На страницах «Делового Петербурга» вышло интервью с генеральным директором Центра транспортного планирования Рубеном Тертеряном. Отвечая на вопросы журналиста, чиновник рассказал о планах сделать приоритетным пешеходное передвижение в центре города на Неве и стимулировать жителей периферии использовать для ежедневных поездок на работу общественный, а не индивидуальный транспорт.
Сделать город удобным для пешехода — идея не новая, это один из принципов урбанизма, который используют в планировании многие европейские города. Осло, к примеру, к началу 2019-го года заменил 700 парковочных мест в центре города на велодорожки, деревья, небольшие парки и скамейки. Лидерами среди городов по отказу от автомобилей также называют Париж, китайский Чэнду, Гамбург, Хельсинки.
Барселона планирует за ближайшие десять лет сделать центр города районом, удобным для пешеходов, богатым на деревья и практически свободным от машин. В так называемом «суперблоке» на месте автомобильных дорог разобьют скверы, построят детские площадки или расчертят беговые дорожки.
Похожие изменения уже претерпели некоторые районы в каталонской столице. На улицы, которые раньше стояли в пробках либо пустовали в дневное время, вышли люди разных поколений: семьи с детьми, молодые люди, пожилые и маломобильные горожане, велосипедисты и роллеры.
В «суперблоке» есть автомобильные полосы и парковочные места, только в гораздо меньшем количестве, чем было раньше. К тому же, практически на всех перекрёстках для машин сделано круговое движение, которое вынуждает автомобилистов сбрасывать скорость, а значит, делает улицы безопаснее.
Аргументов «за» приоритет пешехода можно привести до полусотни. Самые очевидные — снижение загрязнения воздуха и уровня шума, уменьшение пробок и экономия средств на сооружение и содержание дорог. Развитая пешеходная инфраструктура влияет на качество жизни и здоровье граждан, помогает решать проблемы с лишним весом, даёт почву для укрепления социальных связей и повышает доступность районов.
К слову, в США столкнулись с проблемой, которая возникла в результате обратного процесса, а именно после сноса исторических домов ради новых автомобильных полос. В результате некоторые районы стали настолько неудобны и небезопасны для пешего передвижения, что не иметь хотя бы один автомобиль на семью стало невозможно. При этом содержание авто обходится очень дорого — более 10% от семейного бюджета.
При этом расширение пространства для автомобилей не решает проблему трафика. Дополнительная полоса имеет временный эффект: удобство передвижения по городу на автомобиле стимулирует приобретение новых автомобилей, которые быстро занимают всё предоставленное им пространство. Получается, что город, удобный для автомобилей, оставляет открытым вопрос пробок и шума, и буквально требует от владельцев машин зарабатывать ещё больше на собственное содержание.
Чтобы жители выбирали общественный транспорт, а не личное авто, нужно прокладывать новые трамвайные маршруты, открывать новые станции метро и выделять отдельные полосы для автобусов и троллейбусов на дорогах. Всё это требует немалых финансовых вложений. Если в районах, близких к центру, транспортную систему нужно лишь развивать, то на периферии её часто нужно создавать с нуля, ведь транспортная инфраструктура в большинстве случаев за активной застройкой просто не успевает.
Рубен Тертерян признаёт, что задача города — сделать поездку на общественном транспорте комфортной, для чего нужен «целый комплекс мероприятий, в том числе, запуск скоростных видов пассажирского транспорта: метрополитена, трамваев», при этом сейчас периферийные районы Петербурга «чувствуют колоссальный недостаток инфраструктуры».
Одним из возможных решений может стать совместное развитие транспортной инфраструктуры города и девелопера. В какой момент государство захочет прибегнуть к этому методу, пока предсказать сложно. Тем не менее, в наших проектах мы уже заботимся об инфраструктуре для проживающих. Оставлять самокат или велосипед в своём дворе — удобно, а ещё круче брать его напрокат около дома, доезжать до метро и оставлять там же. Вернувшись с работы, после метро пересаживаться на самокат и добираться до дома. Такую возможность мы создаём для проживающих в наших объектах.
Чтобы улучшить транспортную доступность нашей будущей гостиницы в Приморском районе и соседних жилых комплексов, мы обратились к администрации района с инициативой за наш счёт продлить Приморский проспект, который будет пролегать рядом со стройкой.
Кроме этого, вместе с городом напротив гостиницы мы реализуем проект пешеходной набережной. Это общественное пространство будет открыто для всех жителей и гостей города и, мы уверены, станет новой достопримечательностью Петербурга.