Найти в Дзене
KALININEXUS

Лодки из пенопласта. 4 часть. "BABOUCHE"- катамаран французкой арктической экспедиции.

Оглавление

С осени 2007 г. опубликована информация о катамаране французской арктической экспедиции “Babouche”:

Фото № 1 Летом 2007 г. эта лодка (яхта и буер в одной конструкции) прошла по Северо-Западному морскому пути:
Фото № 1 Летом 2007 г. эта лодка (яхта и буер в одной конструкции) прошла по Северо-Западному морскому пути:
Фото  № 2.
Фото № 2.

По сравнению с показанным на карте первоначальным вариантом, реальный маршрут был несколько сокращен, начальный пункт – Анкоридж (США, Аляска). После п-ова Бутия (Boothia), обходя забитые льдом проливы, они повернули на север, проливом Ланкастер вышли в море Баффина, обогнули его с севера по южной кромке льдов и закончили маршрут в населенной части Гренландии.

Сама лодочка особого впечатления поначалу не оставила, скорее показалось какой-то совершенно несуразной. Затем, при внимательном рассмотрении, изменил свое мнение об этом катамаране на 180 град.

Технические характеристики и конструкция

  • Длина – 7.5 м
  • Ширина – 5 м
  • Осадка – 1/0.2 м
  • Высота мачты – 12.5 м
  • Площадь парусов -55 м 2, с генакером/спинакером – 120 м 2
  • Водоизмещение порожнем – 0.5 т, полное – 1 т .
  • Материал корпусов – стеклопластик+углепластик с наполнителем из ПВХ пенопласта.

Длина и водоизмещение примерно соответствуют тяжелому крейсерскому надувному катамарану, ширина – несколько больше, площадь парусов – тоже. Может использоваться как на воде, так и на льду в качестве буера.

Корпус.

Фото  № 3 Лодка на стоянке.
Фото № 3 Лодка на стоянке.

Имеет относительно узкие корпуса, над которыми в кормовой части выполнены жилые каютные модули (конструкция каждого корпуса вместе с каютой, не разборная). Центр парусности корпусов – в кормовой части, соответственно, она должна лежать в дрейфе в “правильном” положении – почти носом на волну. Виден немного выступающий из корпуса не до конца убранный шверт (по одному в каждом корпусе).

Фото  № 4.  Корпус в постройке.
Фото № 4. Корпус в постройке.
Фото  № 5. Шаблоны для нарезки пенопластовых блоков нижней части корпуса.
Фото № 5. Шаблоны для нарезки пенопластовых блоков нижней части корпуса.

Состоит из нижней герметичной части (из пенопласта с обклейкой стеклотканью, что совершенно правильно – судно-то ледового плавания, и получить пробоину для него проблем не составляет) и верхней объемной жилой. На снимке между первой и второй переборками (считая с носа) видно основание швертового колодца. В верхней части переднего шпангоута формуется ложемент передней поперечной балки (видны струбцины). В верхней части кормового шпангоута – уступ для размещения кормовой балки.

Фото  № 6.   Собираемая из пенопласта нижняя часть корпуса.
Фото № 6. Собираемая из пенопласта нижняя часть корпуса.
Фото  № 6 А. Обклейка углепласиком “нижнего корпуса”.
Фото № 6 А. Обклейка углепласиком “нижнего корпуса”.

Фото  № 7. Формовка полоза для движения по льду.
Фото № 7. Формовка полоза для движения по льду.
Фото  № 8. Готовый полоз, видна также щель швертового колодца.
Фото № 8. Готовый полоз, видна также щель швертового колодца.
Фото  № 9.  Приформовывается палуба каюты.
Фото № 9. Приформовывается палуба каюты.
Фото  № 10.  Готовый и окрашенный корпус.
Фото № 10. Готовый и окрашенный корпус.

Плоский борт – внешний, на транце – аварийный люк, виден полоз для движения по льду и рулевые петли.

Фото  № 11.  Корпуса в сборе до окраски.
Фото № 11. Корпуса в сборе до окраски.

Обитаемые части корпусов – достаточно обтекаемые, за исключением плоского внешнего борта. Видны укосы, обеспечивающие продольную прочность корпусов. Внешний борт – плоский, видимо, так обеспечивается плотная “упаковка” корпусов на трейлере.

Фото  № 12. Окончательный вариант лодки, вид кормовой части
Фото № 12. Окончательный вариант лодки, вид кормовой части

Высокие жилые каютные модули закрывают кокпит с бортов. В кокпите лежит в разобранном виде “тузик” - секционный плоскодонный каяк. На корпусах сзади путенсов видна щель швертового колодца. На верхней палубе видны прозрачный колпак для наблюдения за парусами и входной люк, расположенный в наименее заливаемой кормовой части судна. Поначалу было наоборот, и люк располагался впереди. Рядом с ним располагались средства управления парусами:

Фото  № 13.
Фото № 13.
Видимо, такой стиль работы шкотового – высовываясь из люка, оказался неудачным (скорее всего, из-за заливания или забрызгивания), и от него отказались
Видимо, такой стиль работы шкотового – высовываясь из люка, оказался неудачным (скорее всего, из-за заливания или забрызгивания), и от него отказались

Видимо, такой стиль работы шкотового – высовываясь из люка, оказался неудачным (скорее всего, из-за заливания или забрызгивания), и от него отказались.

Фото  № 14.  Кормовая поперечная балка.
Фото № 14. Кормовая поперечная балка.
Фото  № 15.  Она же, вид спереди.
Фото № 15. Она же, вид спереди.

Материал – (стекло/угле) пластик, крепление – разборное.

Фото  №  16. Подмачтовая балка.
Фото № 16. Подмачтовая балка.

Аналогично, только сечение треугольное. Та же балка отдельно (на переднем плане):

Фото  № 17. Неокрашенные укрепленные углепластиком ее части в собранном состоянии находятся внутри корпусов, в борту видно соответствующее отверстие.
Фото № 17. Неокрашенные укрепленные углепластиком ее части в собранном состоянии находятся внутри корпусов, в борту видно соответствующее отверстие.
 Фото  № 18. Между балками и корпусами натянута мягкая палуба.
Фото № 18. Между балками и корпусами натянута мягкая палуба.
Фото  № 19.  Палуба, вид сверху.
Фото № 19. Палуба, вид сверху.

Мачта.

Фото  № 20. Мачта – углепластиковая. Ее заготовка перед формовкой.
Фото № 20. Мачта – углепластиковая. Ее заготовка перед формовкой.
Фото  № 21.  Степс мачты (еще не установленный) с шаровой опорой.
Фото № 21. Степс мачты (еще не установленный) с шаровой опорой.
Фото  № 22. Видны рычаги для разворота и (видимо) крепления приспособления для постановки мачты, сбоку закреплен блок клавишных стопоров фалов.
Фото № 22. Видны рычаги для разворота и (видимо) крепления приспособления для постановки мачты, сбоку закреплен блок клавишных стопоров фалов.
Фото  № 23. Топ мачты с блоком грота-фала.
Фото № 23. Топ мачты с блоком грота-фала.
Фото  № 24.  В Беринговом море она была сломана.
Фото № 24. В Беринговом море она была сломана.
Фото  №  25.   Лодка с аварийной мачтой.
Фото № 25. Лодка с аварийной мачтой.

Под такой мачтой (установленный вертикально гик) катамаран пришел в поселок Танунак(Tununak), где мачта была починена углепластиковой “заплаткой”:

Фото  № 26. Изготовление заплаты.
Фото № 26. Изготовление заплаты.
Фото  № 27.  Установка отремонтированной мачты (хорошо видна “заплата”).
Фото № 27. Установка отремонтированной мачты (хорошо видна “заплата”).
Фото   № 28.  Стоячий такелаж особенностей не имеет, разве что применены обычные для “надувастиков” мягкие талрепа вант.
Фото № 28. Стоячий такелаж особенностей не имеет, разве что применены обычные для “надувастиков” мягкие талрепа вант.

Парусное вооружение.

Фото  № 29. Парусное вооружение.
Фото № 29. Парусное вооружение.

Шлюп ѕ с высокоэффективным гротом и поворотной мачтой. Нижняя шкаторина грота – свободная. Гик таврового сечения имеет систему рифления:

Фото  № 30.
Фото № 30.
Фото  № 31. Передний парусный треугольник помимо обычного шпрюйта имеет дополнительный силовой каркас с бушпритом
Фото № 31. Передний парусный треугольник помимо обычного шпрюйта имеет дополнительный силовой каркас с бушпритом
Фото  № 32. Из передних парусов, помимо вспомогательных, несут стаксель (на штаге с карабинами) и кливер (с закруткой).
Фото № 32. Из передних парусов, помимо вспомогательных, несут стаксель (на штаге с карабинами) и кливер (с закруткой).
Фото  № 33.  Движение под кливером.
Фото № 33. Движение под кливером.

Рулевое и швертовое устройства.

Шверты на снимках особо не видны. Размещаются в колодцах по внешним бортам кают. Снасти для их подъема и верхнее отверстие колодца хорошо видны на снимке ниже:

Фото  № 34.
Фото № 34.

Фото  № 35. Рули крепятся к транцам корпусов и соединены тягой.
Фото № 35. Рули крепятся к транцам корпусов и соединены тягой.
Фото  № 36. Румпель – в ДП
Фото № 36. Румпель – в ДП
Фото  № 37.  Он имеет удлинитель, используемый рулевым.
Фото № 37. Он имеет удлинитель, используемый рулевым.

Рабочее место рулевого – на палубе каюты, в качестве подставки под ноги используются укладываемые в кокпите секции разборного каяка.

Внутренние помещения.

Фото  № 38.  В каюте, вид в корму.
Фото № 38. В каюте, вид в корму.
Фото  № 39.  Хорошо видно сиденье под прозрачным колпаком (позже колпак перенесен вперед) и задрайка кормового люка. Вид в нос.
Фото № 39. Хорошо видно сиденье под прозрачным колпаком (позже колпак перенесен вперед) и задрайка кормового люка. Вид в нос.
Фото  № 40.  На переднем плане – видимо, каркас того самого сиденья. Верхний люк также герметично закрывается, на снимке ниже видна его задрайка.
Фото № 40. На переднем плане – видимо, каркас того самого сиденья. Верхний люк также герметично закрывается, на снимке ниже видна его задрайка.

Использование лодки на льду.

Фото  № 41.  В варианте буера на полозья одеваются стальные коньки.
Фото № 41. В варианте буера на полозья одеваются стальные коньки.
Фото  № 42.  Поворотные коньки (скорее лыжи) крепятся на баллере руля.
Фото № 42. Поворотные коньки (скорее лыжи) крепятся на баллере руля.
Фото  №  43. Под генакером по льду.
Фото № 43. Под генакером по льду.
Фото  №44. На льду кормовой люк используют не как аварийный, а как обычный входной.
Фото №44. На льду кормовой люк используют не как аварийный, а как обычный входной.

Возможность реального использования такого способа передвижения в летнее время сомнительна – тающий снег и лед не слишком-то скользкие, да и неизбежные снежницы будут мешаться, делая поверхность неровной. К тому же даже в замерзшем море ровные ледовые поля встречаются редко, чаще торосы попадаются. Скорее, здесь применим способ, который использовался поморскими кочами 16-18вв. (у них тоже имелись полозья на днище) – занос якорей и подтягивание на канате для преодоления коротких ледовых перемычек. На пройденном “Babouche” маршруте передвижение по льду, видимо, не использовалось – сплошной лед был обойден.

Фото  № 45. Им встречался лед только разреженный либо тонкий смерзающийся.
Фото № 45. Им встречался лед только разреженный либо тонкий смерзающийся.

Не парусные движители.

Мотор на катамаране по принципиальным соображениям отсутствует. Использовалась только гребля – либо традиционная для катамаранов канойная (см. снимки выше), либо близкая к академической. Гребцы размещаются на низкобортной носовой части корпусов. Второй способ был сделан пригодным для передвижения по узким ледовым разводьям и для применения в одиночку:

Фото  № 46.
Фото № 46.
Фото  № 47. Гребец упирается ногами в каюту и размещается на скользящем сиденье.
Фото № 47. Гребец упирается ногами в каюту и размещается на скользящем сиденье.

Транспортабельность катамарана.

Лодка после разборки перевозится на трейлере и в стандартном 40фт контейнере. Лодка, снимаемая с трейлера в Анкоридже:

Фото  № 48.
Фото № 48.
Фото  № 49. На переднем плане – секции каяка. Для перевозки от Монреаля до Анкориджа использовалась отличная от первоначальной укладка частей лодки на трейлер.
Фото № 49. На переднем плане – секции каяка. Для перевозки от Монреаля до Анкориджа использовалась отличная от первоначальной укладка частей лодки на трейлер.
Фото  № 50. Интересна укладка мачты – над тягачём без увеличения длины всего автопоезда. Вид сзади.
Фото № 50. Интересна укладка мачты – над тягачём без увеличения длины всего автопоезда. Вид сзади.
Фото  № 51.  Видимо, при такой укладке габариты получались поменьше. Погрузка лодки в стандартный контейнер.
Фото № 51. Видимо, при такой укладке габариты получались поменьше. Погрузка лодки в стандартный контейнер.

Оборудование катамарана.

Фото  № 52. Имеются обычное швартовое оборудование и якоря (как минимум один).
Фото № 52. Имеются обычное швартовое оборудование и якоря (как минимум один).
Фото  № 53. Из спасательного оборудование замечены спасательные круги и двухсекционный каяк. Спасательный плот не обнаружен, но он мог находиться без контейнера в каютах, правила это допускают. Секции каяка использовались и по отдельности.
Фото № 53. Из спасательного оборудование замечены спасательные круги и двухсекционный каяк. Спасательный плот не обнаружен, но он мог находиться без контейнера в каютах, правила это допускают. Секции каяка использовались и по отдельности.
Фото  № 54.  Из камбузного оборудования обнаружена только хранящаяся на полочке газовая горелка без каких-либо дополнительных приспособлений.
Фото № 54. Из камбузного оборудования обнаружена только хранящаяся на полочке газовая горелка без каких-либо дополнительных приспособлений.

Кроме того, при стоянках на берегу (а такие тоже были) использовался обычный костер :

Фото  № 55.
Фото № 55.
Фото № 56.
Фото № 56.
Фото  № 57. Продукты хранились в герметичных прямоугольной формы контейнерах.
Фото № 57. Продукты хранились в герметичных прямоугольной формы контейнерах.
Фото  № 58. Cпальными местами служили устанавливаемые в кормовой части кают двухместные койки (матерчатые на каркасе из труб).
Фото № 58. Cпальными местами служили устанавливаемые в кормовой части кают двухместные койки (матерчатые на каркасе из труб).

Под ними, в “трюме”, хранились припасы. Расположение коек не слишком удачное (прямо под входным люком) – видимо, следствие переделок (люк перенесен в корму).

Фото  № 59. Штурманский уголок под прозрачным колпаком. Оборудование капитана:  компас, картографический навигатор и компьютер.
Фото № 59. Штурманский уголок под прозрачным колпаком. Оборудование капитана: компас, картографический навигатор и компьютер.
Фото  № 60.Во время путешествия неоднократно встречались медведи, как бурые,
Фото № 60.Во время путешествия неоднократно встречались медведи, как бурые,
фото  № 61. Так и  Белые медведи.
фото № 61. Так и Белые медведи.

Несмотря на это, оружие на снимках не замечено...

Ну как то так. Бывают и такие лодки из пенопласта.