Найти тему
Дзен для авторов

«Люди обращаются к блогеру, чтобы услышать мнение, которому они доверяют»: как авторы меняют мир массмедиа

Оглавление
На коллаже Елена Володина, Юлия Загитова, Антон Лядов, Сергей Якупов. Иллюстрации Марии Соколковой
На коллаже Елена Володина, Юлия Загитова, Антон Лядов, Сергей Якупов. Иллюстрации Марии Соколковой

В этом году мы увидели десятки документальных фильмов, репортажей и расследований от блогеров на острые социальные и политические темы — этот тренд нельзя назвать новым, но количество и качество блогерских материалов заметно выросло. Вместе с авторами громких публикаций и медиаэкспертами обсуждаем, чем вызван повышенный интерес блогеров к такой повестке и смогут ли они заменить традиционные СМИ.

Без внимания блогеров в 2020 году не остался ни один громкий инфоповод — будь то пандемия, выборы в Беларуси, экологические катастрофы в Норильске и на Камчатке или конфликт в Нагорном Карабахе, поправки в Конституцию и задержание губернатора Хабаровского края. Об этом рассказывали Юрий Дудь, Ирина Шихман, Антон Лядов, Алексей Пивоваров и другие популярные российские блогеры. Каждый автор по-своему подошел к освещению проблемы: к примеру, ситуацию в Беларуси Шихман показала через интервью с кандидатом в президенты Светланой Тихановской, Дудь поговорил с создателем телеграм-канала Nexta Степаном Путило, а Антон Лядов — с сокамерниками в белорусском изоляторе, где он оказался, когда приехал снимать свой фильм. В условиях, когда официальные СМИ либо молчат, либо выглядят ангажированными, вклад блогеров в информационную картину оказывается своевременным и, что не менее важно, востребованным аудиторией.

Как блогеры пришли к новостной повестке

Отсчет событий можно начать с нашумевшего 11 лет назад расследования Алексея Навального (в ту пору адвоката и начинающего блогера), которое он опубликовал в своем «Живом журнале»: это была история «Как пилят в ВТБ». Разоблачение стало виральным, Навальный — известным, а в России заговорили о гражданской журналистике. Немногим позже фотоблогер Илья Варламов запустил проект «Ридус», в рамках которого он публиковал репортажи интернет-пользователей о событиях в стране, затем завел новостное СМИ в «Живом журнале», начал снимать репортажи из путешествий по регионам, а с апреля этого года выпускает еженедельное ютуб-шоу «Че происходит». Недельные новостные дайджесты также делают Артемий Лебедев, Руслан Усачев, Алексей Пивоваров, а недавно к ним присоединилась и Ксения Собчак. Что же заставляет их — и многих менее известных блогеров — обращаться к проблемным темам?

-2

Елена Володина, журналист и Дзен-блогер, автор расследования «Почему я не сдаю вещи в H&M»: «Одна из причин, по которой блогеры поддерживают новостную и социальную повестку, — ты понимаешь, что это не бесполезно, и видишь эффект. Благодаря широкому распространению информации многие ситуации уже невозможно замолчать и проигнорировать. Вторая причина: инфоповоды — хороший источник идей для генерации контента. Блогеру не нужно ничего выдумывать, достаточно открыть новостную ленту и прокомментировать последние события».

-3

Сергей Якупов, редактор телеграм-канала MediaMedia: «Активность блогеров — это реакция на запрос со стороны их аудитории. В сложных ситуациях они не могут остаться в стороне, потому что подписчики не поймут. То есть на вопрос „почему блогеры стали заниматься новостями”, ответ простой: иначе никак нельзя было».

-4

Антон Лядов, создатель ютуб-канала «The Люди», бывший новостной корреспондент телеканала «Россия 1»: «Все журналисты выходили на Ютуб с интервью. Выяснилось, что у кого-то получается хорошо, а у кого-то, например у меня, — нет. Я решил заняться репортажами, потому что умею и люблю их делать. Бытовало мнение, что никто не хочет смотреть материалы о социальных проблемах, — фильмы Юрия Быкова и Андрея Звягинцева не стали популярными, то же касалось и видео на Ютубе. Сейчас все изменилось: например, мое видео о городе Карабаше, который буквально дышит вредными выхлопами промышленных производств, набрало больше трех миллионов просмотров».

-5

Что делают блогеры и какой эффект от их работы

В своих материалах блогеры не стараются угодить той или иной стороне, показывая ситуацию так, как увидели сами, поэтому подписчики часто доверяют им больше, чем СМИ. Ставшие вирусными истории попадают в медиа, авторы получают новую аудиторию и видят, как такая работа меняет ситуацию, — их герои получают помощь и поддержку. После выхода фильма Юрия Дудя о ВИЧ число поисковых запросов об этой болезни и продажи тестов в аптеках выросли в десятки раз — конечно же, это мотивирует блогеров продолжать.

-6

Юлия Загитова, исследовательница медиа, автор телеграм-канала Breaking Trends: «Блогеры хорошо делают свою работу, привлекая внимание общественности к проблеме, и это самое главное. В случае с горой Куштау никто о ней не говорил, пока не было позиции официальных лиц. Максим Галкин был первым, кто записал видео в поддержку протестантов, и только тогда эту тему стали обсуждать во всех федеральных медиа».

-7

Антон Лядов: «Чтобы рассказать о коронавирусе, мы ушли за рамки красивой Коммунарки и показали, в каких условиях люди лежат в больницах, как они оказываются закрыты в аэропортах. После голосования за внесение поправок в Конституцию я полетел в Ненецкий автономный округ — единственный регион, который проголосовал против. Когда случились события в Беларуси, я приехал туда и в результате оказался в изоляторе. Чтобы сделать видео, я работал в камере: запоминал истории окружавших меня людей, которые потом пересказал в кадре. После репортажа о пожарах в Ростове люди стали отправлять видео властям и помогать погорельцам — меня это впечатлило и вдохновило».

-8

Елена Володина: «Пока я готовила репортаж о H&M, вела переговоры с некоторыми СМИ, как мне казалось, довольно либеральными и смелыми, и хотела заручиться их поддержкой перед публикацией. Кто-то не захотел ввязываться в конфликт с потенциальным рекламодателем, кто-то не поверил, что на фоне пандемии эта тема выстрелит. Только когда история стала набирать обороты, медиа подхватили ее и публикации вышли почти во всех ведущих российских СМИ».

-9

Блогеры vs СМИ: борьба за внимание и стандарты качества

Раньше в любой ситуации люди первым делом включали телевизор, а сегодня просят блогеров разобраться или громко заявить о проблеме. Последние часто становятся единственной надеждой, что на проблему обратят внимание и начнут действовать: так было, например, с катастрофой на Камчатке.

-10

Юлия Загитова: «Медиа и блогеры борются за внимание аудитории, поэтому для последних возможность прокомментировать сложную ситуацию, которую не освещают официальные органы, — это хороший шанс получить лайки и перепосты, то есть в каком-то роде медийную известность. Но между тем блогеры и медиа — не конкуренты. Люди обращаются к СМИ, когда им важно узнать официальную позицию, а к блогеру, чтобы услышать мнение, которому они доверяют».

-11

Сергей Якупов: «Хочу отметить важный тренд, который активно развивается на западном рынке и, скорее всего, скоро дойдет и до России. В 2020 году блогеры стали новым черным: многие журналисты уходят из классических медиа ради собственных проектов — рассылок, подкастов. И вот такое блогерство принесет больше пользы для аудитории. И в какой-то степени освободит место для новых лиц, которые придут на их место в традиционных медиа. Приходя в блогосферу, журналисты не снижают стандарты и качество своей работы. Ведь если уходить в свободное плавание, то главная задача — зарабатывать. А качественный продукт продать гораздо проще».

-12

Елена Володина: «Я бы не делила мир на СМИ и не СМИ, на мой взгляд, это устаревший термин. Теперь это называют емким словом „медиа”. Блогеры — тоже представители медиа, их присутствие в инфополе обеспечивает полярность взглядов, увеличивает конкуренцию и повышает стандарты журналистики. Они зачастую делают репортажи лучше и интереснее, чем традиционные СМИ, во многом благодаря тому, что не ограничены редполитикой и цензурой. Облажаешься — будешь держать ответ не перед главредом или издателем, а перед читателями. Вспомним выпуск „Редакции“ об экологической катастрофе в Норильске: после шквала негативных комментариев и дизлайков коллегам пришлось извиняться и объяснять, как так вышло, что вместо разоблачения у них получился „пропотанинский“ репортаж».

-13

Александр Жиров, автор телеграм-канала «Местами»: «Блогеры идут за аудиторией. СМИ явно не справляются с освещением социальной повестки: там есть своя информполитика, есть некая ангажированность, есть стоп-листы. Блогеры говорят на языке своей аудитории на темы, которые реально интересны их подписчикам, а не о которых говорит телевизор или новостной сайт. Происходит ли снижение качества? Говорить об этом в отсутствие универсальных журналистских стандартов довольно сложно. А вот об общем уровне профессионализма авторов можно, и это действительно важная проблема».

Заменят ли блоги традиционные СМИ

Спор о том, заменит ли интернет телевизор, уже неактуален: в прошлом году Рунет обогнал ТВ по суточному охвату. Сегодня вопрос стоит так: а смогут ли блогеры стать альтернативой профессиональным СМИ, ведь грань между ними, как мы видим, постепенно стирается.

-14

Сергей Якупов: «Блогеры никогда не заменят традиционные медиа, но у них есть несколько преимуществ. Во-первых, они не подконтрольны драконовскому закону о СМИ и не действуют в рамках строгой редакционной политики. Во-вторых, блогеры ближе к аудитории, чем медиа. И в-третьих, они могут стать (и становятся!) первоисточником, точкой старта работы для медиа. Блогеры могут сделать условно грязную работу, а медиа — развить тему с учетом журналистских стандартов. Так что связка „блогер + медиа“ — очень работоспособный механизм на современном медийном рынке».

-15

Антон Лядов: «Во многом блогеры уже заменили СМИ. Есть большая прослойка людей, которые не смотрят телевизор и поверхностно читают новости в Телеграме, но при этом хотят иметь представление о картине недели, — эти зрители находят блогера, с которым они совпадают во взглядах, тем более что выбор сейчас довольно широк. Однако мне кажется, что такой формат не имеет ничего общего с журналистикой, — просто неделя глазами определенного человека. Это мало отличается от пропаганды и снижает способность зрителя к критическому мышлению. С позиции же блогера такой формат максимально прост в производстве: нужно только включить камеру и порассуждать на какую-нибудь тему. В готовое видео можно вставить рекламную интеграцию и таким образом обеспечить себе постоянное присутствие на Ютубе».

-16

Александр Жиров: «Традиционные СМИ настолько заточили себя под робото-алгоритмы, что сегодня потеряли способность говорить с людьми на человеческом языке, поэтому „победить“ их не так сложно. Чтобы вернуться к аудитории, им нужно учиться работать в форматах, принятых в блогах, — от коллективных пабликов во „Вконтакте” и страниц в Фейсбуке до каналов Дзена и даже ЖЖ. Кроме того, здесь есть некий психологический элемент. Традиционные СМИ еще несколько лет назад были для блогеров объектом зависти: мол, смотрите, какая у них аудитория! Поэтому сегодня для многих авторов — при наличии технических возможностей — стать „самому себе медиа“ значит закрыть давний гештальт».

Подготовила Юлия Иванова