10 ноября 1970 года с космодрома «Байконур» с помощью ракеты-носителя «Протон-К» стартовала автоматическая лунная станция (АЛС) «Луна-17». На ее борту находилась передвижная научная лаборатория «Луноход-1».
Через неделю, 17 ноября, необычный космический аппарат впервые в истории проложил колею на поверхности Луны.
Ключевой компонент программы полета – самоходное автоматическое шасси лунохода – было создано во ВНИИ-100 (ныне ВНИИТрансмаш). Именно директор института В. С. Старовойтов в июле 1964 года взял на себя смелость принять предложение главного конструктора Особого конструкторского бюро-1 С. П. Королева создать луноход.
К новой задаче подключили группу специалистов из пяти человек. Начинали они с того, что, по собственному выражению, «пялились на Луну» в Пулковской обсерватории, консультировались с ведущими астрономами. Результаты подтвердили худшие опасения: в стране отсутствовала физическая модель лунной поверхности, а ученые имели прямо противоположные взгляды на ее физико-механические свойства.
Наиболее распространенным было представление о чрезвычайно рыхлой, пылеобразной структуре лунного грунта. Другие специалисты, напротив, считали поверхность Луны настолько прочной, что по ней можно ездить на велосипеде. Истина, как это часто бывает, оказалась где-то посередине.
31 мая 1964 года в обстановке секретности институт посетил С. П. Королев. К этому времени уже были в какой-то мере разработаны проектные компоновки колесного и гусеничного вариантов, изготовлен макет прибора для исследования свойств лунного грунта.
Именно во время его демонстрации случился «генеральский эффект»: прибор замер, не выполнив задачу. Конструктор прибора П. Н. Бродский быстро и, как ему показалось, незаметно помог рукой, и все закончилось благополучно.
Однако, прощаясь, Королев заметил: «На Луне пальчиком не поможешь».
Очень деликатно он отреагировал и на вопрос о выборе типе движителя: «Вы специалисты, вы и выбирайте!».
К этому времени относится пик лунной гонки СССР и США. Специалисты и часть политиков уже понимали, что американцы вскоре высадят на Луну человека и опередят СССР в пилотируемых полетах. Но можно было еще побороться за первый «возврат лунного грунта». Первыми на Землю доставили лунный грунт все-таки американцы – произошло это в июле 1969 года. Советские специалисты после ряда неудачных пусков смогли решить задачу только в сентябре 1970 года.
Состоявшиеся буквально дуплетом успешные полеты станций «Луна-16» и «Луна-17», уверенное движение транспортного средства по сложным трассам на поверхности Луны стали убедительным примером того, как следует использовать космические роботы для снижения рисков гибели людей в далеких космических экспедициях.
И в наши дни одиссея «Лунохода-1» остается выдающимся достижением XX века. Недаром слово «луноход» вошло в международный лексикон без перевода, как и слово «спутник». Первый луноход будут помнить, как помнят первые автомобиль, паровоз, пароход, самолет.
По материалам рубрики «Наследие» автора Михаила Маленкова.
Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.