Найти тему
Кот-ученый

Роковые крейсеры Британии

Юрий Каторин

Атака U-9 на британские броненосные крейсеры
Атака U-9 на британские броненосные крейсеры

Успехи крейсеростроения конца XIX века в России оказали заметное влияние на кораблестроительные программы всех ведущих морских держав. Когда русские корабелы, продолжая развивать так удачно найденный тип отечественного крейсера-одиночки, создали знаменитый «Рюрик», у англичан началась самая настоящая паника. Огромная дальность плавания, высокая скорость и мощная артиллерия делали «Рюрик» опасным противником на океанских путях. Англия начинает лихорадочно строить свои крейсера такого же типа, но в конце 1890-х годов моряки решили, что броненосный крейсер должен не только успешно действовать на коммуникациях, но и участвовать в эскадренных сражениях. Поэтому, в Англии был разработан свой тип очень мощного корабля, годного как для охраны заморских владений, так и для усиления боевых эскадр. И первым из этой плеяды суждено было стать «Кресси» (HMS Cressy).

Английский броненосный крейсер «Кресси»
Английский броненосный крейсер «Кресси»

В 1901–1904 годах вступают в строй шесть крейсеров этого типа: «Кресси», «Абукир», «Хог», «Баккант», «Юриалус» и «Сатлей». Это были приземистые корабли, увенчанные четырьмя массивными трубами. Они имели водоизмещение 12 193 т, длину 143,9 м (472 футов), ширину 21,2 м (69 футов 6 дюймов), проектную осадку 7,92 м (26 футов) при нормальном и 8,2 м (26 футов 9 дюймов) полном водоизмещении. Силовая установка – две 4-х цилиндровые паровые машины тройного расширения, 30 паровых котлов Бельвиля. Проектная мощность силовой установки: 21 000 л. с., скорость 21 узел, Запас угля 1600 т, экипаж 760 человек. Бронирование: пояс — 51…152 мм, траверзы — 127 мм, палуба — 25…76 мм, башни — 152 мм, казематы — 127 мм, рубка — 305 мм. Среднюю часть корабля прикрывал 70-метровый пояс из 152-мм крупповской брони высотой 4,5 м, который спереди и сзади замыкался броневыми траверзами толщиной 127 мм. Вооружение: два 234-мм, двенадцать 152-мм орудий и четырнадцать 76-мм противоминных пушек. Мощные 234-мм орудия располагались в одноорудийных башнях, в носу и корме. Установки имели угол возвышения до 15°, что обеспечивало для 170-кг снарядов максимальную дальность 14 200 м. Средний калибр состоял из 6-дюймовый орудий Mk VII, которые были расположены в казематах по бортам. Восемь из них были установлены на главной палубе и могли использоваться только в безветренную погоду. Конечно, никто из создателей этих очень неплохих для своего времени крейсеров не мог предполагать, что через 10 лет эта серия будет названа роковой…

Схема бронирования и размещения артиллерии броненосного крейсера типа  «Кресси»
Схема бронирования и размещения артиллерии броненосного крейсера типа «Кресси»

16 сентября 1914 года командующий флотом Северного моря получил от начальника германского морского генерального штаба следующую телеграмму: «Идет усиленная переброска войск в Остенде. Помешать им было бы важно для сухопутного генштаба. Прошу обсудить возможность посылки одной подлодки, несмотря на трудности кораблевождения». В эти дни был по настоящему жестокий шторм. Две подлодки, бывшие в море с 16 сентября дошли только до плавучего маяка Хаак и повернули обратно. Операцию, порученную U-9 под командой капитан-лейтенанта Отто Веддигена (Otto Weddigen; 1882–1915), возможно было начать только 20 сентября.

Это была по всем статьям устаревшая лодка, постройка которой носила явно экспериментальный характер. Четыре бензиновых двигателя Кертинга имели мощность (2 × 300 л.с., 2 × 225 л.с.), что позволяло иметь скорость надводного хода в 14,2 узла. Водоизмещениесоставляло 421/510 т, основные размерения 57,4 ×6 ×3,1 м. Вооружение – четыре 450-мм торпедных аппарата (запас 6 торпед) и 37-мм орудие. Экипаж насчитывал 25 человек, из которых четверо, включая командира, были офицерами.

Немецкая подводная лодка U-9
Немецкая подводная лодка U-9

Чтобы подлодка имела больше шансов на успех, ей было указана позиция между плавучим маяком и Остенде, вне опасных остендских отмелей и в то же время на путях, ведущих из Англии. Шторм очень затруднил плавание, компас из-за сильнейшей качки был ненадежен, приходилось определяться по берегу. 21 сентября U-9 попробовала лечь на дно, команда остро нуждалась в отдыхе, но даже на глубине 25 м лодка билась о грунт. Экипажу пришлось и вторую ночь вести тяжелую борьбу с огромными волнами.

В час ночи 22 сентября при стихшем ветре в 1000 метрах были замечены неизвестные корабли с потушенными огнями; командир приказал погрузиться и ради предосторожности пройти под водой несколько на запад. На рассвете лодка всплыла в 22 милях к западу от маяка Шевенинген и приступила к зарядке аккумуляторных батарей, которые за ночь почти совсем разрядились. Свободная от вахты и зарядки батарей часть команды и командир отдыхали. Ветер стих, видимость была хорошая, но шла крупная зыбь. Казалось, ничто не предвещало тревоги, вдруг вахтенный офицер лейтенант ЙоханнесШпис (Johann Spiess; 1890–1970), оставшийся наверху и наблюдавший за морем в бинокль, обнаружил поднимающуюся из-за горизонта мачту военного корабля и густые облака дыма. После доклада командиру лодка погрузилась на перископную глубину и легла на курс сближения, поднимая перископ на короткие промежутки времени, чтобы не быть замеченной.

Вскоре можно было разглядеть три четырехтрубных боевых корабля, которые Веддиген принял за крейсера типа «Бирмингем». Они медленно шли на север строем фронта в двухмильном интервале друг от друга. Это был корабельный дозор, установленный здесь англичанами еще в августе, со времени переброски экспедиционных сил во Францию. Когда в 6 ч. 20 мин. ничего не подозревающие корабли приблизились, из носового аппарата была выпущена одна торпеда по среднему крейсеру («Абукир») с расстояния 500 м. Лодка сразу же погрузилась на глубину 15 м. В отсеках установилась напряженная тишина. Команда с тревогой ждала чего-то из ряда вон необычного и даже ужасного. Но ничего подобного не случилось. Через прочный корпус лодки донесся довольно близкий глухой удар, словно стукнули огромным молотом. Лодка подвсплыла. И в окуляры приподнятого перископа Веддиген увидел то, чего, как он признавался впоследствии, меньше всего ожидал: атакованный крейсер быстро заваливался на борт, а рядом в ледяной воде барахтались фигурки людей.

Атака U-9 на британские крейсеры
Атака U-9 на британские крейсеры

Через 25 минут корабль затонул, а для спасения экипажа к месту его гибели подошел второй крейсер («Хог»). Он застопорил ход и спустил шлюпки. И тогда Веддинген снова дал залп из двух аппаратов с расстояния в 350 метров. Мощный двойной взрыв потряс английский корабль, и он через десять минут ушел в пучину вслед за первым. Батарея на лодке была почти разряжена, но командир, видя легкую добычу, решил продолжить атаку. Позднее он писал, что никак не мог понять, почему эти мощные боевые корабли ни маневром, ни оружием не пытаются уничтожить или хотя бы отогнать его лодку.

Схема маневрирования U-9 при атаке на британские крейсеры
Схема маневрирования U-9 при атаке на британские крейсеры

В кормовых трубах оставались еще две торпеды, и последней запасной торпедой был перезаряжен один из носовых аппаратов. В 7 ч. 20 мин., взглянув еще раз в перископ, Веддинген обнаружил последний крейсер отряда («Кресси»), стоящий неподвижно. Его шлюпки были спущены и занимались спасением погибающих. Это была такая же прекрасная мишень, как и две предыдущие. Последовала новая команда, и одна из двух торпед, посланных из кормовых аппаратов с расстояния в 1000 м, попала в крейсер. Всплыв, командир лодки увидел корабль с дифферентом, но без крена. Дистанция была настолько мала, что немцы невооруженным глазом могли разглядеть на палубе мечущихся в паническом страхе людей. Для верности в крейсер была выпущена последняя торпеда, от взрыва которой, корабль быстро перевернулся и затонул. Заключительная точка в этом трагическом эпизоде Первой мировой войны была поставлена. Из 2296 человек экипажей 3 крейсеров погибли 62 офицера и 1397 матросов, главная заслуга в спасении значительной части из 837 человек (60 офицеров и 777 матросов) принадлежит голландскому пароходу «Флора».

Попытки спасения экипажей британских крейсеров
Попытки спасения экипажей британских крейсеров

Немного отойдя от обломков погибших кораблей, U-9 всплыла и, чтобы скрыть свой курс от британских моряков в спасательных шлюпках, пошла на север, а затем повернула к голландскому берегу и пошла под его прикрытием. .Поскольку кончились торпеды, лодка взяла курс в базу. И только здесь, во время необычно торжественной встречи подводники с удивлением узнали, что потопленные ими корабли отнюдь не типа «Бирмингем», сравнительно небольшого тоннажа, а крупные броненосные крейсеры общим водоизмещением в 36 000 т. Командир лодки был награжден Железными крестами 2-го и 1-го классов сразу, а все остальные члены команды были награждены Железными крестами 2-го класса.

Торжественная встреча U-9
Торжественная встреча U-9
Экипаж U-9 после награждения Железными крестами, в первом ряду в центре О. Виддиген
Экипаж U-9 после награждения Железными крестами, в первом ряду в центре О. Виддиген

Почему же стала возможной трагедия, стоившая Англии трех крейсеров и 1459 человеческих жизней. Главной причиной, конечно, стало то, что на 7-й эскадре, состоящей из этих кораблей, никто не предполагал, отчего они гибнут. Английские моряки решили, что попали на минное поле. Второй фактор, приведший к катастрофе, состоит в том, что охрана крейсеров, состоящая из 9 миноносцев, была отпущена вследствие жестокого шторма еще 19 сентября. Особой тревоги подводная опасность не вызывала, так как считалось, что при такой волне, когда даже лучшие миноносцы не смогли удержаться в море, подлодки действовать не смогут. Впрочем, отделяясь от крейсеров, начальник эскадры (как ни странно, но флагман был почему-то на миноносце) приказал до прихода охранения, во избежание атак подлодок, ходить только переменными курсами. Невзирая на это, эскадра двигалась без зигзагов и имела скорость всего 10 узлов. Для отражения подлодок с каждого борта имелось лишь по одному орудию, готовому к действию.

Гибель в течение часа 3 броненосных крейсеров произвела в Англии потрясающее впечатление, тем более что их экипажи были укомплектованы резервистами, большей частью семейными, и осборнскими кадетами. Сначала думали, что в атаке участвовало 5-6 подлодок. Когда немцы объявили, что действовал только один подводный корабль, этому даже сразу не поверили. В действительности это была одна сравнительно старая лодка, которая к тому же совершала свой первый боевой поход.

Опасность нападения подлодок теперь представлялась столь грозной, что были предприняты коренные меры, шедшие в разрез со всеми традициями и приемами боевой службы на британском флоте. «Ни одно правило, - писал Ю. Корбетт, - не было сформулировано так непреклонно в английской службе, - начиная с боевых инструкций Блека 1653 года, Монка, Гоу 1779 года, и до последних, изданных в период великих войн, закончившихся в 1816 году, - как положение об обязательной взаимной поддержке. Однако это правило не отвечало современной обстановке и средствам нового оружия. Все признаки говорили о том, что лицо войны на море меняется и нужны радикальные меры».

Первой такой мерой было общее признание, что если один или несколько кораблей в отряде подвергнутся нападению подлодки, эти корабли должны быть предоставлены сами себе, остальные же корабли должны выйти из опасной зоны, призывая малые суда для оказания помощи пострадавшим. Второй мерой было запрещение броненосным кораблям останавливаться для осмотра коммерческих судов. Для этой цели в состав броненосных эскадр были введены малые вооруженные суда.

Из выше изложенного видно, что такая блестящая победа, достигнутая всего одной лодкой, объясняется, в первую очередь, полнейшим отсутствием каких бы то не было мер предосторожности со стороны англичан. Однако в этом успехе немалую роль сыграла настойчивость и физическая выносливость личного состава германской субмарины. Экипажу лодки, произведенному в национальные герои, лично кайзер вручил «Железные Кресты». Этот случай стал первым грозным сигналом о том, что у крупных надводных кораблей появился новый опасный противник. Триумф U-9 отдался тяжелым эхом в штабах всех флотов мира: спешным порядком началась разработка средств, оружия и приемов борьбы с субмаринами.

Британский бронепалубный крейсер «Хаук»
Британский бронепалубный крейсер «Хаук»
Схема бронирования и размещения артиллерии крейсера «Хаук»
Схема бронирования и размещения артиллерии крейсера «Хаук»

15 октября 1914 года Отто Веддиген на своей U-9 потопил бронепалубный крейсер 1-го класса «Хаук» (7700 т, 1893 г.), входивший в 10-ю эскадру. Он относился к типу «Эдгард» – эти ладные надежные корабли несли по два 234-мм орудия (на баке и на юте) и по десять 152-мм пушек (4 на батарейной палубе в казематах и 6 на верхней палубе за щитами). Подходили и для крейсерской службы и для разведывательной службы при эскадрах.. Крейсера англичан шли строем фронта, и крейсер «Эндимион» подозвал к себе «Хаук» (HMS Hawke) для передачи почты. Оба корабля застопорили машины. Почти сразу «Хаук» был взорван торпедой, и погиб с такой быстротой, что одна из двух спущенных шлюпок не успела отойти, и была раздавлена перевернувшимся крейсером. Но на U-9 этого не увидели. Как вспоминает Шписс, торпеда была выпущена в 11:53 с расстояния в 400 метров, и лодка, потеряв от взрыва управление, ушла с перископной глубины. Когда спустя 8 минут перископ вновь был поднят, то крейсер уже был под водой. Из 544 членов команды крейсера только 52 человека были выловлены из воды траулером «Бен Ринз», еще 21 человека обнаружили впоследствии на спасательном плоту.

Два похода Веддигена стоили англичанам потери трёх броненосных крейсеров в 12 000 тонн каждый, одного бронепалубного крейсера в 7700 тонн водоизмещения и 1990 погибших моряков. Это был потрясающий успех, и 24 октября 1914 года кайзер Вильгельм II наградил командира U 9 орденом «Pour le Mérite» – Веддиген стал первым подводником, удостоенным столь высокой награды. Однако Отто пришлось на некоторое время отойти от дел: в начале января 1915 года он сломал ногу и был вынужден сдать командование лодкой Йоганну Шписсу, чтобы пройти курс лечения.

Отто Виддиген с орденом «Pour le Mérite»
Отто Виддиген с орденом «Pour le Mérite»

Карьера одного из самых результативных подводных ассов начального этапа Первой мировой войны, который после выздоровления принял новейшую субмарину U-29, завершилась весной 1915 года. В полдень 25 марта, когда Гранд Флит возвращался на базу, наблюдатель с линкора «Мальборо» сообщил, что видит перископ. Как только за кормой дредноута обозначился пенный след торпеды, ближайший к субмарине английский корабль резко свернул с курса и увеличил ход. Через несколько секунд его огромный нос сокрушил хрупкий корпус лодки. В волнах на мгновение мелькнула ее рубка, и по номеру английские моряки узнали своего давнего противника – новую субмарину капитан-лейтенанта Отто Веддигена. Спасенных с U-29 не было, а вот U-9 пережила войну и была разрезана на металл только в 1919 году.

Линкор «Дредноут» – именно он отомстил за погибшие крейсера
Линкор «Дредноут» – именно он отомстил за погибшие крейсера

Корабль, сполна отомстивший за гибель крейсеров, и получивший от командующего Гранд-Флитом высшую в британском флоте похвалу: «Отлично сделано!», назывался «Дредноут». По странной иронии судьбы этот первый английский линкор без подводного шпирона (так называют моряки таранный шип), корабль, который по замыслам его создателей должен был поражать противника исключительно артиллерией, свою единственную победу одержал именно таранным ударом.

В заключение этого небольшого рассказа хочется развеять одно весьма устоявшееся заблуждение, ибо некоторые источники утверждают, что крейсера, потопленные U-9, – первые боевые корабли уничтоженные подводной лодкой. Однако это совершенно не соответствует действительности. За 50 лет до этого события, еще 17 февраля 1864 года, во время гражданской войны в США подводная лодка американского изобретателя Хораса Лоусона Ханли (Horace Lawson Hunley; 18231863) взорвала свою шестовую мину о борт вражеского корабля. Этот корабль, корвет «Хаусатоник» (1400 т), быстро пошел ко дну, унося с собой 5 человек.

Постройка подводной лодки «Ханли» (картина Конрада Чепмена)
Постройка подводной лодки «Ханли» (картина Конрада Чепмена)

Мало того, успех U-9 не является первым даже и в войну 1914–1918 годов. За 17 дней до Виддигена, 5 сентября 1914 года, в заливе Фирт-оф-Форт командир новейшей германской субмарины U-21 капитан-лейтенант Отто Херзинг (Otto Hersing; 1885—1960) торпедировал английский крейсер «Патфайндер» (HMS Pathfinder; 3000 т, девять 102-мм орудий, ход 25 узлов), флагманский корабль 4-го отряда миноносцев. Попадание пришлось в район погребов боезапаса и взрыв находившегося там кордита разломил корабль на две части. Моряки, которые находились в носовой части судна, просто не успели выбраться из отсеков. Крейсер погиб за 4 минуты почти со всем экипажем. С берега наблюдали взрыв и посчитали, что корабль взорвался на мине.
Первыми на место трагедии пришли рыбацкие лодки, чуть позже — два эсминца. Они подняли выживших, которых оказалось всего 13 из 261 членов экипажа.

Командир U-21 О. Херзинг, открывший боевой счет подводников в Первой мировой войне
Командир U-21 О. Херзинг, открывший боевой счет подводников в Первой мировой войне

Как бы в ответ на гибель «Патфайндера», 12 сентября в Гельголандской бухте был потоплен английской подлодкой Е-9 (командир лейтенант Хортон) старый германский крейсер третьего ранга «Хелла» (2082 т). Благодаря своевременно начатым и четко организованным спасательным работам, почти весь экипаж был поднят подоспевшими немецкими кораблями. Потери составили всего два человека. И только потом пришел черед U-9.

Крейсер «Хелла»
Крейсер «Хелла»

Любопытно, что вполне реальный шанс стать «первопроходцами» из-за технической неисправности упустили греческие подводники. В ходе Первой Балканской войны, 9 декабря 1912 года, построенная во Франции греческая субмарина «Дельфин» (452 т) с дистанции в 500 метров атаковала турецкий крейсер «Меджидие» (3800 т, 22 узла, два 152-мм и восемь 105-мм орудий), но торпеда затонула не дойдя буквально считанные метры до цели. Этот факт официально признан первой в мире боевой торпедной атакой подводной лодкой военного корабля, чем греческие моряки искренне гордятся.

Макет подлодки «Дельфин» — Военный музей, Афины
Макет подлодки «Дельфин» — Военный музей, Афины

Литература

Гибсон Р., Прендергаст М. Германская подводная война 1914—1918 гг. Пер. с нем. Мн.: Харвест, 2002. 464 с.

Каторин Ю.Ф., Коршунов Ю.Л. Парадоксы военной истории. СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2003. 640 с.

Каторин Ю.Ф. Уникальная и парадоксальная военная техника. Том. Книга 1. СПб.: «Полигон», 2006. 590 с.

Корбетт Ю. Операции английского флота в мировую войну. 2 т. / Ю. Корбетт ; пер. М. Л. Бертенсона ; с предисл. И. Лудри. – 2-е изд. М.: Гос. военное изд-во, 1937. 472 с.

Ловель Т. Корсары глубин. / Сокращенный перевод с английского капитана 1 ранга Ждан-Пушкина. М.-Л.: Военмориздат НКВМФ СССР, 1940. 148 с.

Михельсен А. Подводная война 1914—1918 гг. М.-Л.: Военмориздат, 1940. 138 с.

Травиничев А., Томашевич А. Опыт подводной войны 1914-1918. – М.: Военное издательство, 1931. 179 с. + приложения и карты.

Шпис И. Шесть лет под водой / Пер.с нем. Е.Р. Траяновской. — Л.: Брокгауз-Ефрон, 1929. — 184 с.

Шталь А.В. Развитие методов операций подводных лодок в войну 1914-1918 на основных морских театрах. М.: Государственное военное издательство Наркомата Обороны Союза ССР, 1937. 216 с.

Groner E. Die deutsche Kriegsschifife 1815—1945. Bd.3. Koblenz: Bernard und Graefe Verlag, 1985. 285 s.

Herzog В. Deutsche U-Boote 1906-1966. – Koblenz (Austria): Bernard & Graefe Verlag,1990. 324 s.

Moller E., Brack W. Encyclopedia of U-Boats from 1904 to the Present Day. London: Greenhill Books, 1921. 241 s,