Коллеги из Яндекс.Дзена сделали подборку мнений медиаэкспертов о том, к чему пришёл и куда идёт мир блогеров и UGC. Мои комментарии там тоже есть, но в урезанном виде (и у читателей возникли вопросы) - поэтому вот тут я выложил полные свои ответы:
1. Почему, на ваш взгляд, блогеры обратили внимание на новостную и социальную повестку?
Блогеры идут за аудиторией. СМИ явно не справляются с освещением реальной "социальной" повестки: там есть своя информполитика, есть некая ангаржированность, есть "стоп-листы". Блогеры могут говорить на языке своей аудитории на те темы, которые этой аудитории реально интересны - а не на те, про которые говорит телевизор или новостной сайт.
Кроме того, здесь существует некий "психологический" элемент. "Традиционные СМИ" ещё несколько лет назад были для нас объектом внимания, зависти - мол, смотрите, какой аудиторией они обладают. Поэтому для многих блогеров сегодня - при наличии технических возможностей - стать "самому себе медиа" - это закрытие давнего гештальта.
И, давайте честно признаемся, нет "новостных" блогеров, которые бы стартовали с нуля. За новостной формат взялись те, кто уже был известен в своей отрасли или в принципе был "звездой интернета". Просто они предлагают своей аудитории "ещё один формат взаимодействия". Не зайдёт - придумают что-то ещё. Так что я бы не стал говорить о существовании какого-то мощного и большого тренда - он преходящ.
2. Насколько, по вашему, блогеры справляются? Удаётся ли им заменить традиционные СМИ?
Традиционные СМИ настолько "заточили" себя под "нечеловеческие" робото-алгоритмы - сначала Яндекс.Новостей, потом Яндекс.Дзена, что совершенно потеряли способность говорить с обычными людьми на обычном человеческом языке - поэтому "победить" их не так сложно. Разумеется, "традиционные СМИ" уже почти мертвы - и чтобы вернуться к аудитории, им нужно учиться работать теми же форматами, как это делают условные блогеры (под "блогерами" мы понимаем в принципе производителей контента в соцсетях - от коллективных пабликов в ВК и страниц в Фб до индивидуальных авторов Дзена и даже ЖЖ).
3. Работа блогеров на поле традиционных СМИ, конкуренция с ними — это хорошо для отрасли? Не происходит ли снижение стандартов журналистики? Или тут важнее сама реакция и фактор «свежей крови»?
Почему-то мы априори считаем, что сотрудники "традиционных СМИ", журналисты с корочками и "золотым пером" на полке являются носителями каких-то особых ценностей или принципов. Но это не так. "Золотые перья", за редким исключением, давно не пишут историй, от которых хотелось бы плакать или смеяться, или подорваться - и пойти помогать героям. Тексты журналистов "традиционных медиа" давно нельзя советовать студентам журфаков почитать, "чтобы поучились".
Поэтому говорить "о снижении стандартов", когда, собственно, стандартов нет, довольно сложно.
Но проблема общего уровня профессионализма авторов действительно важна. Как одна из самых больших площадок для UGC, этим грешит, к сожалению, и Дзен. 95% контента здесь изобилует и фактическими, и грамматическими ошибками, более того, думаю, не ошибусь, если скажу, что 90% контента на Дзене создано "ради алгоритмов", чтобы "попасть в аудиторию" - а не чтобы принести ей что-то действительно интересное.
Свежей крови в медиа сейчас достаточно. Её носитель - любой человек, у которого есть доступ в интернет. Намного более сложно - определиться с хорошим и правильным месседжем, с грамотной упаковкой материала.
4. Можете вспомнить другие примеры, когда блогер становился заметен в информационном поле, на котором мы привыкли видеть СМИ?
Мой любимый пример из региональных медиа - это, например, Виктор Самусенко и его телеграм-канал "Борус". Витя - красноярский журналист, который ушёл на вольные хлеба и начал делать собственное медиа - где он в единственном лице и журналист, и редактор, и владелец, и менеджер по рекламу. В итоге он сделал телеграм-канал с новостями и историями, у которого аудитория больше, чем у многих красноярских "традиционных СМИ". Более того - у него самый популярный телеграм-канал в Сибири - около 2- тысяч подписчиков, его постоянно цитируют федеральные СМИ, когда пишут о Красноярском крае, а новости в его канале появляются иногда раньше, чем в "традиционных СМИ".