В предыдущей публикации мы упоминали о том, что модернизм как сложное явление в культуре породил множество течений, в числе которых символизм, футуризм, акмеизм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, импрессионизм.
Рассмотрим более детально три модернистских направления: символизм, акмеизм, абстракционизм.
Литература, которую принято относить к русскому модернизму, зародилась в 1890-х годах.
Человек конца 19 века был уверен, что понимает, как устроен мир, был убеждён в разумности всего, в постепенном развитии от примитивного устройства общества ко всё более сложным и гуманным формам мироустройства. И эта уверенность рухнула. Причем рухнула не разом: упаднические настроения, ощущение заката развитой цивилизации, одряхления европейского общества вылились в том числе и в образование многочисленных течений в искусстве, занявшихся философскими переосмыслениями бытия и человеческой фигуры как центра мироздания. Европейский просвещённый мир начал присматриваться к другим культурам, на которые он раньше взирал свысока. И нашёл в этих культурах не уступающие европейским богатства смыслов и взглядов на мироздание. Приходит постепенно понимание, что культуры Америки (бывшей в то время дикой провинцией), Японии, Африки, Таити ничуть не беднее, просто они абсолютно другие, а незнание этих культур существенно обедняет картину мира европейцев. Миф о том, что Европа есть центр мира, рассыпается на глазах, поскольку этих «центров» цивилизации, да как и самих цивилизаций, оказывается некое множество.
Наступает разочарование в устоявшихся смыслах, заношенных, дряхлых истинах. А огромное количество научных открытий и технических изобретений не делает мир понятнее и безопаснее – чем больше разрастается область знания, тем сильнее ширится область незнания. Появляется потребность заново назвать все вещи и явления, дабы увидеть их новую суть, скрытую под пылью стереотипного восприятия. И вместе с поисками новых способов осознать мир приходит мощный импульс отрицания, упадка – декаданс. Именно с декадентских настроений начинается развитие символизма.
Идеи символизма
· Мир непознаваем, закономерности событий в нем отследить невозможно.
· Мир необходимо заново сконструировать, под силу это лишь творцу, художнику, наделённому способностями интуитивно-бессознательного постижения глубинных смыслов, скрытых от большинства.
· Тайные смыслы мира можно отобразить в образах-символах, наделённых перспективой бесконечного развёртывания путём нахождения всё более неочевидных ассоциаций.
· Ассоциации, намёки, метафоры, иносказание, мотивы и образы, заимствованные из других культур, существенно расширяют инструментарий художника, помогают создать новый метафорический язык.
· Метафорический язык символистов уводил воображение за пределы вещественной жизни в высокие области духа и чистых смыслов.
· Разработка символики цвета, звука, мелодики поэтической речи. Музыка – вторая по значению (после символа) категория, использование словесно-музыкальных созвучий, ритмичности.
· Читатель – со-творец символистского текста, поскольку участвует своим воображением в развёртывании ассоциаций от заданной автором-творцом точки и до бесконечности.
· Острое ощущение рубежа веков, почти тектонического слома времени и поколения, состояния катастрофического межвременья.
· Мистицизм. Поэзия как служение, как продолжение религии.
· Отказ от социальности искусства.
Две группы символистов в России
1) «старшие» символисты (Брюсов, Бальмонт, Мережковский, Гиппиус, Сологуб), 1890-е гг. Уныние, неверие в человеческие возможности, страх перед жизнью. Д.С. Мережковский, статья «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».
2) «младшие», 1900-е гг. (Соловьев, Блок, Белый, Вяч. Иванов и др.) – «младосимволисты». Ввели понятие символа. Главный символ – образ старого мира на грани гибели. Спасти его может только Божественная Красота, Вечная Женственность, Душа Мира, Гармония.
«Мы с вами прекрасно понимаем, что не символисты изобрели символ, что символами пользовались все художники, поэты, кто угодно от самого начала искусства. Это одно из средств, без которых совершенно невозможно создать ни одно произведение. Попробуйте сами написать любой текст, и вы увидите, что через два слова у вас возникнет какой-нибудь символ. Почему “символизм” тогда? Потому, что символисты поставили на символ. Если до них художники пользовались символами, как пользовались и метафорами, и аллегориями и так далее, то символисты через символ попытались познать мир. Их способ познания мира был символическим» (Олег Лекманов, лекция «Символизм и начало русской литературы модерна», https://magisteria.ru).
Символ важно отличать от аллегории, имеющей однозначный ключ, одно конкретное прочтение (лиса – хитрость, заяц – трусость, медведь – сила без ума), без такого ключа понять аллегорию невозможно. Символ же подобен импульсу, дающему начало для разворачивания бесконечного количества значений, ассоциаций и истолкований, не исключающих одно другое, а образующих вместе порой своеобразный конгломерат. «Значение бесконечно, и, соответственно, когда поэт-символист начинает пользоваться символами, то он как раз в наибольшей степени начинает познавать мир. Потому что он говорит одновременно о каком-то конкретном предмете, а за этим предметом мерцает множество самых разнообразных значений, и, эти символы сочетая, эти символы соединяя, мы говорим о каком-то конкретном мире, а за ним мерцает не один, не два, не три, а бесконечное множество других миров. И так поэт познает мир. И так поэт этот мир символический противопоставляет позитивистскому миру поэта или прозаика середины XIX века» (Олег Лекманов, лекция «Символизм и начало русской литературы модерна», https://magisteria.ru).
В предыдущих публикациях мы рассмотрели другие литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.