Продолжаем публикацию интервью Ольги Тимофеевой (Ольга Тимофеева), для образовательного сообщества DogWinner.
Сегодня часть 2. Современные реалии
Начало читайте по ссылке: Часть 1. История и развитие. "В ДОСААФ нам подрезали крылья, а мы хотели творить и парить" https://zen.yandex.ru/media/dogwinner/olga-timofeeva-klub--eto-mesto-dlia-obsceniia-mesto-dlia-polucheniia-kvalificirovannoi-pomosci-5feafbb05fec142ae9936677
- Ольга, как вы считаете, какие цели и задачи стояли перед клубами собаководства до вступления России в FCI?
- Учитывая, что в то время клубы были в основном профильными, ДОСААФ готовил будущих молодых защитников Родины, чтобы они могли в дальнейшем заниматься дрессировкой собак в армии. То есть одно из главных направлений – военно-патриотическое воспитание молодежи. Еще было направление популяризации породистых собак среди населения; направление образовательной сферы – техминимум, воспитание, дрессировка. Человек, владелец породистой собаки, курировался по всем линиям. Владелец и клуб были в постоянном контакте – это единичные случаи, когда клуб не взаимодействовал с владельцем.
- Эти задачи изменились в 21 веке? Например, клубы сегодня не занимаются разведением, отбором и подбором – их функции свелись к оформлению документов. А что еще изменилось принципиально?
- Дело в том, что у нас само понимание клубов теперь очень разное. Появились сотни клубов «на коленке», которые занимаются только бумажным документооборотом и организацией выставок как мероприятий. Но это - клубы без членов, без членских взносов. Организации, которые имеют доходную часть, но не имеют расходную.
Мы живем в рыночное время, когда очень много людей, как мы уже говорили, «заточены» просто на получение какого-то дохода от вида деятельности. Клуб для них - это вид деятельности. Вообще, главное, что изменилось – это то, то собаководство стало коммерцией и в клубах, и у заводчиков.
- Сегодня в системе РКФ очень много клубов - в крупных городах их десятки. Это закономерная тенденция или перебор? Каковы плюсы и минусы такого подхода, когда клуб может открыть практически каждый желающий?
- Я считаю, что клубов стало слишком много. Наверное, эту тенденцию как-то можно изменить. Но невозможно конкурировать с тем, чего нет фактически! Есть клуб, который можно «потрогать» - в него можно прийти, у нас он работает шесть дней в неделю с утра и до вечера. У нас есть методисты, расписание занятий по дрессировке, хэндлингу и тд. У нас есть сайт, у нас есть информационные ресурсы во всех сетях. Мы – существующие. Как мне, с моим существующим клубом, конкурировать с точки зрения дохода с организацией, у которой нет расходной части? Вот у нас в аренде помещение около 200 м2, ежемесячные расходы достигают 150-200 тыс. руб. А другой клуб ни на что не тратится, документы оформляются на своем компьютере в спальне. Мы в равных условиях? Конечно, нет. А выставок у «виртуального» клуба столько же, сколько и у нас.
- Можно, чтобы было понятно, привести для наших читателей пример калькуляции основных расходов клуба?
- Давайте.
Аренда помещения - 55 тыс. руб.
Коммунальные платежи, вывоз ТБО, уборка территории 6-8 тыс. руб.
Интернет, телефония 3,2-3,5 тыс. руб.
Обслуживание пожарной и охранной сигнализаций 2 тыс. руб.
Обслуживание системы видеонаблюдения 1 тыс. руб.
Программа учета товаров и услуг 1 -1,5 тыс. руб.
Бухгалтерское обслуживание 15 тыс. руб.
Услуги клиринговой компании 6 тыс. руб.
Фонд оплаты труда (повременной) 50 тыс. руб.
Налоги 22-30 тыс.руб.
И это еще неполный список.
- Закономерный вопрос: затрат немало, а за счет чего сегодня клуб может существовать? Только за счет проведения выставок и оформления документов? Как вы вышли из положения?
- Среднестатистический клуб, который снимает помещение в аренду, содержит в штате сотрудников, и проводит две выставки в год, если честно, существовать не может. Тогда у него должно быть или бесплатное помещение – когда его приютил зоомагазин или салон, или богатый человек, меценат, оплачивающий помещение. Но с точки зрения самоокупаемости клуб выжить не сможет.
Поэтому для себя мы выбрали другой вариант. У нас тоже стоял выбор – по какому пути пойти? Найти спонсоров, меценатов? Прибиться к другой организации? Но пожизненных спонсоров не бывает, организация обанкротится, переедет, и нас попросят освободить помещение… Мы долго собирали деньги - копили, и никуда их не тратили. Потом сели, посчитали, и решили, что готовы для более масштабной работы. Составили бизнес-план. И из помещения в 12 м2, в котором было тепло и уютно, решили переехать и замахнуться на что-то серьезное.
Мы все просчитали и решили создать некий универсальный центр. Взяли в аренду большое помещение. Сделали собственный хэндлинг-зал. Клубный зоомагазин. Комнату отдыха для посетителей с диванчиками, кофе и чаем. Грумерский салон. В принципе, мы создали максимально разнообразную сферу услуг, которую человек может получить в одном месте – от клуба.
И теперь мы можем выжить даже на фоне тех, кто ничего не вкладывает, но получает. Мы можем вкладывать средства в свое развитие. Купить новую оргтехнику, сделать интернет-эквайринги на своих сайтах, чтобы люди могли оплачивать выставки непосредственно на них. Мы можем нанять профессионала, который занимается сео-оптимизацией нашего сайта. Мы можем распоряжаться своими ресурсами и зарабатывать на своей территории. Нанять методистов с образованием, отправить их на какие-то курсы. Обеспечить членам нашего клуба бесплатную работу в хэндлинг- зале (площадью более 100 м2) под кураторством наших специалистов. Обеспечить дрессировку в зале или на нашей площадке. Можем вкладывать деньги в приобретение уже своего личного земельного участка под строительство.
Но все это мы делаем уже как серьезная структура. Мы не ждем, когда мы заработаем с выставки лишние деньги, чтобы оплатить электричество на два года вперед. Мы пытаемся заработать деньги на свое улучшение.
- То есть клуб должен иметь несколько источников дохода, иначе он не выживет?
- Да, реально существующий клуб должен создавать эти источники.
- Но согласитесь, что для того, чтобы просчитать рентабельность, действительно нужно экономическое образование или профессиональный консультант. Далеко не все старт-апы удачны. Сколько лет вам потребовалось для нового старта?
- Конечно, нужно понимать, что ты делаешь – экономическое образование очень пригодилось. Мы реализовали свой проект и переехали в новое помещение три года назад.
- И теперь вы планируете масштабировать эти бизнесы?
- Да. Конечно, ситуация вносит свои коррективы – например, этот год с пандемией... Сейчас у нас в штате четыре человека (не считая бухгалтера), которые получают зарплату. Возникли ограничения, нельзя работать лично с людьми? Значит, работаем на удаленке, и делаем новые проекты.
Нужно искать новые направления. Восемь лет назад в моей жизни произошли интересные изменения – меня пригласил ректор нашей Смоленской государственной сельскохозяйственной академии и, зная мое направление деятельности, предложил создать, сформировать рабочие программы по подготовке кинологического направления. И все это время я активно этим занимаюсь, преподаю на кафедре зоотехнии, и у нас появилась молодежь с базовым высшим кинологическим образованием. Уже состоялось несколько выпусков бакалавров и магистров, которых выпустила в том числе и я. И некоторые из выпускников работают теперь в «Авангарде»!
- Такие кадры помогают?
- Конечно! Даже те люди, которые не имели базового образования и работали по наитию, учатся, и получают образование – часто заочное. Мы теперь всех обучаем. И еще проводим лекционные курсы для членов нашего клуба и просто для людей – у себя, в нашем помещении, по разным темам - начиная от генетики и заканчивая, скажем, неонанатальным периодом развития щенков.
- А клуб берет членские взносы? Работает ли эта система в наше время, и какие преференции может дать такой членский билет? Какой размер взносов вы считаете разумным?
- Конечно. Клубы, которые не берут членские взносы, просто не хотят показывать движения денег на расчетном счете. У нас много преференций для членов клуба. В свое время, когда РКФ разрешила питомникам вести самостоятельную племенную деятельность, в большинстве клубов случился отток заводчиков. Сначала они просто перестали оформлять документацию, потом отдалились – ну какой смысл им сотрудничать с клубами? Делиться своими знаниями они не хотят. На том этапе мы предприняли серьезные меры, чтобы у нас из клуба не вышел ни один заводчик. И это получилось. Мы поговорили с каждым заводчиком, и сделали для них определенную программу льгот, которая существует и в данный момент.
Сейчас у нас в клубе около 40 питомников и заводских приставок. Они могут работать на общих правилах, как любой другой член клуба, или по своей льготной системе. Например, если у заводчика в текущем году планируются пометы, ему выгоднее будет воспользоваться программой питомника.
Годовой членский взнос у нас 1500 руб, для заводчиков – 3000 руб. Оплатив его, заводчик получает своего рода абонемент - разные льготы и лайт-версию для оформления всех своих пометов. Это бесплатная актировка и клеймение (метрики щенка у нас для всех бесплатные). Стимулирующий фактор – регистрации на выставки. От пяти пометов в год – бесплатная регистрация своей на наши выставки или племсмотры. Помимо этого, все заводчики в клубе на каждого щенка получают талоны с 10% скидкой на товары из нашего зоомагазина (при том, что у нас и так самые низкие цены в городе). Владелец приходит в зоомагазин и может выбрать все, что ему нужно. У всех членов клуба пожизненная 5% скидка на услуги, которые реализуются в клубе. Эту сферу, кстати, мы расширяем – вот сейчас на своей территории открываем ветаптеку. Прививки для собак членов клуба – за 50% от средней по городу стоимости. Помимо этого, все члены клуба имеют скидки на услуги по оформлению документов, дрессировку, выставки, работу в хэндлинг-зале, услуги грумера. В общем, людям выгодно быть с нами.
- Ольга, ваш подход очень впечатляет. Но все услуги требуют наличия помещения. Нужно все-таки, на ваш взгляд, клубу собственное помещение, и если да, то каким оно должно быть – это офис, или частный дом с приусадебной территорией? Например, какое помещение у «Авангарда»?
- Отсутствие помещения более выгодно финансово – это коммерческий проект, но к клубу он имеет мало отношения. Конечно, оно нужно. У нас помещение расположено в отдельно стоящем трехэтажном торговом центре, и имеет собственный вход. Я видела клубы в частных домах с участками – это тоже удобно. Главное, чтобы туда пускали с собаками. В свое время мы полгода снимали офис в бизнес-центре, мы тайком проносили туда щенков на актировку, и все быстро поняли, что это нерабочий вариант.
- Человек может обратиться в клуб буквально с любым вопросом – где пройти дрессировку, где подстричь собаку, где потренировать ее к выставке. Что есть сейчас в распоряжении «Авангарда», и как вы выстроили работу с запросами владельцев?
- Свой хэндлинг-зал, свой грумерский салон, своя гостиница для собак - отдельно для маленьких и для крупных пород. Свой зоомагазин, вот-вот откроется своя ветаптека и свой веткабинет. Веткабинет будет консультационным – мы не хотим рисковать и принимать собак с возможными инфекциями. У нас есть свой фотограф, который с нами работает, плюс организованы специальные фотозоны на территории клуба и зала. Здесь можно отснять собак или пометы щенков для рекламы. Есть дог-фитнес и все оборудование к нему – от беговой дорожки до различных фитболов. Конечно, есть дресплощадка.
- Получается, вы не просто выстроили работу с запросами клиентов, но предвосхитили их?
- Надеюсь, что да. Кстати, еще у нас есть очень хорошая доска объявлений, где владельцы успешно реализуют щенков, поскольку мы интегрированы во все интернет-ресурсы, и у нас очень хорошая сео-оптимизация. Это означает, что когда человек ищет через запросы щенка какой-то породы в Смоленске, первое, что ему выпадает в поисковеке, это наш сайт.
- Многие кинологи считают, что сегодня частные хэндлинг-залы составляют существенную конкуренцию клубам. Поясню этот момент: например, человек с перспективным щенком идет в зал. Хэндлер по сути заменяет консультанта: он рассказывает владельцу о кормлении, уходе, содержании собаки. Дает ему ту информацию, которую раньше давали специалисты-породники. Это веяние времени?
- Это неправильно, на мой взгляд, но это данность. Кстати, это одна из причин, чтобы в свое время мы решили построить работу другим образом. Неправильно, потому что хэндлер в большинстве случаев не имеет полного объема знаний, и никак не может заменить собой специалиста, который этими знаниями и опытом обладает, и имеет соответствующие документы. Поэтому владелец очень часто попадает в руки псевдоспециалиста, который просто умеет держать на поводке в ринге собаку. И вот этот человек становится для него авторитетом, богом, всезнайкой и всем на свете. Таким ментором. Мы не считаем это верным, поэтому у нас хэндлерами и тренерами являются те люди, которые работают методистами и консультантами в клубе. Они имеют высшее зоотехническое образование или окончили специализированные курсы. И если у человека возникает вопрос, на который вдруг не смогут ответить методисты, то на этот вопрос отвечаю я лично – моего образования пока хватает, чтобы решить любую проблему, которая может возникнуть у простого владельца.
Доказательством нашей правоты может служить то, что у нас люди очень редко уходят от хэндлеров. Это очень важно. Если человек обращается к хэндлеру, он должен понимать, что «хэндлер» не равно «кинолог» по сути, два в одном – это редкость.
- Злободневный вопрос о количестве пометов. В свое время об этом не высказался только ленивый. Считаете ли вы период, когда количество и ранг выставок были привязаны к количеству пометов в клубе, правильным решением РКФ или это было ошибкой? Ведь количество пометов неимоверно возросло, а качество ухудшилось.
- Этот подход многие критиковали. Но к сожалению, на текущий момент ситуация с паспортами клубов тоже не выглядит правильным и корректным подходом. Наверное, и не существует правильного метода определения, какому клубу сколько дать выставок. Когда критерием было количество пометов – ну пусть десяток клубы могли «нарисовать», но не 150 же пометов в год. Я не сталкивалась у нас и с тем, что клубы переманивали владельцев сук или прямо уговаривали их на вязки. Скорее, росту количества пометов поспособствовали неграмотные ветеринары, которые говорили хозяину «Нужно обязательно повязать суку для здоровья».
- А как сегодня организована племенная деятельность в вашем клубе? Случалось ли, что вы отказывали в оформлении вязок или отговаривали заводчиков? По каким причинам?
- Как правило, мы выпускаем более ста пометов в год. В вязках мы не отказываем: если все оформлено правильно, то клуб просто не имеет права отказать. Но прежде, чем повязать суку, заводчик должен к нам прийти и оформить документы. Вот тогда, в случае, если человек вообще не знает, зачем ему нужна эта вязка, мы его отговариваем. «У меня есть сука, а что надо, чтобы у нее детки родились?» И мы начинаем длительный диалог – зачем? Что именно вам надо? Обычно выясняется, как уже говорила, что это рекомендация ветврача. Вообще, очень печальная история с этими рекомендациями - это или какая-то «полуобразованность» ветврачей, или обеспечение себе базы клиентов для будущей работы.
В общем, мы объясняем доходчиво, что от разовой вязки мало пользы и много хлопот. Если же человек готов к этим хлопотам, и они его не смущают – почему нет? Тогда мы рассказываем о минимальных требованиях, о выращивании щенков и тд. Общаемся, как с будущим заводчиком. Но еще раз подчеркну – мы встречаемся с ним еще ДО того, как он кого-то с кем-то повязал. Никто не приходит с уже повязанной – мы с такими людьми не работаем, и вязки постфактум не оформляем! У нас так не работают – есть документ, который нужно прочитать, разобраться, и подписать – «правила работы заводчика». Один экземпляр остается у заводчика, другой – в клубе.
- Что это за правила?
- Это пошаговая инструкция взаимоотношений клуба и заводчика: когда прийти за направлением, когда сдать акт вязки, какие документы приложить на момент получения, какие после, когда сообщить о рождении щенков, когда и как получить букву на щенков, когда малышей нужно проглистогонить, в каком возрасте актировать пр. Бумага нужна потому, что когда мы подобные темы проговариваем устно, человек, который в этом не «варится», просто забудет через 15 минут о том, что мы ему говорили.
- Отличная разработка. Что касается актировки - по сути, это единственный контроль, оставшийся клубам. Но кто должен ее проводить, какими компетенциями должен обладать такой специалист?
- Да, согласна, что это единственный контроль. У нас все методисты могут актировать щенков, так как имеют как минимум базовое зоотехническое образование и знают стандарты. Иногда интересные пометы актирую я сама. Отдельно работает человек, который клеймит щенков – я уже сказала, что он делает это очень профессионально, клейма остаются навсегда. Клеймение стоит 300 руб. за щенка, актировка бесплатная. Заводчики привозят щенков в клуб: у нас есть отдельная комната со столом, с правильным светом, чтобы было удобно клеймить и осматривать щенков, манежики, бактерицидные лампы.
Мы актируем и щенков в питомниках, хотя их владельцы имеют право это делать сами. Никто из заводчиков не возражает, а наоборот, просят, потому что всегда интересно поговорить с другим специалистом, сравнить выбор и услышать дополнительное мнение.
- Случались ли в вашей практике какие-то конфликты между покупателями и заводчиками, когда клуб выступал в роли третейского судьи?
- Конечно, конфликтные ситуации случаются. Но мы всегда рекомендуем заводчикам заключать договоры с будущими владельцами. Может случиться так, что владельца на каком-то этапе не удовлетворяет качество щенка. Мы стараемся сделать так, чтобы заводчики конструктивно разговаривали с владельцами. До серьезных судебных разбирательств у нас не доходило, обычно ситуации разрешались или частичной компенсацией, или заменой щенка.
Но я не исключаю, что может дойти и до суда – мне доводилось давать пояснения по чужим судебным спорам, когда в клуб обращаются с запросами, что делают в сложившейся ситуации, как определить качество собаки и тд. Владельцы щенков сейчас тоже бывают разные… Не знаю, как уберечься заводчику и клубу от всех неприятных ситуаций, но как минимум, нужен договор.
Очень хорошо, что сейчас появилась возможность проверить заранее чужие документы в базе РКФ. Ведь как раньше случалось? Приходит человек с чужой метрикой, сдает ее на оформление, а потом выясняется, что общепометки в РКФ нет. И начинаются долгие разбирательства, звонки в другой клуб, выдавший метрику. В лучшем случае он сдаст общепометку со штрафом. В худшем – не будет общаться. И никакого влияния на сторонний клуб у нас нет, идет постоянный возврат документа, а человек-то заплатил деньги…
Теперь через онлайн платформу РКФ мы, прежде чем принять стороннюю метрику на обмен, вбиваем данные, и проверяем, существует этот щенок в базе или нет. Если да, то все в порядке. Он может числиться под другой кличкой, номером клейма, указаны другие мама-папа. Но эти все проблемы выясняются до отправки документов, и не мы виноваты в ситуации.
Однако остались другие проблемы, которые требуют срочного решения со стороны РКФ. Например, когда сука уже повязана, но не прошел нужный срок с рождения предыдущего помета, или один из производителей дисквалифицирован. Или сука уже повязана шесть раз, а владелец сообщает, что она вяжется впервые. При этом владелец и сам может не знать о подвохах – у нас был случай, когда продали суку, сказав, что у нее осталось два помета, а оказалось, что ни одного!
Клуб не в курсе ситуации, оформляет вязку, выдает первичные документы. А помет оказывается заблокирован! И кто виноват? По уму, заводчик, но печать-то на документах принадлежит клубу, юрлицу. Поэтому все претензии будут к клубу. Это упущение РКФ – клуб должен видеть все данные по собакам, иметь доступ к информации по ограничениям вязок, дисквалификациям. Надеюсь, что вскоре его откроют.
- А каково ваше личное мнение о компенсациях за щенков?
- Все зависит от договора. Как заводчик, я считаю, что ты не можешь прогнозировать, что случится со щенком в процессе роста. Ты можешь гарантировать происхождение щенка; соблюдение Племенного Положения по минимуму или по максимуму; отсутствие дисквалпороков на момент передачи щенка владельцу. По идее, если у такого щенка что-то выявилось, ты уже не несешь за это ответственности. Но если ты продал щенка за высокую цену, и давал обязательства о компенсации в случае если у собаки не вырастут зубы, не встанут уши и тд. – выполняй эти обязательства. Если это обычный здоровый щенок для дома, считаю, что никаких обязательств нет.
Эта проблема на самом деле актуальна… Я знаю многих заводчиков, которые продают щенков дорого, но предупреждают сразу: я оценил щенка в такую-то сумму, назад дороги нет. Никто его не поменяет. Есть и заводчики, которые готовы компенсировать какие-то случаи. Но считаю неправильным требовать компенсацию, если ты об этом не говорил с заводчиком ДО покупки щенка.
- Про первые выставки, организованные клубом, вы уже рассказали, хочется узнать и секреты международной выставки «Смоленская крепость». Как вам удается привлечь большое количество участников и сделать для них настоящий праздник?
- Первые выставки, конечно, потребовали больших вложений труда, особенно в 2000 г. Самой сложной выставкой был не CACIB, а Главная выставка немецких овчарок, на которой было представлено более 500 НО! И это было действительно сложно. Первый глобальный опыт, бессонные ночи, подготовки рингов, призов и тд. После такого опыта уже было проще. Мы сделали работу над ошибками – кстати, мы так делаем после каждой выставки: фиксируем, что в следующий раз мы сделали бы по-другому, и потом реализуем свои планы.
Во-первых, мы не экономим на судьях. Мы не приглашаем судей из соображений, чтобы они могли прибыть на одном автомобиле из ближайшей страны. Мы стараемся, чтобы это были разные эксперты из разных стран, желательно, чтобы они первый раз судили в нашем регионе. Чтобы судьи были интересными для определенных групп пород. Мы не скупимся на прием таких гостей – делаем все, чтобы они с комфортом проживали, могли посмотреть город ,и у них осталось хорошее впечатление от выставки. Это важно.
Во-вторых, мы всегда стремимся, чтобы максимальное количество экспонентов получили какие-то памятные призы или сувениры, и всегда их даем. Мы выпускали разные ручки, зонты, сумки на пояс, полотенца, другую атрибутику с эмблемой выставки. Не жалеем на это денег, ведь чем больше подарков, тем больше теплых эмоций у участников. Дизайн разрабатывается специально под каждую выставку.
В-третьих, мы стараемся приобрести красивую наградную продукцию. Какое-то время мы давали призы из спектра бытовой техники – типа телевизоров. Потом все-таки сосредоточились на специальных – большие красивые кубки в одном стиле, розетки, корзины с цветами. Конечно, техника – это тоже неплохо, просто мы решили, что кухонно-бытовой вариант – это не для CACIB.
В Смоленске нет полноценных помещений под выставки, поэтому в основном мы проводим их летом, чаще всего на центральном городском стадионе. В этом году, к сожалению, он был закрыт из-за пандемии, и мы проводили CACIB на альтернативной площадке, другом стадионе.
Обычно выставка «Смоленская крепость» собирает 1000 с небольшим участников. В этом году, конечно, было поменьше. География – Россия, Беларусь, Украина, страны Балтии. Ограничили нас в этом году и с торжественной частью мероприятия, но вообще мы каждый раз придумываем что-то новое – в перерывах между конкурсами у нас проходят выступления профессиональных коллективов, танцевальных или музыкальных. Конечно, предусмотрены ведущие, музыкальное сопровождение выставки. Мы хотим сделать праздник для участников и зрителей.
- С выставками понятно, а много ли состязаний и испытаний проводит «Авангард»? По каким видам?
- Буквально три года назад мы решили у себя открыть региональное отделение спортивно-прикладного собаководства, и этот проект мы тоже реализовали. «Авангард» традиционно выступает основным спонсором и меценатом развития прикладного собаководства на территории Смоленской области, а также проведения мероприятий ФСПС – и под эгидой Управления спорта, под эгидой РКФ – в одном флаконе. Потому что на спорте и дрессировке не то что невозможно заработать, но сложно даже обнулить расходную часть. В рамках ФСПС у нас даже проходил в этом году Чемпионат Центрального федерального округа.
Из сертификатных состязаний РКФ у нас проводится двоеборье ОКД-ЗКС, отдельные квалификационные состязания по ОКД и ЗКС. Мы проводим их дважды в год, тоже на стадионах города, с призами, кубками, рекламными баннерами, музыкальным сопровождением. Испытания проходят раз в 1,5 мес.
- А что еще есть в вашем распоряжении, какие кинологические мероприятия привлекают людей?
- Мы организуем много семинаров по породам или группам пород, часто их проводят судьи, приезжающие на выставку. Проводим семинары по хэндлингу. По защитным разделам дрессировки, так как у нас активно развивается спорт, в том числе IGP, и этим занимаются в наши специалисты. По цирковой и трюковой дрессировке. Из «свежих» направлений - по ноузворку. Дог-фитнес у нас курирует Екатерина Ершова из Санкт-Петербурга: она регулярно приезжает к нам, смотрит на наших специалистов, дает консультации, ведет тренинги и тд.
Мы работаем и с юными собаководами - на последний ЧЕ, например, возили свою выпускницу. На выставках мы всегда организуем конкурсы ЮХ – детей много, и не только мы их готовим, так что конкуренция большая.
Но в последнее время в этом направлении мы стали аккуратнее: есть моменты, которые не делают эту работу такой же активной и желанной, как раньше. К сожалению, появилось очень много детей, которые идут учиться хэндлингу не ради коммуникации с собакой и обучения как такового, а ради перспективы получения денежных средств.. Получается, что мы готовим таких «полуфабрикатов», которые прошли 12 или 24 базовых занятия, и уже знают себе цену и стоимость выхода в ринг. Но опыт нарабатывается только практикой! Пока я не очень понимаю, как с этим бороться, и как в этой системе коммуницировать, но повышенный финансовый интерес имеет место быть, и это немного напрягает. Поэтому последние два года мы сделали занятия ЮХ платными.
Интервью подготовила Ольга Панкратьева
Далее мы обсудим:
- Часть 3. Перспективы клубов. "Людям в клубе должно быть комфортно.
Вступайте в группу DogWinner (https://www.facebook.com/groups/dogwinner) и следите за обновлениями.