Эта статья предназначена для студентов. Здесь не будет легкотни по типу алкадиены с 2 метильными радикалами и прочей чепухи школьного уровня.
Совмещу теорию с практикой и разберем 10 примеров.
1 Определить старшую группа
ТЕОРИЯ: Надо найти в соединении старшую группу, то есть определить к какому классу веществ этот зверь относится (кислота, кетон, алкан или что еще). Чтобы определить какая группа является старшей см табличку вверху статьи.
ПРАКТИКА:
№2- у нас 2 группы (-ОН -ООН) по табличке главней -ООН. Значит заканчиваться наше название будет на "овая кислота"
№3- тут главная группа =О . Но тут их аж 2 штуки, значит обе они в главную войдут и у нас будет заканчиваться не на ОН а "ДИОН" (ДИ- 2 ТРИ-3 ТЕТРА-4)
№4-2 штуки -ООН значит "диовая кислота"
2 Определить главную цепь и пометить отходящие радикалы
ТЕОРИЯ: Главная цепь должна содержать.( к следующему пункту нельзя переходить есть при этом не выполнится предыдущий)
1) MAX. число старших групп. Если главная у нас -ОН и таких 4 штуки, то мы должны их все захватить если они конечно не находятся в разных концах цепи
2)MAX. число двойных и тройных связей. ( причем двойная связь старше, чем тройная и связи даже старше чем галогены)
3) MAX. длинна цепи
4)MAX. число заместителей
Дальше нам надо расставить цифры(по научному ЛОКАНТЫ) в цепочке.
Если 2 главные группы, то ставим цифры так, чтобы наши группы получили наименьшие номера. ( например если начиная нумерацию с одного конца мы получаем номера 1,2,7 а в другого 1,3,6 то берем 1,2,7 тк 2 меньше 3)
ПРАКТИКА:
№1- у 3 атома у нас есть выбор пойти к NH2 или к двойной связи. Смотрит табличку и видим, что у нас старше NH2 поэтому идет к нему. (да и вообще NH2 это функциональная группа, а первым пунктом у нас в приоритете максимальное количество групп. А уже потом если есть связи)
№2- у 2 атома мы можем пойти к верхней группе ОН или к левой (по старшинству они одинаковы). Если пойдем к верхней, то захватим двойную связь, что выполнит 2 пункт. Значит идем вверх.
№4- У нас 2 главные группа -ООН поэтому они 100% должны входить в главную цепь. Да она получается короткая, но зато самых главных мы не обидели.
№5- двойная связь главнее, чем галогены.
№8- от 3 атома можно идти хоть влево, хоть вправо длинна везде одинаковая . Мне удобнее влево (я левша)
№9- если начнем с левого конца, то наши главные группы буду иметь локанты (цифры) 2,4. Если с правого конца, то 3,5. 2 меньше чем 3 поэтому берем 2,4
Ну и по количеству атомов узнаем основу цепи ( 5- пентан + окончание из 1 пункта.)
№1 пентан+ол= пентанол
№2 гексен (двойная связь дает ЕН) + овая кислота
№10 гексин (ин- тройная связь)+ дион
3 Составляем названия радикалов и совместить с цепью.
ТЕОРИЯ: Радикалы называются как и обычные соединения, но окончания алканов в конце меняется на ИЛ. (не метан а метил). Если у нас не алкан а другое соединение, то суффикс ИЛ выносится отдельно в конце всего названия.
Если радикал содержит функциональную группу, то см табличку и бери оттуда префикс.
Радикалы должны располагаться в алфавитном порядке.
Проще объяснить на примере
Здесь карандашом отмечена главная цепь. Мы идем по ней и видим, что от 3 что то отходит и оно сложное, поэтому пишем в скобках 3-("составим название")
Мы идем вверх тк тогда у нас будет еще радикал (1треугольник). Значит в этом радикале "главная цепь" помечена точечкой. Состоит из трех атома значит будет пропил +ен от двойной связи =пропилен
Видим что в пропилене от 1 и 2 атома отходят еще радикалы. Называем их ( цифра дефис = "от такого-то атома отходит" .)
1- Этил 2- метил. По алфавиту идет сперва М потом Э и в конце беспрерывно дописываем "пропилен".
Получается : 2-метил 1-этилпропилен. И все это отходит от 3 атома в основной цепи поэтому 3-(2-метил 1-этилпропилен).
Все название орг соединения: 3-(2-метил 1-этилпропилен) бутантриол-1,2,4
ПРАКТИКА: (не забывай, что радикалы в алфавитном порядке)
№1) 4-амино 3-пропен-1 ил пентанол-2.
№2) 4- гидрокси 2- гидроксиметил 3-этилгексен-2 овая кислота
№3) 3-(1-гидроксибутен-2 ил) пентандион-2,4
№4) 2-( 2-гидрокси 1-этилбутен-3 ил) пропандиовая кислота
№5) 3-дихлорэтилгексен-4 ол-2
№6) 3-(2-фторпропен-1 ил) пентандиол-2,4
№7) 3- (1-хлорэтил) гептен-5 дион-2,4
№8) 2-(1-гидроксиэтил) 4-оксо 3-(1-оксопросил) гексен-2 овая кислота
№9) 3-(2-бромпропен-1 ил) 1-хлоргександиол- 2,4
№10) 3-(1-хлорэтен-2 ил) гексин-5 дион-2,4
В следующей статье на этих же примерах я расскажу как по названию составить формулу. Так вы сможете проверить себя верно ли вы назвали соединение.