А что вообще такое "Образование"?
Что ассоциируется с этим словом? Что может "образовываться" в социальном контексте, не физическом? В этом контексте образовываться, то есть принимать целостный, конечный вид, может личность, душа, нравы человека.
По определению Википедии, свободной энциклопедии, Образова́ние — система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций. То есть, на основании сложившегося народного и научного мнения, это не только "дать знания", но и воспитать человека и научить возможной будущей профессии.
Но разве в задачи муниципальных учреждений, именуемых по-разному в разных социальных кругах то школами, то шарагами, входят воспитание или помощь с тщательным выбором будущей специальности? Нет. Тем более, что задача "общеобразовательных" школ - дать доступ к знаниям. А вот как ученики будут ими распоряжаться во взрослой жизни и насколько они пригодятся при образовании личности - об этом школа задумываться не должна.
Тогда что из себя представляет школа?
Мы имеем много разных курсов по предметам от прикладных и физических до гуманитарных и технических предметов, изучаемых за 9-11 лет. Девяти лет обучения хватает для поступления в колледжи и различные училища, одиннадцати лет хватает для поступление в высшее учебное заведение.
Каждый из этих курсов можно изучать отдельно самостоятельно, и зачастую знания из этих курсов помогают лучше вникнуть в область, которой посвящён курс. Но в седьмых классах человек чётче понимает, какие предметы ему совсем не нужны, а на какие ему стоит сделать уклон. К сожалению, посещать только определённые курсы школьное заведение не даст, и придётся мириться с программой. Кроме предлогов навроде "все знания в жизни пригодятся" я, пожалуй, ничего не слышал. Угу, бесполезных фактов для разговора я могу нахвататься и в интернете, и то за час-два, но это гораздо быстрее изучения теоретического курса физкультуры ради того, чтобы сдавать это физ. руководителю заместо нормативов.
Обычно детей отдают школе на обучение, и то если ребёнок сам способен усваивать данные ему знания. Если положиться на то, что школа ещё и социализирует ребёнка, то с кем он социализироваться-то будет? С одноклассниками. А как? Торчать в туалете и курить вейп или болтать на переменах (а то и на уроках) и после учёбы. Групповая проектная деятельность - редкое занятие для класса, хоть и бывает полезным. Такая практика "зависания" с классом мало помогает будущему общению в нормальном кругу людей или хотя бы с определением будущей деятельности (работы). Если не уделять внимания воспитанию ребёнка, всё пойдёт на самотёк и у него появятся проблемы.
В пример приведу свой опыт обучения в 5 "Б" классе. Большая часть одноклассников была настоящими гопниками, надоедавшими и параллельным классам, и мне самому, так как таким же, как они я становиться не хотел. Я рад, что не проиграл это испытание на терпение, но лучше бы я сразу сменил школу, так как во время обучения в той школе мне приходилось посещать психолога (для понимания, как таким людям шею не свернуть и сохранить терпение). Обучение было ужасным, из-за постоянных помех со стороны одноклассников и срывов уроков моя успеваемость снизилась до "четвёрок-троек-двоек", на Последний Звонок в Году я отказался приходить (и не зря, в тот день пошёл дождь). Однажды дошло даже до "кражи" моей верхней одежды, в связи с чем мои родители вызвали полицию. Хочу довести до сведения, что родителям "проказников" было словно плевать - их дети за тот год никак не изменились. Только спустя много лет они поняли свою вину и больше, надеюсь, не возвращались к таким делам.
Более подробно о целом году, проведённом в классе 5 "Б", я расскажу в следующей статье (ссылка появится в закреплённом комментарии).
Представьте себя на месте педагога. У вас более четырёх классов по 25-35 человек, и вам ещё их бы пришлось воспитывать. Кто-то скажет "но есть же социальные педагоги". Да, в их обязанности входит безболезненное освоение ученика в обществе, но если ученику самому нужно пойти навстречу педагогу и прислушиваться к его словам, если, конечно же, сам социальный педагог адекватный. К сожалению, часто их обязанности сводятся просто к разбирательству драк между учениками (которые в "образовательном" учреждении считаются нормой), притом что сам корень проблемы остаётся нерешённым, остаются обиды, а задиры так и остаются задирами.
Чем школа отличается от любого другого государственного или частного просветительского учреждения?
- Частные курсы в осознанном возрасте вы выбираете сами и можете комбинировать их между собой.
- На частных курсах нету обязательной формы учеников (кроме предусмотренной техникой безопасности).
- Непринуждённость в сравнении со школьной "дисциплиной".
- Различная глубина и качество знаний.
- Самодисциплина (если вы хотите получить именно эти знания, которые дают вам курсы, вы не станете мешать другим делать то же самое), хотя она может различаться в зависимости от возраста.
- Значительно меньшее количество лет обучения. За 9-11 лет в школе проходит целый этап жизни, между одноклассниками не то что классовое деление появляется, одноклассники успевают поменять несколько раз друзей, а кто-то влюбиться много раз. Это вам даже не вуз. Сам факт наличия классового деления и иерархии - вообще отдельная тема.
Вывод: школа не является образовательным учреждением, так как никакого воспитания в школе нет и не предусмотрено, её цель ограничивается просвещением знаниями. Школу можно представить как бесплатное государственное учреждение, где вам преподают разные курсы.
Поэтому родители обязаны сами развивать и воспитывать своих детей. Школа точно не помощник в этом, а другие её ученики тем более. Чтобы вместе с ребёнком понять его будущий род деятельности, нужно очень глубоко знакомиться с его интересами, о которых он мог бы сам не знать. Не стоит делать поспешных выводов и решений, так как и вы, и он можете ошибаться в его специализации. Раньше я хотел пойти в медицину (но понял, что работа в клиниках и лабораториях для меня невыносима), в дизайн, потом понял, что дизайн я использую в качестве инструмента для иллюстраций своих разных творческих идей, например, писательских. Также мне нравится актёрское мастерство и режиссура. Это я понял благодаря творческой практике и помощи родителей, без помощи школы. Я ещё не закончил своё определение, этот путь может быть более извилистым, а у вас он может быть ещё дольше и запутаннее, поэтому ему нужно уделить достаточно внимания, чтобы хотя бы понять, хватит ли вам 9-ти классов обучения или для дальнейшей карьеры необходимы все 11.