«Без запевалы и песня не поется» – одна из древнейших пословиц, которая несет в себе особое значение. Действительно, ни одна организация не способна достичь высот, если ей не управляет хороший руководитель.
Эффективный менеджер – управленец, взявший на себя определенный набор обязанностей, необходимый для самой организации, и добившийся их безупречного выполнения.
1. Здравый смысл и своевременная остановка
Первое и главное правило, соблюдение которого поможет поистине целеустремленному человеку стать эффективным руководителем – это чтение книг и осмысление полученной информации. Отсюда следует и получение опыта других людей.
Вследствие, становится ясно, что умение отказаться от неверной стратегии, как сообщает Батырев М. в своей книге «45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя», означает проявление здравого смысла, умение взять контроль над ситуацией, своевременное нажатие на тормоз и своевременное выворачивание штурвала.
ООО «ВкусВилл» – российская розничная сеть супермаркетов и собственная торговая марка продуктов здорового питания, основанная Андреем Кривенко в 2009 году, изначально носила название «Избенка». Ассортимент, который там продавался, состоял исключительно из молочных продуктов – действительно качественных и скоропортящихся. Это был хороший старт.
Но «Избенка» пользовалась популярностью не в той мере, которой желал основатель, потому что там не предлагалось таких продуктов, как хлеб, фрукты, овощи и тому подобные. Тогда Кривенко Андрею и пришла идея расширить ассортимент и выйти на новый уровень.
2. Готовность рисковать
Объективно, не только желание получать большую прибыль, двигаться дальше, расширять производство или продажу и знание теории способствуют успеху организации. Готовность к рискам – основополагающий фактор.
Чтобы рисковать, необходимо найти все возможные «бомбы», которые могут в неопределенный момент взорваться. Но избегать абсолютно каждой опасной ситуации – нерационально, потому что в этом случае полностью исключается шанс продвижения дальше, к успеху. Но совершенно очевидно, что никто не застрахован от непредвиденных ситуаций, потому что каждый руководитель играет в русскую рулетку, только с неограниченным количеством выстрелов и патронов. Данным сравнением делится Нассим Талеб в своей книге «Одураченные случайностью».
После значительного увеличения числа торговых точек и достижения своего максимума Андрей Кривенко понял, что «Избёнка» – рыба-прилипала и не может жить самостоятельно.
Евгений Щепин – один из ключевых сотрудников, писал в своей книге «ВкусВилл: Как совершить прорыв в ритейле, делая все не так», что «Избенка» больше не в состоянии в одиночку генерировать покупательский трафик, так как очень зависит от своих соседей: мясников, рыбников, колбасников и хлебников.
Перед основателем и его командой встал главный вопрос: все или ничего.
Прогнозировав все возможные варианты, Андрей Кривенко принял продуктивное решение. Теперь-то и зародился новый магазин «ВкусВилл», который позднее поглотил «Избенку» с сохранением ее продукции и добавлением новой.
3. Важность социального закона своеобразия организации
Эффективный руководитель не будет действовать по заготовленному шаблону. Социальный закон своеобразия организации гласит:
«Для каждой организации существует наилучшая (оптимальная) и только ей присущая структура производства и управления».
Для раскрытия практического применения этого закона, следует вновь обратиться к сети магазинов продуктов для здорового питания «ВкусВилл».
Евгений Щепин в своей книге выделяет систему обещаний:
- базисных (которые компания дает своим клиентам): «Мы, компания “ВкусВилл‟, предлагаем людям натуральные здоровые продукты, честное отношение, а также дарим положительные эмоции»;
- поддерживающих (которые требуются сотрудникам для выполнения корневых). «ВкусВилл» гарантирует: «возможность развития
в профессии, возможность карьерного роста, обучение в компании, дружный коллектив, гибкий график, конкурентные условия труда, соблюдение законодательства РФ, достойную оплату труда, полностью белую зарплату»; - обеспечивающих (от прочих подразделений, таких как бухгалтерия, юристы, отдел кадров и других).
«Первое, что нужно понимать: система обещаний решает конкретные проблемы, возникающие между подразделениями, но при этом не загоняет сотрудников в жесткие рамки, чем грешит классическая система управления, по которой живут все иерархичные компании».
(Валерий Разгуляев, управляющий информацией компании)
Ключевое изменение, которое привело к успеху
Эта система, если рассматривать её с теоретической точки зрения, представляет собой функциональную организационную структуру, т.к. представлены различные отделы, выполняющие свои функции, при этом связанные друг с другом нелинейно. Но в то же время, эта «пирамида» оказалась перевернутой, потому что политика самой организации заключается в установлении приоритетов покупателя на вершину. Это и есть то самое ключевое изменение, которое привело компанию к успеху за считанные годы.
4. Корпоративная культура и ее значение
Также, немаловажной характеристикой хорошей и преуспевающей
во всем организации является выстраивание и улучшение морально-психологического климата или корпоративная культура. Она формирует определенный имидж организации, отличающий ее от любой другой, создает систему социальной стабильности в организации.
Ицхак Калдерон Адизес выражает свое мнение в своей книге «Размышления о менеджменте» насчет создания и поддержания правильной корпоративной культуры и считает, что это и есть задача настоящих лидеров, особенно в нашей нынешней турбулентной среде, в которой гибкость является необходимым условием достижения успеха.
«ВкусВилл» относится к таким компаниям, в которых корпоративная культура – самое важное во всей деятельности организаций.
Внутри царит полная идиллия:
- решение проблем, радость общему успеху, переживание поражений происходит сообща;
- ценится достойный совместный результат, а не чья-то индивидуальная работа.
- на первом месте стоят духовные ценности и саморазвитие, а все материальное – на втором;
- бережное и экономное отношение к природе и материальным ценностям;
- высокая должность – не повод чувствовать превосходство над другими сотрудниками.
Это модель очень сильной и прочной корпоративной культуры. Люди, работающие в компании «ВкусВилл» по-настоящему любят то дело, которому полностью отдаются.
5. Следование IT-технологиям и тенденциям
Одним из важнейших умений эффективного руководителя является способность к адаптации своей организации под современное общество.
То есть «ВкусВилл» имеет свой официальный Telegram-канал, Instagram-аккаунт и прочие IT-технологии помимо простого собственного сайта в сети, что позволяет работать гораздо продуктивнее. Это действительно так, поскольку в наше время невозможно представить ни одного человека без своего смартфона, которым он активно пользуется.
6. «Пуд соли съесть»
Эффективный менеджер и хороший руководитель должен «пуд соли съесть», чтобы окончательно осознать для себя, успешная ли его организация и не зря ли в нее вложено столько сил. Данный фразеологизм здесь означает долгий и тернистый путь к желаемому результату.
Так и Андрей Кривенко прошел огромное количество испытаний на пути к образованию такой крупной и прибыльной сети магазинов «ВкусВилл».
Итог:
Таким образом, именно Андрей Кривенко стал лучшим среди других благодаря личностным качествам, знанию информации о том, как управлять, он не боялся идти на риски, разрабатывал собственные концепции, анализировал и делал выводы, находил оптимальные решения, стремился к успеху и делал все возможное, чтобы мечта стала осуществимой реальностью.