Найти тему

Как избежать ошибок при разработке фирменного стиля?

Оглавление

По результатам исследований Лондонской школы бизнеса: 1%, вложенный в дизайн, увеличивает прибыль на 3%. Так что правило «встречают по одежке» не только не устарело, а стало еще более актуально.

Множество наших клиентов сталкиваются с такой проблемой: компании-конкуренты один и тот же продукт, один и тот же набор услуг. А выделяться как-то нужно, поэтому в некоторых случаях дизайн может стать практически единственным инструментом, помогающим отличиться от остальных. В сочетании с отличным уровнем обслуживания позволяет значительно оторваться от конкурентов.

Не навреди! Как избежать ошибок при разработке фирменного стиля?

Когда вы работаете над обликом продукта, следует помнить о простой истине: дизайн — не только о субъективном понятии красоты. Для того, чтобы внешний вид продавал, необходимо:

  • Иметь на руках чёткий портрет целевого клиента;
  • Понимать особенности его восприятия;
  • Располагать хотя бы базовыми познаниями в психологии и смежных теориях.

Бывают случаи, когда ребрендинг и смена логотипа вместо ожидаемого приводят к прямо противоположному результату — отталкивают потребителя.

Сливов бюджета просто избежать: достаточно найти профессионального исполнителя. В нашей студии работают люди с опытом и профильным образованием, поэтому мы получаем эффективный результат.

В сотрудничестве, соответственно, стоит полагаться на специалиста и прислушиваться к его рекомендациям. Если дизайнер говорит, что конкретно в этом проекте ядерно- жёлтый шрифт на красном фоне неуместен, лучше прислушаться.

А чтобы и вы имели базовые представления о разработке дизайна и могли проверить качество работ, мы подготовили для вас нашу статью! Читайте дальше ;)

Что такое фирменный стиль?

Фирменный стиль - это не только логотип. Фирменный стиль – немного необычное словосочетание, и когда слышишь его впервые, то не совсем понятно, что оно означает.

Если упростить, то фирменный стиль — это визуальный образ компании, совокупность графических элементов (логотип, визитки, фирменные бланки и т.д), которые созданы в одном стиле. Все это вкупе создает тот устойчивый образ бренда, который формируется в сознании клиента.

Представьте себе, что вам вручили визитку в одном стиле, которую создал менеджер Петя, бланк на оформление заявления в другом, которую создал бухгалтер Нина, а вывеска компании – в третьем, которая разработана рекламной кампанией. Несерьёзно, правда?

К сожалению, многие фирмы так и делают. Как результат – они ничем не запоминаются клиентам, не производят никакого впечатления.

Если вы хотите, чтобы ваша фирма выгодно отличалась от конкурентов, и клиенты к вам постоянно возвращались, задумайтесь о разработке фирменного стиля.

Этапы разработки

Прежде чем начать создавать свой фирменный стиль, вам необходимо определиться с тем, кто вы как бренд. Для этого четко проясните для себя следующие моменты:

  • Продукт (характеристики, ценовой сегмент, преимущества)
  • Аудитория (Сегментация, целевая аудитория, цели, барьеры и драйверы)
  • Конкуренты (основные и потенциальные, позиционирование, визуальные образы)
  • Рынок и тренды (обзор и динамика, возможности роста, тренды)

Суть этапа исследования — понять целевую аудиторию и рынок, на котором вы будете существовать.

Что даст исследование аудитории:

  • Цели — почему люди пользуются продуктом, польза
  • Барьеры — что мешает достичь цели
  • Драйверы — преимущества продукта для преодоления барьера
  • Альтернатива — предложения конкурентов

Понимание специфики аудитории и базовых жизненных стратегий, которые она использует, позволяет создавать релевантную коммуникацию, вызывающую доверие.

Вы используете стереотипы и понятия, которые легко воспринимаются и интерпретируются людьми. Попадание в ожидания людей и соответствие их привычным поведенческим шаблонам, позволяет вашему бренду стать «понятным и своим» для них.

Что даст исследование конкурентов дизайнеру:

  • Традиционные и занятые визуальные образы коммуникаций товарной категории
  • Цветовую карту рынка
  • Понимание слабого места в образе конкурента:разрыв между вербальным обещаниями визуальным образом.

После этого можно переходить к созданию стратегии и дизайна, в результате чего и родится ваш фирменный стиль.

Платформа бренда

При запуске нового бренда или преобразовании существующего нет ничего более логичного, нежели создание платформы для него. Этот шаг следует после комплексного анализа рынка, потребителей и конкурентов, а также самой компании, ее клиентов.

Платформа бренда (бренд-платформа) – общее смысловое поле бренда, описание уникальных отличительных свойств бренда (уникальное торговое предложение, уникальное эмоциональное предложение, целевая аудитория и т. д.), а так же совокупность его визуальных, имиджевых и маркетинговых атрибутов.

Бренд-платформа – это характер бренда. Он состоит из:

  • Ценности (как продукт решает личные задачи человека, мотивы выбора продукта)
  • Характер (Эмоциональные ощущения, которыми можно описать образ продукта)
  • Суть бренда (Емкое, но краткое обещание, которое раскрывается через вербальную и визуальную айдентику)
  • Миссия (Цель существования бизнеса, видение будущего)

Построение бренда – долгий последовательный процесс. Он требует настойчивости.

Отступление от платформы может привести к снижению доли рынка.

Разберем элементы фирменного стиля

Айдентика — это модное слово в маркетинге, которое пока на слуху не у всех. Ее путают с фирменным стилем, а то и просто с брендом. Но отличия есть и их важно понимать.

Именно благодаря грамотно разработанной айдентике в нашем сознании возникает не только визуальный образ марки, но и ассоциации, которых хотел достичь производитель. Например, название одного из самых известных напитков в мире прочно ассоциируется с красным фирменным цветом и рукописным шрифтом, новогодними праздниками и призывом пить его всегда в слогане.

Визуальные элементы айдентики имеют первостепенное значение, ведь именно глазами покупатели коммуницируют с брендом чаще всего — в вывесках, рекламе, упаковке товара, на сайте. Выделим «три кита» этого понятия.

Палитра

Корпоративный цвет или их сочетание - важнейший элемент фирменного стиля.

На подсознательном уровне цвет вызывает у человека определенные ассоциации и эмоции, которые влияют на формирование образа и принятие окончательного решения в вопросе выбора той или иной марки. Поэтому к подбору фирменной цветовой палитры стоит относиться очень внимательно и серьезно: продуманное и гармоничное сочетание цветов создаст нужный эмоциональный фон и поможет правильному восприятию образа бренда.

Существует даже целая наука, посвященная тому, как использовать цвет, чтобы влиять на людей (психология цвета). Любой цвет и оттенок несет в себе эмоциональный посыл, передает настроение и побуждает к действию.

Наш кейс по фирменному стилю для агентства недвижимости Эстет
Наш кейс по фирменному стилю для агентства недвижимости Эстет

Шрифт

Шрифт уникальный инструмент. Каждая компания старается выбрать для себя специальный, отличающийся от других шрифт, чтобы подчеркнуть свой характер бренда и семантику образа фирменного стиля.

Однако существует несколько видов фирменных шрифтов, каждый из которых используется в своей сфере деятельности.

Шрифты с засечками (Serif fonts). Этот тип шрифта определенно более традиционен, поэтому станет удачным выбором для тех, кто стремиться к классической атмосфере дизайна своего бренда. Times New Roman —вневременной пример шрифта с засечками.

Шрифты без засечек (Sans serif fonts). Данный тип шрифта отличается гладкими краями букв и делает дизайн более современным. Helvetica — классический пример шрифта без засечек.

Рукописные шрифты (Script typography) имитируют рукописный почерк и являются отличным выбором для тех, кто хочет добиться ощущения роскоши от дизайна своего бренда. Allura — классический пример рукописного шрифта.

Логотип

Логотип — шрифтовое начертание названия бренда, зачастую с изображением, которые сообщают о названии или сути бренда.

Гражданский Кодекс РФ признает только термин «Товарный знак»: словесный, изобразительный, комбинированный, объемный и прочие виды. Многие путают его с логотипом, но понятие товарного знака намного шире. Это в первую очередь запатентованное в установленном порядке изобразительное, словесное, объемное, звуковое обозначение или их комбинацию, которое используется владельцем товарного знака для идентификации своих товаров. Это обозначение, способное отличить товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц.

Кроме того, товарный знак выполняет вторую важную функцию — защищает товар от недобросовестной конкуренции и устанавливает юридический приоритет пользователя товарной марки.

Логотип для агентства Эстет
Логотип для агентства Эстет

Итак, основные элементы фирменного стиля найдены. Где они будут размещаться?

Элементы айдентики должны быть представлены на всех основных носителях, создаваемых компанией. Сайт, буклеты, витрины, ценники, упаковка — не стоит обходить что-либо стороной.

Ваши клиенты должны иметь одинаковое восприятие бренда, когда они заходят на ваш лендинг и когда надевают вашу футболку или читают рекламный буклет. Если дизайн будет различаться, это запутает вашу аудиторию и в конечном счете навредит вам.

Каковы носители фирменного стиля?

  • сайт компании, канал на “Ютубе”, паблики в соцсетях. Если их несколько - то
  • во всех с учетом специфики каждой
  • визитки сотрудников, подарочные сертификаты, скидочные купоны и
  • дисконтные карты
  • фирменные бланки компании
  • промо-материалы, рекламные буклеты, листовки, щиты
  • презентации, маркетинг-кит, любая документация
  • сувенирная продукция: ручки, кружки, ежедневники
  • униформа сотрудников: фирменные кепки, футболки, фартуки
  • оформление офиса, вывески
  • оформление транспортных средств компании

Все, что недоскажет название бренда, можно сообщить при помощи логотипа. А все, о чем умолчал логотип, должно быть раскрыто при помощи остальных элементов айдентики. Поэтому нельзя оценивать качество названия или логотипа в отрыве от систем айдентики и контекста, в котором они будут использованы.

Паттерн для дизайна сайта агентства Эстет
Паттерн для дизайна сайта агентства Эстет

Хорошая айдентика — это правила игры, которые надо строго соблюдать. Иначе зрители перестанут приходить на ваши матчи.

Я надеюсь, что эта статья станет для вас полезным инструментом в создании вашего фирменного стиля. Я постаралась доступно рассказать вам, на что обратить внимание в первую очередь при создании фирменного стиля для вашего бизнеса.