Ноутбуки, телефоны и планшеты выпускаются с новыми, более яркими обновлениями каждый год, и потребители восхищаются ими, стремясь приобрести последние желанные модели с самыми передовыми функциями. Но с каждым обновлением старые модели попадают на свалки по всему миру.
В 2019 году произведены рекордные 53,6 миллиона метрических тонн электронных отходов, согласно данным Global E-Waste Monitor. По прогнозам, к концу десятилетия это количество достигнет 74 млн тонн.
Помимо огромного количества отходов, скапливающихся на свалках, электроника часто содержит токсичные химические вещества, такие как ртуть и хлорфторуглероды, которые могут попадать в окружающую среду.
Несмотря на растущее осознание проблемы, небольшая часть этих отходов перерабатывается.
Некоторые эксперты призывают к радикальному пересмотру бизнес-модели производителей электроники.
Рюдигер Кур, директор Программы устойчивых циклов в УООН и один из авторов Global E-waste Monitor, считает, что нам необходимо «дематериализовать» сектор электроники вместо того, чтобы покупать и владеть новейшими технологиями, мы должны сдавать в аренду устройства, которые мы используем, при этом производители меняют свою модель на предоставление услуг вместо материальных товаров.
Переход ответственности с потребителей на производителей
Поскольку производители сохраняют право собственности на свои продукты, бремя переработки переместится с потребителей, которые часто не знают, как лучше всего утилизировать старые устройства, на компании, которые будут повторно использовать материалы и детали для новых продуктов.
В 2019 году только 17,4% электронных отходов – это 9,3 миллиона тонн было официально собрано и переработано, согласно последнему отчету E-Waste Monitor.
Для некоторых продуктов модель лизинга уже доказала свою ценность для бизнеса. Японская компания по производству электроники Canon имеет схему аренды больших офисных принтеров в Европе, которую Кюр привел в качестве примера дематериализации. Hewlett-Packard и Xerox предлагают аналогичные инициативы.
По истечении срока аренды Canon забирает использованный принтер, ремонтирует его для следующего клиента или, если он больше не находится в рабочем состоянии, отправляет его на свое предприятие в Гиссене, Германия, где он разбирается. Затем детали повторно используются при ремонте других машин. По словам Энди Томкинса, менеджера по устойчивому развитию Canon, это позволяет компании восстанавливать 80% материалов.
Стимулы к переменам
Во многих случаях корпорации действительно принимают экологически прогрессивную политику самостоятельно. Одна из причин заключается в том, что обязательства по устойчивому развитию могут улучшить их бренд.
Дальновидные компании, которые сейчас начинают внедрять циклические стратегии, могут получить преимущество, если экономика сместится в пользу вторичной переработки.
Дематериализация электроники может потребовать вмешательства государства. Правила могут обязывать производителей брать на себя расходы по утилизации своей продукции, в то время как государственные деньги могут субсидировать некоторые из затрат производителей на создание собственных заводов по разборке и переработке.