Найти тему

​Гражданский флот накануне победы

​Механики устраняют пробоины штурмовика Ил-2
​Механики устраняют пробоины штурмовика Ил-2

​На заключительном этапе Второй мировой вой­ны экипажи ГВФ действовали особенно умело и слаженно, не считаясь с большой перегрузкой, обеспечивали полки всем необходимым, находили новые аэродромы, обеспечивали оперативную связь.

Загрузка в самолет листовок для агитации немецких солдат
Загрузка в самолет листовок для агитации немецких солдат
​В кабине истребителя ЛаГГ-3 летчик ожидает команды на запуск мотора
​В кабине истребителя ЛаГГ-3 летчик ожидает команды на запуск мотора
​Авиамеханик проверяет исправность самолета Як-1 на аэродроме
​Авиамеханик проверяет исправность самолета Як-1 на аэродроме
​Як-76 — массовый истребитель, созданный на основе двухместного учебно-тренировочного истребителя Як-7УТИ. Сохранившийся за кабиной самолета отсек позволял перевозить небольшие грузы или техсостав при перебазировании
​Як-76 — массовый истребитель, созданный на основе двухместного учебно-тренировочного истребителя Як-7УТИ. Сохранившийся за кабиной самолета отсек позволял перевозить небольшие грузы или техсостав при перебазировании
Группа летного состава 291-го иап у самолета ЛаГГ-3, вооруженного 37-мм пушкой
Группа летного состава 291-го иап у самолета ЛаГГ-3, вооруженного 37-мм пушкой

​Боевые действия фронтов и воздушных армий поддерживали все части и соединения ГВФ — ​12 отдельных авиаполков, две дивизии и одна отдельная авиаэскад­рилья — ​всего около тысячи самолетов.

За весь 1944 год они выполнили почти 56% вылетов для нужд народного хозяйства страны, для обслуживания действующих армий и фронтов. Кроме этих частей действовал отдельный авиационный полк под командованием А. И. Семенкова. Созданный в ноябре 1944 года для выполнения специальных перевозок особой важности в Европе, прежде всего дипломатических и военных иностранных миссий, он был вооружен 24 самолетами С-47 и пятью Ли-2.

Фактически отдельные части «Аэрофлота» получали задания от общевой­скового командования, а соединения — ​непосредственно от Генерального штаба. Во всех наступательных операциях 1944–1945 годов отдельные авиаполки следовали непосредственно за наземными вой­сками, а девять из них закончили вой­ну на аэродромах Восточной Европы и Германии.

Характер выполнения заданий в целом остался прежним, но их разнообразие и размах перевозок стали иными. Только для обеспечения крупнейших операций непосредственно в дни их проведения части ГВФ совершили 244 422 вылета. При этом объем ночной работы заметно сократился.

Вклад личного состава ГВФ в помощь фронту и достижение победы над врагом был высоко оценен Верховным главнокомандованием. Более 20 тысяч человек за подвиги на фронте и в тылу награждены орденами и медалями, многие части стали гвардейскими, орденоносными, получили почетные наименования в честь освобожденных городов. А 15 летчиков фронтовых формирований ГВФ за героизм и мужество в годы Великой Отечественной вой­ны были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Вслед за И. А. Груздиным, об истории которого мы вспоминали в прошлом номере, этой чести удостоились: П. Т. Кашуба, П. Ф. Еромасов, С. А. Фроловский, И. И. Рышков, А. С. Шорников, Б. Т. Калинкин, П. Н. Якимов, Б. А. Лахтин, Г. А. Таран, Д. С. Езерский, В. А. Шипилов, П. М. Михайлов, В. Ф. Павлов, Ф. Г. Радугин.

Уже в послевоенное время Золотую Звезду Героя вручили А. В. Федорову и А. И. Семенкову.

По материалам журнала «Гражданская авиация» и книги «Герои неба»
(ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (Аэродромов), М., 2015)

Читайте также:

-7