Существует общепринятое мнение, что интеллект дается нам от рождения и по большей части зависит от наследственности, что гениальность "запрограммирована" заранее и развить ее нельзя.
Но современная наука ясно доказывает, что это не совсем так. Генетически данные способности - это "отправная точка" для развития. Если начальные способности не применять и не развивать, в конечном итоге они сойдут на нет. И наоборот, при систематическом и целенаправленном подходе даже не очень хорошие начальные способности можно развить до очень высокого уровня.
Хороший пример тому это дети - вундеркинды. В СМИ периодически появляются заметки о таких детях, способных в 10 лет с блеском закончить университет. Но в большинстве своем вырастая, они становятся обычными людьми, не добиваясь чего либо значительного.
Современная наука уверена, что мозг не используются полностью. Что возможности для всестороннего развития безграничны. А еще наука утверждает, что развивать свой мозг можно и нужно в течении всей жизни. И хотя со временем мозг теряет нервные клетки, а новые не образуются, их количество в организме таково, что оставшихся с лихвой хватит, даже если человек проживет гораздо больше 100 лет.
Многие исследования показывают, что люди с более высоким интеллектом живут дольше, чем их менее интеллектуально развитые собратья.
Есть еще одно заблуждение. Часто люди считают признаком интеллекта высокие логическо-математические способности и хорошую память. И под развитием интеллекта многие понимают развитие именно этих качеств. Но это только один из видов интеллекта.
В своей работе "Структура ума", признанной классикой современной психиатрии, американский ученый Х.Гарднер в 1983 году впервые сформулировал теорию множественности интеллектов. Согласно этой теории у каждого имеется не менее семи разновидностей "основных" интеллектов, и двадцать пять подвидов. Семь главнейших типов интеллекта выглядят так:
- логическо-математический,
- словесно-лингвистический,
- пространственно-механистический,
- музыкальный интеллект,
- телесно-кинестетический,
- межличностно-социальный,
- внутриличностный (самопознание).
И у каждого человека какие-то типы интеллекта развиты лучше, какие-то хуже, но развивать их можно все.
Академик Петр Анохин, ученик И.Павлова сравнивал человеческий мозг с "многомерным, полифоническим музыкальным инструментом, который может играть бесконечное число музыкальных пьес одновременно". Он говорил, что каждый из нас от рождения одарен неограниченным умственным потенциалом. Академик утверждал, что ни один человек на свете за всю историю человечества не достиг границы возможностей мозга.
Конечно последнее утверждение довольно спорно. Возможно такой человек (и не один) все таки существовал или сейчас живет среди нас. Просто он оказался достаточно умным, чтобы не "выставлять себя на показ".
Таким образом развивать свой интеллект можно и нужно в любом возрасте. Так же как вы поддерживаете физическое состояние специальными упражнениями, так и интеллект можно поддерживать и развивать. Например с помощью ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Есть и более простые упражнения. Всегда можно выбрать подходящие под ваш случай.
Практические приемы развития интеллекта. Семь принципов, которым следовал Леонардо да Винчи.
Будьте здоровы и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить интересные материалы!