Разница между административными единицами малых населенных пунктов сельской местности
Отличием между селом и деревней, со времен царской России, служили два основных показателя – наличие церкви и количество жителей.
Село, как более крупное поселение, имело в своей структуре православный храм с колокольней и звонницей.
Деревня, соответственно, отличалась меньшим количеством жителей и отсутствием церкви. Деревни группировались рядом с селом, считавшимся хозяйственным центром и часто административным.
Слово деревня означало двор или поле (нива, пашня), очищенное от деревьев, леса. Во многих культурах слова «деревня» и «село» являются синонимами, а в некоторых языках «деревня» переводится просто как «село».
Отселившиеся от основного поселения (села, деревни) хозяйства, при сохранении владельца земли, именовали выселком, новосёлком, отсёлком или посёлком. В современных названиях сохранилось только последнее название. Недавно образовавшиеся отселения жителей могли именоваться иначе – починок, околотка (околодка), засёлок, заселье, заселушка,
Во времена СССР выселки посчитали неперспективными населенными пунктами и упразднили, как адресные и административные единицы.
Хутором («заимка» в Сибири) в дореволюционной России называли крошечные крестьянские поселения, состоящие из одной, реже нескольких, крестьянских усадеб. Хуторяне вели своё, обособленное, хозяйство. В настоящее время можно провести параллель между хутором, фермой и ранчо, так как форма хозяйствования в этих населенных пунктах совершенно одинаковая.
При расширении хуторов, они переходили в статус станиц или сёл, в зависимости от своего территориального расположения. Довольно часто хутора составляли структурные единицы станицы, подобно небольшим секторам одного большого поселения. Основная масса хуторов, как административная единица, были уничтожены до начала ВОВ. Многие вошли в состав сёл и разросшихся городов. Небольшая часть сохранилась и продолжает своё существование до настоящих дней.
Станица – подобно селу, достаточно крупное казачье поселение, состоящее из нескольких разросшихся хуторов (одного хутора) или посёлков казаков.
В 1920-30-х годах на территории бывшего Советского Союза было уничтожено огромное количество церквей самими жителями сёл, в угоду формирования новых социально-культурных ценностей страны, соответствующих политике государства. За период Великой Отечественной войны разрушена последующая часть уцелевших сельских храмов.
Несмотря на то, что церкви в поселениях были утрачены, административный статус за селами остался прежний. Такое положение сохранялось на протяжении всей истории СССР и после распада Союза. Населенные пункты в сельской местности медленно, но неуклонно развивались.
В постсоветский период сельское хозяйство страны пострадало гораздо в большей степени, чем другие отрасли экономики. Отток населения из сельской местности увеличился. Спустя несколько лет сельская местность стала объектом пристального внимания крупных бизнесменов и иностранных инвесторов. Православная церковь тоже обратила внимание на село. Началось активное строительство и восстановление церквей и храмов не только в городской черте, но и сельской местности.
В современной России и бывших союзных республиках, ситуация с классификацией сельских поселений складывается весьма странным образом. Отличия между сёлами, деревнями, станицами и хуторами, полностью исчезли. Встречаются умирающие заброшенные сёла с одним, двумя жителями или даже вовсе без них. В то же время есть сёла, могущие конкурировать с посёлками городского типа по численности населения. Имеются большие и маленькие деревни. Не редки случаи крупных сельских поселений, именуемых хутором.
Сейчас наличие церкви в поселении не является каким-либо показателем, влияющим на статус как адресно/административной единицы.
Хутор, деревня, село – эти наименования говорят о том, что у поселения есть своя история, начавшаяся задолго до революции. Все посёлки являются более молодыми населенными пунктами.
Фото Хутор имени Крупской