Ямал – полуостров на севере Западной Сибири. Это слабообжитой край с многочисленными озерами и болотами. Лето здесь холодное и короткое, зато зима длинная, холодная, может наступить совсем рано – в июне.
Именно здесь вблизи береговой линии полуострова в 1974 году было открыто Южно-Тамбейское газовое месторождение. Всего на полуострове и прилегающей к нему территории арктического моря открыто 11 газовых и 15 нефтегазовых месторождений с общим объемом газа порядка 16 трлн м3, а нефти около 300 млн тонн. Среди них Южно-Тамбейское считается одним из крупнейших.
Долгое время решался вопрос с лицензией на разработку, пока в 2013 году не было принято окончательное решение в пользу негосударственной компании. Из-за санкций, введенных в том же году, финансирование велось с трудом, поэтому для реализации проекта, владельцы обратились за помощью к иностранным инвесторам.
Запас газа Южно-Тамбейского месторождения оценивается в более чем 1,2 трлн м3, а запас нефти в 30 млн тонн. К 2020 году пробурено около 100 скважин. Дальнейшее развитие проекта подразумевает увеличение количества скважин до 200 и обустройство платформ общим количеством 19.
Запланированный ежегодный уровень добычи – 27 млрд м3. Такими темпами газовики планируют работать на протяжении 20 лет.
Для транспортировки сжиженного природного газа были построены танкеры класса «Arc7», поскольку перевозить сырье по земле нерентабельно из-за тяжелых климатических условий. Танкеры ледового класса «Arc7» обладают характеристиками, которые позволят газовикам осуществлять круглогодичную перевозку добытого газа в суровых арктических условиях.
Судна смогут преодолевать лед толщиной более двух метров. Их строительство велось в соответствии с повышенными требованиями экологической безопасности, обусловленными работой в арктическом регионе. В качестве основного топлива на суднах используется сжиженный газ. Примерная стоимость одного такого танкера – 330 млн $.
Специально для проекта разработаны и введены в эксплуатацию буровые установки «Арктика». Они отличаются повышенной износостойкостью и могут длительное время работать в сложных климатических условиях Ямала, обеспечивая защиту личного персонала и оборудования от сильных ветров.
Помимо низкой температуры, которая опускается до - 50 С, добыча осложняется многолетней мерзлотой, повышенной влажностью и слаборазвитой транспортной инфраструктурой. Но для российской нефтяной и газовой отрасли разработка Ямала – одна из важнейших стратегических задач, на которую в будущем из бюджета планируется выделить около 8 трлн рублей.