Семья - единственная социальная группа, которая адаптировалась к многочисленным последующим событиям за такой короткий период времени и в таком маленьком жилом пространстве. По мнению В.В. Семья Столиных - это «открытая система, подверженная внешним и внутренним воздействиям» и, по его словам, «должна учитывать в своей структуре всю совокупность различных влияний и достигать определенного внутреннего баланса». Семейные отношения не могут быть установлены сразу, потому что семья не является статичным образованием, она развивается и меняется под влиянием многих факторов. Поэтому, когда мы говорим о семье, необходимо учитывать периодизацию этапов ее развития. Выявление этапов развития семьи можно связать со статистикой семейных кризисов.
Так С. Кратохвил выделил свои критические периоды в жизни своей семьи: 4-6 лет и 17-25 лет совместной жизни. Эти периоды семейной жизни связаны с изменениями функций семьи и соответствующими изменениями в ее структуре.
На начальном этапе - трудности в привыкании друг к другу, в отношениях с родственниками; на следующем этапе - организация повседневной жизни и воспитание детей; на следующих этапах - возникают идеи о невозможности возрождения супружеских отношений. В. Сатир выделил следующие фазы, через которые проходит каждый член семейной команды в процессе взросления:
- Первый кризис: зачатие, беременность и роды.
- Второй кризис: начало овладения детьми человеческой речи.
- Кризис третий: у ребенка складываются отношения с внешней средой, чаще всего в школе. Элементы иного, нового для родителей и самих детей, школьного мира проникают в семью. Учителя обычно выполняют те же родительские роли, что и родители, что, в свою очередь, требует адаптации как со стороны детей, так и со стороны родителей.
- Четвертый кризис: ребенок вступает в подростковый возраст.
- Пятый кризис: ребенок становится взрослым и уходит из дома в поисках независимости и самодостаточности. Родители часто воспринимают этот кризис как потерю.
- Кризис шестой: молодые люди женятся, а их невестка или зять входят в семью.
- Седьмой кризис: начало менопаузы в жизни женщины.
- Восьмой кризис: снижение половой активности у мужчин.
- Кризис девятый: родители становятся бабушками и дедушками.
- Кризис десятый: умирает один из супругов, затем другой.
Все эти фазы сопровождаются кризисом и повышенной тревожностью, поэтому требуют периода подготовки и последующего перераспределения всех сил. Если три или четыре кризиса переживаются одновременно, жизнь становится более напряженной, чем обычно.
В современной российской психологии периодизация Э.К. Васильевой, которая выделяет пять этапов жизненного цикла семьи:
- рождение семьи до рождения ребенка;
- рождение и воспитание детей;
- конец воспитательной функции семьи;
- дети живут с родителями, и хотя бы у одного из них нет собственной семьи;
- супруги живут одни или с детьми, у которых есть свои семьи.
Однако эти периодизации имеют характеристики, которые включают в себя российскую семью: отсутствие разделения и сегрегации в отношениях между родителями и детьми; практически необходимый феномен группового давления на нового члена семьи (отношение к новому члену семьи по принципу «свой» и «иностранец»); потенциал для развития межличностного конфликта в межгрупповой конфликт. Поэтому можно сказать, что в определенные периоды изменения жизненного цикла семьи наблюдается тенденция к кризисам и конфликтам.
По своей природе и обществу каждый готов стать мужем, отцом и женщиной - женой, матерью. В более общем плане отношения между мужчиной и женщиной в семье определяются экономической структурой общества. Матриархат имел свою экономическую особенность, патриархат - свою, но в обоих случаях превосходство одного пола над другим явно наблюдалось на протяжении всей семейной жизни. В то же время есть семьи, в которых есть два уровня руководства - материнский и отцовский, все проблемы супруги решают вместе.
Концепция роли семьи в отечественной науке основана на представлениях отечественных авторов о социальной роли. Социальная роль - это «модель поведения, объективно определяемая социальным положением индивида в системе объективных или межличностных отношений». Роль - это «социальная функция человека, соответствующая принятым нормам, то, как люди ведут себя в зависимости от своего положения или положения в обществе, в системе межличностных отношений».
В настоящее время качество межличностных отношений между супругами определяется в первую очередь тем, как они воспринимаются самими супругами, насколько хорошо у них дела и насколько они считают себя успешными. Б. Мурштейном в теории «стимул-значение-роль», представленной соответствием ролей, соответствием межличностных ролей, взятых на себя членами пары, и существованием основы для общего взаимодействия с другими людьми, социальными системами или объективным миром. Эту основу можно увидеть в определенной комбинации личных характеристик членов пары, например, в необходимости доминирования одного из партнеров в сочетании с необходимостью подчинения другому.