Острая нехватка порожнего оборудования в Китае стала одной из причин транспортного хаоса. Но почему же возникла эта ситуация и как долго она будет продолжаться? Давайте разбираться, откуда «растут ноги».
Логистический мир бьет тревогу, клиенты в ужасе берутся за голову – нехватка оборудования в Поднебесной привела к резкому скачку цен на транспортные услуги. Летом ставка на фрахт составляла около 3500 USD (согласитесь, тоже немалая сумма!). Сейчас стоимость приближается к цифре 10 000 USD, и, если верить аналитикам, в скором времени тарифы повысятся еще сильнее.
Впрочем, баснословная цена – не самое ужасное последствие транспортного хаоса. Сейчас, в преддверии новогодних праздников, крайне сложно вывезти свой груз из Китая – из-за дефицита контейнеров свою очередь можно ждать очень и очень долго, что неминуемо сказывается на увеличении срока поставки. Возьмем для примера Шанхай. По сравнению с прошлым годом количество порожних контейнеров в этом крупном китайском порту сократилось – внимание – на 50%!
Чтобы вы наглядно могли представить масштаб сложившейся «транспортной трагедии», стоит уточнить, что доля Китая на рынке производства контейнеров составляет около 96% – во всяком случае именно эту цифру опубликовала Китайская ассоциация контейнерной промышленности (CCIA). Получается, что даже такая акула бизнеса, которая может похвастаться прекрасно организованной цепочкой поставок и широчайшими техническими возможностями, оказалась в тупике.
Большинство экспертов склоняются к мнению, что ситуация с нехваткой оборудования произошла по двум причинам. Во-первых, это заметный дисбаланс в экспорте и импорте между Китаем, США, Австралией странами Европы и Россией. Скажем, Китай прекратил закупать у США и Австралии товары, в то время как США и Австралия продолжают активно импортировать грузы из КНР. Порожнее оборудование отправляется в страну назначения и не возвращается назад, поэтому порты США, Европы и Австралии сейчас забиты пустыми контейнерами.
Во-вторых, морские линии убрали некоторое количество судов-контейнеровозов с маршрутов, чтобы не ездить «вхолостую». Такой шаг объяснили стремлением сохранить маржинальность перевозок и опасением, что в связи с пандемией деловая активности во всем мире упадает.
Наиболее логичным решением проблемы кажется увеличение производства контейнеров. Но и здесь нас поджидают ждут непредвиденные сложности, главная из которых – нехватка сырья. Как вы понимаете, при недостаточном количестве сырьевого материала увеличить выпуск контейнеров кажется непосильной задачей. Как заметил Господин Чжан, представитель компании-производителя Singamas, «...недавний скачок цен на железную руду привел к высоким ценам на сталь, а сезонные поставки бамбука и древесины для полов контейнеров осенью и зимой ограничены. Эти факторы только ухудшают ситуацию и увеличивают наши расходы». Чтобы уменьшить рыночную неопределенность, CCIA заранее заказала некоторое сырье, но оно будет доставлено в Китай не раньше марта-апреля. К слову, ранее срок доставки такой продукции составлял всего три недели. По словам Чжана, из-за дефицита сырья текущие заказы на контейнеры были перенесены на второй квартал 2021 года.
Если абстрагироваться от причин дефицита и сделать фокус на его последствиях, то что же делать компаниям, чья деятельность напрямую зависит от поставок груза из Китая? К сожалению, не существует единого «рецепта успеха». Каждая компания ищет наиболее оптимальное решение, отталкиваясь от своих нужд и потребностей. Например, некоторые маленькие производства притормозили выпуск продукции, так как по новым тарифам фрахта им бы пришлось работать себе в убыток. Другие организации решили не запускать новые линии поставок. Третьи – объединять партии, чтобы оплачивать транспортировку вскладчину – получается выгоднее, но дольше по времени. Четвертые, для которых время – деньги, выбрали авиаперевозки как самый быстрый способ доставить груз. Несмотря на то, что стоимость авиаперевозок существенно увеличилась, они остаются единственным гарантированным способом в сжатые сроки доставить товарную партию.
Что касается прогнозов, то они напоминают гадание на кофейной гуще. В целом, всех аналитиков можно разделить на два лагеря – пессимистично настроенный и оптимистично настроенный. Первые уверены, что проблема нехватки контейнеров будет актуальной еще, как минимум, 3-4 месяца. Некоторые из них даже прогнозируют ухудшение ситуации, которое может произойти из-за новых волн коронавирусной пандемии в странах-торговых партнерах Китая. В частности, речь идет о США и членах ЕС. Выравнивание импорта и экспорта – длительный процесс, поэтому надеяться на молниеносное улучшение ситуации в любом случае не стоит.
Эксперты из второго, позитивно настроенного, лагеря смотрят на вещи более оптимистично и считают, что уже после новогодних праздников часть контейнеров вернется в Китай, и постепенно проблема сойдет на нет. Что же, время покажет, кто был прав. В любом случае специалисты «Транссертико» будут рады вам помочь.
Обращайтесь к нам – даже в самой сложной ситуации, мы обязательно найдем выход и привезем ваш груз в сжатые сроки!
Присылайте данные для расчета нашим специалистам на электронный адрес partner@dtod.ru и мы обязательно найдем способ доставить ваш груз в кратчайшие сроки и по самой выгодной цене.