Найти в Дзене
Взгляд в прошлое

Свинский суд

Суд над свиньёй, что может быть более абсурдным? Но история средневековой Франции показывает на что пойдут люди чтобы создать иллюзию порядка в том страшном мире.

Суд над свиньёй, что может быть более абсурдным? Но история средневековой Франции показывает на что пойдут люди чтобы создать иллюзию порядка в том страшном мире.

В декабре 1457 года свиноматка и шесть ее поросят были арестованы в Савиньи за «убийство» пятилетнего мальчика. Их вместе со своим владельцем Джеханом Бэйли увезли в тюрьму; а через месяц они предстали перед местным судьей. Согласно протоколам судебного заседания, присутствовали трое адвокатов: двое - стороны обвинения и один для защиты судимых. Были названы имена девяти свидетелей и еще нескольких свидетелей, личности которых были установить уже невозможно. Основываясь на их показаниях, судья решил, что, хотя Бэйли должен был внимательнее следить за животными, ответственность за убийство мальчика всё же на свиньях. Свинья явно фигурировала в деле как зачинщик преступления. Проконсультировавшись со специалистами по местному обычному праву, судья торжественно приговорил ее к смертной казни, постановив, что она должна быть повешена на дереве за задние лапы. Другое дело - поросята. Поскольку прямых доказательств их причастности к убийству не было, судья решил отпустить их под «обещанием» хорошего поведения.

Вы скажете: "Бред!", но этот случай далеко не уникальный. Суды над животными были удивительно распространенной чертой правосудия средневековья и раннего Нового времени, особенно во Франции. Хотя точные цифры назвать трудно, известно более 100 случаев, имевших место в период между XX и XVIII веками, с участием всех видов существ и преступлений. Мулов обвиняли в содомии, крыс и саранчу - в уничтожении посевов, петушков - в откладывании яиц в «нарушение природы», а собак - в воровстве. Но свиньи были самыми частыми «преступниками» и почти всегда они были виновны в убийстве ребенка.

Обвиняемый в зале суда!

Самое первое упоминание о суде над свиньями произошло в Фонтене́-о-Роз, недалеко от Парижа, в 1266 году. Однако к началу XV века они стали обычным явлением по всей Нормандии и Иль-де-Франс. Оттуда они распространились в Бургундию, Лотарингию, Пикардию и Шампань, а затем в конечном итоге перешли даже в Италию, Германию и Нидерланды.

Судебные разбирательства в целом следовали фиксированной схеме. В отличие от крыс, полевых мышей, угрей, саранчи и муравьев, которые, будучи «дикими», подпадали под юрисдикцию церковных судов, свиньи, как лошади, ослы, собаки и овцы, подпадали под юрисдикцию светских властей. После составления официальных обвинений (часто с использованием очень точной лексики для описания предполагаемого правонарушения) их дело рассматривалось судебным приставом или судьей, иногда с предварительным заключением в тюрьму. Адвокаты представят аргументы; доказательства будут изучены; и будут вызваны свидетели. Однако результат редко подвергался сомнению. В большинстве случаев обвиняемый был признан виновным и приговорен к смертной казни. Как и в случае со свиньей Савиньи, предпочтительным методом казни было повешение, но другие наказания были известны. В 1266 году, например, в Фонтене-о-Роз свинью сожгли на костре, в то время как в 1557 году свиного «преступника» в Сен-Кантен «похоронили заживо». Ответственность за исполнение приговора была возложена на местного палача. Если бы город был слишком мал, чтобы иметь личного палача, его вызывали бы из города поболе. В марте 1403 года, например, палач проехал более 50 км от Парижа до Мёлана, чтобы «воздать должное» свиноматке, которая убила и съела младенца, но это было, скорее случаем выбивающимся из обычного порядка вещей.

-2

Нельзя сказать, что истязания свиней были назидательными. Изучая, как и почему они имели место, можно получить необычайно ясное представление о развитии французского правосудия и зачастую противоречивых влияниях, которые сформировали его социальную функцию. Ведь хотя убивающие детей свиньи, возможно, олицетворяли всё то, что общество боялось больше всего, их жестокое обращение раскрывает двусмысленность традиционной юриспруденции и трудности использования (народных) законов для установления структуры в суровом и неумолимом мире.

К счастью для наших похрюкивающих друзей, со времён средневековья право претерпело множество изменений в случае виновности животных. За исключением самых редких случаев, животным больше не нужно бояться судебного преследования или смертной казни. Но означает ли это, что мы относимся к ним более гуманно, чем в прошлом?

Спасибо за просмотр. Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, а также читайте и другие мои статьи: