Многие родители первоклассников делают с детьми уроки. Кто-то прямо садится за стол и вместе с ребенком читает параграф, некоторые стоят рядом и следят, чтобы сын или дочь не отвлекались. Домашние задания проверяют почти все. Насколько необходимо такое участие родителей в учебе детей? Рассказывает Виктория Шиманская, психолог и специалист по развитию эмоционального интеллекта.
9 правил помощи ребенку с уроками
Чтобы не оказаться в ситуации, когда вы хотели как лучше, а ребенок ничуть вам не благодарен, давайте запомним девять правил помощи ребенку с уроками (да и вообще любой помощи кому угодно):
Хорошо принимается помощь, о которой тебя попросили. Главная ошибка ответственных родителей в том, что они сразу, без запроса, садятся с ребенком за парту и готовятся разделить с ним все тяготы учебы. Со стороны ребенка это может ощущаться как отказ в доверии. В результате ребенок отчуждается от уроков, даже не начав их делать: это же мама тут главная, она и будет говорить мне, что куда писать.
Не ждите, что вас обязательно начнут просить. Этим вы как бы заранее выражаете сомнение в том, что ребенок сам справится. Поэтому лучше не нависать над человеком, который пытается сам разобраться со своей работой. Не стойте в дверном проеме, не заходите каждые пять минут в комнату, где ребенок работает, — просто идите заниматься своими делами.
Ребенок сам знает, что ему предстоит делать. Дайте ему доступ к электронному дневнику, помогите писать чек-листы и списки заданий. В первом классе домашние задания не так многочисленны и не так важны, поэтому самое время потренироваться в составлении чек-листов и следовании им.
Не наблюдайте. Для того чтобы вы стали наблюдать за работой ребенка, должно что-то случиться. К примеру, всю прошлую неделю ребенок делал уроки по три с половиной часа, и в результате диагностической беседы выяснилось, что он каждые три минуты переключался на строительство домика из лего. Тогда мама или папа вправе предложить ребенку помощь: они будут сидеть с ним в одной комнате и тихо заниматься своим делом, а если заметят, что он переключился, — будут подавать специальный сигнал. Если особых поводов для организации наблюдения нет — не наблюдайте.
Установите границы. Наверное, это и правда выглядит здорово, когда мама и папа могут в любой момент подключиться и помочь. Но более зрелые и перспективные отношения предусматривают, что родители не включаются в работу по первому зову. Например, есть установленный час, когда родители могут помочь с уроками, и в течение этого часа нужно постараться успеть во всем разобраться (это правило позволяет избавиться от огромного количества непредвиденных форс-мажоров).
Не обесценивайте. Ребенок позвал вас на помощь, а вы начинаете с того, что говорите: "Да ну, это же сущая ерунда! Да это же совсем простая задача, нечего было меня привлекать… Такая мелочь, ну сам посмотри!.." И ребенок моментально сникает: ну вот, он сам не смог справиться с элементарным делом.
Старайтесь наводить на ответ, а не сообщать его. Вам очевидно, что двадцать семь минус десять — семнадцать. Ход рассуждения восстанавливается в голове моментально. Но у ребенка это умение только формируется, поэтому не нужно демонстрировать ему, насколько совершенно все устроено у вас в голове. Задайте наводящий вопрос, сообщите первый шаг и подождите, пока ребенок придумает остальные.
Хвалите. Любая часть, сделанная ребенком самостоятельно, без вашей помощи, это повод сказать ему, что он молодец и очень многое может.
Не слишком усердствуйте. Если вас позвали помочь с одним примером или с одним конкретным английским выражением, не переходите на автомате к следующему. Делайте только то, о чем был первоначальный запрос.
Пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал здесь, в Телеграме и Viber!