В России уникальнейшее налоговое законодательство среди демократических стран с развитой экономикой, а Россия себя таковой считает. В России насчет налогов уравниловка полная – и для добытчиков: нефти, газа, металлов и т.д., и для производителей высокотехнологичной готовой продукции, поэтому готовой продукции у нас практически нет, даже давить масло из наших семечек предприниматели предпочитают в других странах – Франции, Греции и т.д. Что говорить тогда о таких высокотехнологичных отраслях как электроника, которой у нас практически нет, исключая разве что отверточную сборку, то же касается и других высокотехнологичных отраслей. Еще более печальная картина в спорте, откуда частный бизнес практически выдавлен, а у государства Российского до спорта все руки как-то не доходят. Как можно сделать хотя-бы безубыточным бизнес связанный со спортом, если налоги, допустим только на землю и имущество для спортивных сооружений одинаковы с налогами для ларьков, магазинов и т.д. В странах с развитой экономикой, таких как США, спортивные сооружения вообще освобождены от всех налогов и даже датируются, а так как в США нет спортивных сооружений, принадлежащих государству, то выходит, что датируется фактически частный бизнес, если он способствует развитию спорта и это правильно. То же касается и культуры, у нас фактически нет частных театров, библиотек и т.д. Главное для российских властей набить кубышку и «правильно» распределить бабло, не забыв перечислить оброк в США ввиде так называемых: «стабфонда» и «фонда будущих поколений». У будущих поколений нет будущего если нет настоящего, и развивать будущее нужно сейчас и в России, а не развивать его на наши деньги в США. Но как говорится имеем то что имеем.
По совокупной налоговой нагрузке на бизнес Россия обошла практически все крупные экономически развитые страны и сумела выйти на первое место в Европе. При этом сохраняется абсурдная ситуация, при которой 70% бедного населения России оплачивают безбедное существование олигархов, коррупционеров и прочих паразитов.
По налогам Россия обошла практически все крупные экономически развитые страны и сумела выйти на первое место в Европе. Средняя эффективная налоговая ставка на бизнес в России составляет более 54,1%, что значительно превышает уровень налогового бремени в странах Европейского Союза (42,6%) и в целом в мировой экономике (44,7%).
Итоговая оценка по России получена за счёт суммирования сразу трёх эффективных ставок налогообложения – по налогу на прибыль (7,1%), налогам на труд или заработную плату (41,2%) и по «прочим налогам» (5,8%). При этом, нужно отметить, что в расчётах не был учтён целый ряд весьма значимых по совокупной нагрузке на бизнес прочих налоговых платежей и сборов в бюджет – прежде всего, НДПИ и целый ряд акцизов и пошлин. С учётом этих сборов реальная эффективная ставка на отечественную экономику достигает 65-70%. И если для сырьевиков: нефтяников, газовиков и т.д. это, в общем-то, нормально то для всего остального бизнеса фактически запрет на него как таковой.3
Для сравнения, средняя налоговая ставка в крупных экономически развитых странах с высоким уровнем жизни населения, входящих в состав группы ОЭСР, не превышает 42,7%. И это при условии наличия пускай и далёкой от совершенства, но, тем не менее, весьма действенной системы социальной поддержки населения. В странах Латинской Америки и Карибском бассейне фискальная нагрузка составляет менее 47,2%, в странах Восточной Европы и Центральной Азии, до недавнего времени составлявших с Россией единый финансово-экономический и производственно-технологический центр в рамках СССР, совокупная налоговая нагрузка на частный сектор составляет менее 40,5%.
В динамично развивающихся странах Южной Азии налоговое бремя на корпорации не превышает 40,2%, а в «азиатских тиграх» Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона, которые благодаря реализации продуманной научно-технической, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики сумели вырваться из средневековой нищеты в мировые лидеры наукоёмких производств, фискальный пресс практически на треть ниже российского показателя и составляет менее 34,5%. На Ближнем Востоке и в Северной Африке, которые вплоть до того момента, пока США и НАТО не перешли к политике «управляемого хаоса» и не окунули регион в кровавую бойню также демонстрировали весьма высокие темпы роста экономики и развитие социальной сферы, совокупная налоговая нагрузка на частный сектор составляет менее 32,3%.
Другими словами, в тех странах, чьё руководство не на словах и не в предвыборных речёвках, а на деле занимается модернизацией экономики, развитием научно-технического потенциала, стимулированием НИОКР и перевооружением производства на базе современного и новейшего технологических укладов, налоговая нагрузка в 2-2,5 раза ниже, чем в России. Не стоит удивляться тому, что объёмы выпуска наукоёмкой продукции в России за последние 20 лет сократились в 3-10 раз, капитальные вложения в высоко технологичные производства в 3-5 раз ниже отметок 1990г., а износ основных фондов и базовой технологической инфраструктуры достигает 80%.
Если удивляться весьма низкой налоговой нагрузке на Кипре (23,0%) и в Люксембурге (21%) не имеет смысла (т.к. именно статус налогового рая и оффшорной гавани помогает им привлекать крупные потоки иностранного капитала, в том числе российских сырьевых олигархов, коррумпированных чиновников и криминала), то предельно низкая, стимулирующая производство налоговая ставка в Грузии в размере 16,5% вызывает неподдельный интерес. При всей степени неадекватности уже бывшего политического руководства Грузии и откровенно навязчивых русофобских настроениях местных элит, «ставленникам Пентагона» и «птенцам» Кондолизы Райс всё-таки удалось в разы повысить эффективность и прозрачность системы государственного управления, снизить масштабы коррупции и дать стимул развитию частной инициативе.
Можно сослаться на тот факт, что в других странах, по недоразумению относимых вместе с Россией к Группе БРИК, налоговая нагрузка на экономику не только не ниже, чем в России, но даже существенно выше. Для сравнения, при эффективной ставке налогообложения в 54,1% в России 69,3% в Бразилии, 61,8% в Индии.
Однако существенно более высокий налоговый пресс на производственный сектор с лихвой компенсируется гораздо более продуманной и взвешенной макроэкономической политикой – активной стимулирующей денежно-кредитной, налогово-бюджетной, научно-технической и структурной политикой. И это не говоря о существенно более низких ставках по кредитам для малого и среднего бизнеса в производственном секторе экономике (5-8% против 18-25% в России), а также существенно более высокой степени государственной поддержки национальной экономики (10-13% ВВП против 7% в России).
Ежегодно в России разворовывается свыше 35% федерального бюджета, несколько лет подряд срывается гособоронзаказ (ГОЗ), а дальше «отставок по собственному желанию» дело не идёт. Собираемость налогов в России не превышает 70%, тогда как в странах ЕС она составляет более 85%, а в Скандинавских государствах достигает 90-92%.
Также руководство страны ни слова не говорит о колоссальных недоплатах в бюджеты всех уровне со стороны естественных монополий и, прежде всего, Газпрома, который превратился во внутренний карман и «чёрную кассу» российских коррумпированных чиновников и своих руководителей. В расчёте на единицу нефтяного эквивалента платежи Газпрома в бюджет по экспортной пошлине в 2,1 раза ниже, чем у нефтяных компаний, а по НДПИ – в 2,3 раза.
По оценкам Счётной Палаты только в 2011 году объём задолженности субъектов экономики по уплате налогов в федеральный бюджет превысили 1,1 трлн. рублей или 10,4% доходной части бюджета. Заставляя население и несырьевые секторы экономики «затянуть пояса» и урезая расходы на стимулирование развития научно-технического потенциала, Минфин и правительство РФ закрывают глаза на колоссальные недоимки в бюджет.
ЛЮДОЕДСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Одновременно с этим в России по-прежнему продолжает реализовываться откровенно людоедская и противоречащая планам модернизации экономики налоговая политика, в рамках которой 60% бедного населения Россия оплачивает безбедное существование 15-20% наиболее обеспеченных граждан, удачно встроившихся в паразитическую модель «экономики трубы» и проедания нефтедолларов. Под руководством нынешних российских властей в угоду коррумпированным чиновникам и компрадорской олигархии Россия стала, пожалуй, единственной крупной экономикой в мире, претендующей на звание социально ответственного государства и самостоятельную роль на мировой арене, в которой де-факто действует регрессивная шкала налогообложения граждан.
Современная Россия стала страной, в которой 85% населения России, которых накануне больших государственных праздников именуют «народом» и чьи доходы не дотягивают до средней заработной платы по России (26,5 тысяч рублей), оплачивают роскошную жизнь и демонстративное потребление абрамовичей, дерипасок, усмановых, а также прочих олигархов, коррупционеров и обслуживающего их персонала. Для 60% населения России, которые Институт социологии РАН относит к бедным и нищим слоям населения с официальными доходами менее 15 тысяч рублей в месяц, средняя нагрузка на фонд оплаты труда превышает 43%.
Из которых 13% приходится на подоходный налог (НДФЛ), а ещё 30% составляет льготная ставка по социальным взносам, установленная на период до конца 2012 года. В 2013 году размер социальных взносов увеличился до 33%, что лишь увеличило налоговую нагрузку на львиную долю и без того бедного населения России, искусственно удерживаемое коррумпированными чиновниками в нищете и «предбаннике» общества потребления.
При этом надо особо отметить тот факт, что реальная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда 10% наиболее обеспеченных граждан России с доходами свыше 45 тысяч рублей в месяц (а в особенности 5% наиболее состоятельных граждан, владеющих 90% всей крупной собственности в российской экономике) не превышает 10-15%. В случае же, если речь идёт о крупных российских сырьевых олигархах, руководителях инфраструктурных монополий и коррумпированных чиновниках, то благодаря активному использованию оффшорных юрисдикций, дивидендных схем и создания подставных юридических лиц их налоговое бремя может вообще не превышать 5-7%.
По мнению отечественных чиновников, превративших госслужбу в инструмент гарантированно безнаказанного обогащения и перекачивания нефтедолларов в оффшорные банки, недопустим уход от сегодняшней людоедской плоской (на самом деле регрессивной) шкалы налогообложения к принятой во всём мире прогрессивной шкале. Объясняется это тем, что повышение налогового бремени на привыкших жить в тепличных условиях олигархов и обслуживающих их интересы чиновников, создавших на территории России налоговый рай для компрадорского бизнеса, спровоцирует резкое падения уровня собираемости налогов и поступлений в бюджет.
Однако отечественные бюрократы, перераспределяющие в свои карманы, а также в карманы аффилированных с ними бизнесменов и олигархов от 30 до 60% бюджетных расходов России, ни слова не говорят о том, зачем в принципе они нужны обществу. Чиновники тактично забывают указать на тот факт, что контроль за собираемостью налогов, борьба с сокрытием доходов и предотвращение ухода капитала в тень входят в состав конституционных обязанностей самих чиновников.
Российские чиновники, критически значимая часть которых рассматривает государственную службу как инструмент безнаказанного личного обогащения, а коррупцию из общественно порицаемого недуга возвела в статус основы нынешнего государственного строя, искусственно удерживает в состоянии бедности российских граждан.
Согласно официальным данным Росстата, практически 50% совокупных прибылей доведённой до состояния разрухи экономики России оседает в карманах сырьевых олигархов и перекупщиков. На долю добывающего сектора приходится 23% (1,409 трлн. рублей в январе-сентябре 2012г.), а на оптово-розничную торговлю — 25,2% (1,544 трлн. рублей). А ещё 3,7% и 12,7% оседает в сфере операций с недвижимостью, а также транспортном секторе и системе связи соответственно. Притом что как минимум 54,4% ВВП приходится на добывающие производства (10,6%), оптово-розничную торговлю (19,0%), услуги транспорта и связи (8,9%), финансовые спекуляции (4,2%), а также имеющие слабое отношение к платёжеспособному спросу и удовлетворению потребностей 85% населения России с доходами менее средней заработной платы по России операции с недвижимым имуществом и прочие услуги (11,7%).
И это не говоря о колоссальном по своему объёму криминальном бизнесе по возврату НДС в рамках фиктивной внешнеэкономической деятельности, которую выстроили коррумпированные чиновники на обломках отечественной промышленности и аффилированные с ними предприниматели. Только по самым скромным экспертным оценкам, оборот рынка незаконного возврата НДС исчисляется в 350-500 млрд. рублей (порядка 10-15% всех сборов НДС в России в 2011г.). А всего объём теневого секторе экономики варьируется от 15% ВВП по официальным оценкам Росстата, до 35-50% по оценкам академиков С.Глазьева, Н.Петракова, а также экономистов В.Катасонова, М.Делягина и Ю.Болдырева.
P.S. Статья написана давно 2013-м году, но за эти годы если что-то и изменилось, то не в лучшую сторону.
Александр Ляшенко