С осени 2007 г. опубликована информация о катамаране французской арктической экспедиции “Babouche”:
По сравнению с показанным на карте первоначальным вариантом, реальный маршрут был несколько сокращен, начальный пункт – Анкоридж (США, Аляска). После п-ова Бутия (Boothia), обходя забитые льдом проливы, они повернули на север, проливом Ланкастер вышли в море Баффина, обогнули его с севера по южной кромке льдов и закончили маршрут в населенной части Гренландии.
Сама лодочка особого впечатления поначалу не оставила, скорее показалось какой-то совершенно несуразной. Затем, при внимательном рассмотрении, изменил свое мнение об этом катамаране на 180 град.
Технические характеристики и конструкция
- Длина – 7.5 м
- Ширина – 5 м
- Осадка – 1/0.2 м
- Высота мачты – 12.5 м
- Площадь парусов -55 м 2, с генакером/спинакером – 120 м 2
- Водоизмещение порожнем – 0.5 т, полное – 1 т .
- Материал корпусов – стеклопластик+углепластик с наполнителем из ПВХ пенопласта.
Длина и водоизмещение примерно соответствуют тяжелому крейсерскому надувному катамарану, ширина – несколько больше, площадь парусов – тоже. Может использоваться как на воде, так и на льду в качестве буера.
Корпус.
Имеет относительно узкие корпуса, над которыми в кормовой части выполнены жилые каютные модули (конструкция каждого корпуса вместе с каютой, не разборная). Центр парусности корпусов – в кормовой части, соответственно, она должна лежать в дрейфе в “правильном” положении – почти носом на волну. Виден немного выступающий из корпуса не до конца убранный шверт (по одному в каждом корпусе).
Состоит из нижней герметичной части (из пенопласта с обклейкой стеклотканью, что совершенно правильно – судно-то ледового плавания, и получить пробоину для него проблем не составляет) и верхней объемной жилой. На снимке между первой и второй переборками (считая с носа) видно основание швертового колодца. В верхней части переднего шпангоута формуется ложемент передней поперечной балки (видны струбцины). В верхней части кормового шпангоута – уступ для размещения кормовой балки.
Плоский борт – внешний, на транце – аварийный люк, виден полоз для движения по льду и рулевые петли.
Обитаемые части корпусов – достаточно обтекаемые, за исключением плоского внешнего борта. Видны укосы, обеспечивающие продольную прочность корпусов. Внешний борт – плоский, видимо, так обеспечивается плотная “упаковка” корпусов на трейлере.
Высокие жилые каютные модули закрывают кокпит с бортов. В кокпите лежит в разобранном виде “тузик” - секционный плоскодонный каяк. На корпусах сзади путенсов видна щель швертового колодца. На верхней палубе видны прозрачный колпак для наблюдения за парусами и входной люк, расположенный в наименее заливаемой кормовой части судна. Поначалу было наоборот, и люк располагался впереди. Рядом с ним располагались средства управления парусами:
Видимо, такой стиль работы шкотового – высовываясь из люка, оказался неудачным (скорее всего, из-за заливания или забрызгивания), и от него отказались.
Материал – (стекло/угле) пластик, крепление – разборное.
Аналогично, только сечение треугольное. Та же балка отдельно (на переднем плане):
Мачта.
Под такой мачтой (установленный вертикально гик) катамаран пришел в поселок Танунак(Tununak), где мачта была починена углепластиковой “заплаткой”:
Парусное вооружение.
Шлюп ѕ с высокоэффективным гротом и поворотной мачтой. Нижняя шкаторина грота – свободная. Гик таврового сечения имеет систему рифления:
Рулевое и швертовое устройства.
Шверты на снимках особо не видны. Размещаются в колодцах по внешним бортам кают. Снасти для их подъема и верхнее отверстие колодца хорошо видны на снимке ниже:
Рабочее место рулевого – на палубе каюты, в качестве подставки под ноги используются укладываемые в кокпите секции разборного каяка.
Внутренние помещения.
Использование лодки на льду.
Возможность реального использования такого способа передвижения в летнее время сомнительна – тающий снег и лед не слишком-то скользкие, да и неизбежные снежницы будут мешаться, делая поверхность неровной. К тому же даже в замерзшем море ровные ледовые поля встречаются редко, чаще торосы попадаются. Скорее, здесь применим способ, который использовался поморскими кочами 16-18вв. (у них тоже имелись полозья на днище) – занос якорей и подтягивание на канате для преодоления коротких ледовых перемычек. На пройденном “Babouche” маршруте передвижение по льду, видимо, не использовалось – сплошной лед был обойден.
Не парусные движители.
Мотор на катамаране по принципиальным соображениям отсутствует. Использовалась только гребля – либо традиционная для катамаранов канойная (см. снимки выше), либо близкая к академической. Гребцы размещаются на низкобортной носовой части корпусов. Второй способ был сделан пригодным для передвижения по узким ледовым разводьям и для применения в одиночку:
Транспортабельность катамарана.
Лодка после разборки перевозится на трейлере и в стандартном 40фт контейнере. Лодка, снимаемая с трейлера в Анкоридже:
Оборудование катамарана.
Кроме того, при стоянках на берегу (а такие тоже были) использовался обычный костер :
Под ними, в “трюме”, хранились припасы. Расположение коек не слишком удачное (прямо под входным люком) – видимо, следствие переделок (люк перенесен в корму).
Несмотря на это, оружие на снимках не замечено...
Ну как то так. Бывают и такие лодки из пенопласта.