Как Вы думаете, откуда у русской знати, монархов и духовенства появилось торжественное монументальное облачение? Историки весьма компетентно комментируют это любопытное явление моды средневековья.
Итак, V – VII вв. На обломках Римской Империи возникло новое явление – Византия. В ней сошлись быт, нравы, культура Европы и Востока. Главной религией в государстве стало христианство, оно повлияло на весь уклад государственного устройства.
Мода, о которой пойдёт речь, всегда находится под влиянием общественных явлений. Не миновала эта тенденция и Византию.
Откуда вы, дивные ткани?
Парча, расшитая дорогими каменьями и золотом, узорчатый шёлк, тканный особым, симметрично-геометрическим рисунком, шли по торговым купеческим путям с Востока на Запад. Сложилась монополия ремесленного производства. Это было не мудрено. Византийцы не только научились у китайцев ткать шёлк, но и «добыли» шёлковых червей, полотно «на выходе» получалось очень дёшево и в большом количестве. Дорогие и дешёвые ткани не только шли на экспорт, из них стали шить новые, в духе времени, костюмы.
Красота не телесная, она – духовная.
Как известно, античный мир воспевал красоту человеческого тела, боготворил его, чувственность играла главную роль в жизни, быту, искусстве. Христианская мораль требует совершенно иных установок. Полностью меняется этика отношений и с ней кардинально меняется мода.
Не «должно было являть» телесные отличия мужчины и женщины. Костюм стал монументальным, фигура в нём не имела полового различия, плоские цилиндрические формы платья, тяжёлые ниспадающие складки скрывали все изгибы тела, монументальность подчёркивалась горизонтальными линиями воротников и оплечья, волосы тщательно прятали под головными уборами.
Главным цветом стал пурпур, как цвет одежды императора. В контрасте с ним использовались жёлтый, коричневый, кремовый, белый и чёрный цвета. Красоту телесную заменил блеск дорогих камней и золота, массивных ювелирных изделий. Впрочем, это могла позволить себе только знать.
Как выглядели мужчины?
Внушительно. Штаны «пришли» с Востока и состояли из двух отдельных половин, подвязанных к поясу. Длина этого «сооружения» была различной, до колен, до щиколоток с завязками или носовой частью. Одевались ещё долматик, ленура, лорум и туника, которая напоминала позднюю римскую моду
Венец - широкая плащ-мантия с ювелирной застёжкой (фибулой) на правом плече.
VII век. У императа появился широкий шарф из золотой парчи (лорум), признак статуса. Воротник – оплечье - круглый или плоский (вырезанный) также с золотом и драгоценными камнями делал костюм достойным знати. Эврика! Это же так напоминает традиционный костюм русского боярина.
А женщины?
Кроме всё той же римской туники, их запечатывали в нижние юбки (столы)и другое исподнее. Но лучшей была накидка мафорий, она закрывала голову, её концы перебрасывались за спину. Возникал образ смирения, аскетизма. Именно это убранство есть на всех женских образах иконописи.
А вот обувь была очень удобной
Долго носили добротные сапоги, подвязанные узкими ремешками, сандалии, с переплетёнными тесёмками мужчины и нежились в мягких уютных башмаках женщины.
Шапка Мономаха Головной убор, с остроконечной или округлой тульей и отстающим околышем, символично напоминал церковные купола, отдавая дань христианству, визуально увеличивал размер головы.
Дань моде, или исторический реверанс
Так какова же роль Византии в модных тенденциях? Наверное, это не только влияние на Русь средневековья. Спустя столетия, христианские священнослужители верны себе, не изменяют традиции, облачаясь в торжественные свои одеяния.