должно оставаться хоть какое-то время на себя и свою семью.
Я не буду давать общую оценку нынешней ситуации. Скажу лишь то, что за 30 лет многое изменилось. Изменилась страна, изменилась жизнь, изменились зарплаты, изменилась сама суть работы педагога. За эти тридцать лет изменилось буквально всё. Времена сейчас другие и ситуация сейчас другая.
И раз изменилось буквально всё, то и требовать чего-то от учителей стоит из нынешней реальности и нынешних условий, а не из того, что было 20, 30 или 40 лет тому назад. Если вы требуете от учителя как во времена СССР, то и дайте учителю то, что у него было во времена СССР. Очень удобно требовать чего-то от учителя ничего не давая взамен. Сперва верните советские льготы, зарплаты (а не уровень МРОТ в 12 тысяч рублей), достойный уровень жизни, уважение и статус в обществе, а там уже и ожидайте и требуйте как от советского учителя. Если же всё перечисленное вернуть нельзя, то адекватно требуйте от педагога в соответствии со сложившейся окружающей реальностью, а не исходя из чьих-то желаний и фантазий. По-моему, это будет справедливо.
Родители, поверьте, педагогу сейчас тоже нелегко. Как и вам. И помните, что не учителя являются первопричиной всех проблем.
Спасибо за уделённое статье время, удачного Вам дня!