Найти тему
PLG апарт-отели

Центр — пешеходам, периферию — трамваям. Будет ли Петербург развиваться по принципам урбанизма?

На страницах «Делового Петербурга» вышло интервью с генеральным директором Центра транспортного планирования Рубеном Тертеряном. Отвечая на вопросы журналиста, чиновник рассказал о планах сделать приоритетным пешеходное передвижение в центре города на Неве и стимулировать жителей периферии использовать для ежедневных поездок на работу общественный, а не индивидуальный транспорт.

Сделать город удобным для пешехода — идея не новая, это один из принципов урбанизма, который используют в планировании многие европейские города. Осло, к примеру, к началу 2019-го года заменил 700 парковочных мест в центре города на велодорожки, деревья, небольшие парки и скамейки. Лидерами среди городов по отказу от автомобилей также называют Париж, китайский Чэнду, Гамбург, Хельсинки.

Барселона планирует за ближайшие десять лет сделать центр города районом, удобным для пешеходов, богатым на деревья и практически свободным от машин. В так называемом «суперблоке» на месте автомобильных дорог разобьют скверы, построят детские площадки или расчертят беговые дорожки.

Как можно изменить дизайн перекрестков района для создания зелёных пространств
Как можно изменить дизайн перекрестков района для создания зелёных пространств

Похожие изменения уже претерпели некоторые районы в каталонской столице. На улицы, которые раньше стояли в пробках либо пустовали в дневное время, вышли люди разных поколений: семьи с детьми, молодые люди, пожилые и маломобильные горожане, велосипедисты и роллеры.

Район стал местом встреч и прогулок для соседей, друзей, офисных сотрудников
Район стал местом встреч и прогулок для соседей, друзей, офисных сотрудников

В «суперблоке» есть автомобильные полосы и парковочные места, только в гораздо меньшем количестве, чем было раньше. К тому же, практически на всех перекрёстках для машин сделано круговое движение, которое вынуждает автомобилистов сбрасывать скорость, а значит, делает улицы безопаснее.

Аргументов «за» приоритет пешехода можно привести до полусотни. Самые очевидные — снижение загрязнения воздуха и уровня шума, уменьшение пробок и экономия средств на сооружение и содержание дорог. Развитая пешеходная инфраструктура влияет на качество жизни и здоровье граждан, помогает решать проблемы с лишним весом, даёт почву для укрепления социальных связей и повышает доступность районов.

К слову, в США столкнулись с проблемой, которая возникла в результате обратного процесса, а именно после сноса исторических домов ради новых автомобильных полос. В результате некоторые районы стали настолько неудобны и небезопасны для пешего передвижения, что не иметь хотя бы один автомобиль на семью стало невозможно. При этом содержание авто обходится очень дорого — более 10% от семейного бюджета.

При этом расширение пространства для автомобилей не решает проблему трафика. Дополнительная полоса имеет временный эффект: удобство передвижения по городу на автомобиле стимулирует приобретение новых автомобилей, которые быстро занимают всё предоставленное им пространство. Получается, что город, удобный для автомобилей, оставляет открытым вопрос пробок и шума, и буквально требует от владельцев машин зарабатывать ещё больше на собственное содержание.

Чтобы жители выбирали общественный транспорт, а не личное авто, нужно прокладывать новые трамвайные маршруты, открывать новые станции метро и выделять отдельные полосы для автобусов и троллейбусов на дорогах. Всё это требует немалых финансовых вложений. Если в районах, близких к центру, транспортную систему нужно лишь развивать, то на периферии её часто нужно создавать с нуля, ведь транспортная инфраструктура в большинстве случаев за активной застройкой просто не успевает.

Рубен Тертерян признаёт, что задача города — сделать поездку на общественном транспорте комфортной, для чего нужен «целый комплекс мероприятий, в том числе, запуск скоростных видов пассажирского транспорта: метрополитена, трамваев», при этом сейчас периферийные районы Петербурга «чувствуют колоссальный недостаток инфраструктуры».

Одним из возможных решений может стать совместное развитие транспортной инфраструктуры города и девелопера. В какой момент государство захочет прибегнуть к этому методу, пока предсказать сложно. Тем не менее, в наших проектах мы уже заботимся об инфраструктуре для проживающих. Оставлять самокат или велосипед в своём дворе — удобно, а ещё круче брать его напрокат около дома, доезжать до метро и оставлять там же. Вернувшись с работы, после метро пересаживаться на самокат и добираться до дома. Такую возможность мы создаём для проживающих в наших объектах.

Чтобы улучшить транспортную доступность нашей будущей гостиницы в Приморском районе и соседних жилых комплексов, мы обратились к администрации района с инициативой за наш счёт продлить Приморский проспект, который будет пролегать рядом со стройкой.

Кроме этого, вместе с городом напротив гостиницы мы реализуем проект пешеходной набережной. Это общественное пространство будет открыто для всех жителей и гостей города и, мы уверены, станет новой достопримечательностью Петербурга.

Пешеходная набережная перед гостиницей PLG
Пешеходная набережная перед гостиницей PLG