Раритет, антиквариат, ретро, винтаж, "советский бренд" - коллекционеры и любители скупают советские елочные игрушки, хотя ни к одной из перечисленных категорий они, строго говоря, не относятся. Начиная с 2035\36 года (спустя 100 лет с начала производства) некоторая часть этих украшений может стать антиквариатом, если станет совсем редкой. Но массовость производства (на всю огромную страну) ставит крест на подобных перспективах для подавляющего большинства этих предметов предыдущей эпохи.
Винтаж, ретро - вполне расплывчатые понятия, чтобы к ним наверняка причислить что-либо, советские новогодние игрушки в том числе. Винтаж ранее винодельческий термин, теперь чаще означает стиль моды в одежде (вроде бы) до 1950-х, а по мнению других до 1960-х годов. Винтаж в России изучает Александр Васильев, который более достоин характеристики из небезызвестной шутки о нем "одет как турецкий диван", поэтому разобраться в этом вопросе не представляется возможным. Раритет - нечто действительно редкое. Что же касается "советского бренда" - такого понятия не существует.
Тем не менее уже сейчас на всевозможных аукционах советские игрушки продают как "антиквариат", пусть и не за огромные деньги. Впрочем колобок на фото ниже и правда редкая игрушка, но уж больно молодая для антиквариата. -
Кстати, по поводу цен - почти любую игрушку, продаваемую на аукционах, можно найти во много раз дешевле на том же авито. Примеры ниже, на фото -
Эти две игрушки очевидно из одного периода, даже из одной серии или партии, только моя меньше размерами, но тоже из толстого стекла, с такой же старой шляпкой, и того же оттенка цвета. И у моей игрушки, которая в несколько раз дешевле, более затейливый рисунок.
На фото выше справа набор из 10 игрушек на аукционе за 2093 руб., а слева игрушка этой серии из моей коллекции, купленная на авито за все те же 30 руб.
На фоне таких примеров аукционы становятся своего рода игрой. Их надобность в том, чтобы потратить больше денег, о чем знают обе стороны?
Разумеется есть очень дорогие советские елочные игрушки - например набор "Чиполлино" (на фото ниже). Если он в своей оригинальной коробке и в полном составе (который, правда, не известен точно) - может стоить и в районе полумиллиона руб.
Отдельно, без коробки, несколько персонажей можно найти на авито за 100 000, за 11 000 руб., если игрушка сломана -
Набор "Чиполлино" не относится к тем елочным игрушкам, о которых пойдет речь в моем посте. Во-первых сказка "Приключения Чиполлино" была на особом счету в СССР - в нее советским детям заворачивали кровавые изгибы русской революции: о том как не пощадили детей всех возрастов, включая и тех, кто еще и не умел читать, если они были детьми дворян и их родители не успели сбежать. Эта сказка-приключение про революцию, сюжет которой обошелся без единой капли крови, должна была наврать про реальную историю, с которой началась история СССР. Поэтому история этих игрушек весьма дурно пахнет, а уж тем более в новогоднюю ночь.
Во-вторых любые наборы новогодних игрушек, созданных по сюжетам сказок (хоть сказок Пушкина) не содержат в себе именно новогоднего настроения. И в сказках побеждает добро, но здесь всегда есть сюжет. А в новогодних игрушках нет сюжета, есть сам результат в сконцентрированном виде, воплощенный в стекле или в фольге. Результат в данном случае - это все, что человек находит для себя за словом "свет". Каждый экземпляр такой "настоящей" новогодней игрушки является автономным: может озарять новогодний праздник своим светом в одиночку.
Так что так привлекает в этих игрушках? Какую ценность в них видят те, кто их ищут, аж на аукционах, понимая, что сильно заработать на этих приобретениях никогда не удастся? Разумеется часть покупателей восполняет то, что напоминает о лучших моментах своего детства, которое прошло именно с этими игрушками, в случае если утратили собственные. Я одна из них. Но, к слову сказать, если б мое детство проходило сейчас - впоследствии я не стала бы искать новогодние украшения\напоминания. Точно знаю.
Советские елочные игрушки являются носителями атмосферы эпохи СССР, впрочем как и любая вещь из того времени. Но если их скупают по этой причине, то позвольте спросить: а значки с красной звездой или портретом Ленина скупают с таким же энтузиазмом и скоростью, ради того, чтобы чувствовать близость к эпохе? Может скупают советские холодильники или менее габаритную технику, может открытки? (Весьма популярный последнее время Сталин - это отдельная история и советская эпоха не ограничивается его правлением). Еще у этих игрушек есть культурная ценность, безусловно.
Под культурной ценностью понимают нравственный и эстетический идеал, выраженный материальным или нематериальным способом. То, что является культурной ценностью обладает умением воздействовать на сознание человека. А советские елочные игрушки совершенно точно обладают умением создавать настроение настоящего праздника, самого главного в году. Праздника, от которого ждут исполнения мечты, все самое сокровенное загадывают, пока бьют куранты в ночь на 1-е января. Новый год - сакральный праздник, даже для самых неверующих, своего рода потусторонний, когда чуда ждут вопреки всему и несмотря ни на что.
С современными елочными украшениями никак вообще не помечтаешь
На фото выше справа современные новогодние украшения, а слева пластмассовые снежинки из СССР. Современный вариант украшений вялый, инертный. Инертностью в химии называют вещества, не вступающие ни с чем в химические реакции. Еще существует инертный боеприпас - в котором огненный шнур, зажигательные материалы обезврежены или повреждены, это все равно, что муляж - ружье, которое не выстрелит. Советские елочные украшения всегда выстреливают. Даже если их рассматривать не на елке с огнями -
Эта удивительная советская фольга, которая буквально начинает светиться изнутри, едва на нее попадет свет, да еще собранная в форме разных предметов.
И даже игрушки из фольги весьма неплохо сохранились, несмотря на время. Например гирлянда на фото в начале поста сделана из меди, знаю потому что мне посчастливилось купить ее вместе с этикеткой (можно хоть что-то почитать про игрушку). Гирлянда осталась новой, в определенном смысле слова и похожа на новую, хотя по этикетке видно, что с момента ее производства прошло очень много времени (год, к сожалению, не указан).
А вот на фото ниже современная гирлянда -
Меня привел в уныние математически-ровный узор этой современной гирлянды и абсолютная тусклость: сколько света на нее не направь, никаким внутренним светом она не озарится. И я пошла искать советские игрушки в этот раз, чтобы вернуть себе настоящую сказку из детства. Настоящую мечту. Настоящее чувство радости. Если когда-нибудь эта современная гирлянда попадет в огонь, я не успею сосчитать до 1, как она исчезнет, не оставив никакого следа ни "внутри" ни снаружи. Впрочем, все что она способна оставить внутри, я с радостью забуду.
Пока я делала фотографии к этому посту, я разбила оранжевую сосульку, которая со звоном упала на пол и превратилась в кучу мелких и очень острых осколков. Удивительно тонкое, при этом прочное и "поющее" стекло. Такое чувство, что я разбила кусочек света, который есть в каждой из этих игрушек. Их много-миллионный тираж не умаляет ценности каждой отдельной игрушки.
Да, хорошие материалы - это дорого для современного бизнеса. Как потом скидку вдвое сделать, "если"... когда по первой цене не раскупят. А уверенности в том, что "раскупят" нет, потому что нет никакой уверенности в собственных мотивах к этому делу при создании и, соответственно, изготовлении. Экономия на рабочем труде, на материалах - все то, что называется паразитическим бизнесом весьма наглядно обнаруживается в елочных украшениях, в которых не осталось никакой глубины. Эта "экономия" закончилась скудостью слов, воображения, творчества, поэтому ни формы ни содержания в продукте такого бизнеса не найти. С чем и о чем теперь мечтать?
Ниже еще варианты современных елочных украшений -
Нагромождение бусин, вялые рисунки, затертые до дыр формы с прямым посланием - сердечко, сапожок, колокольчик. Впрочем, прямые послания здесь играют другую роль - сообщения, что в игрушки не вложили сердце и пытаются спасти ситуацию нарисовав его контур, создав иллюзию.
Сколько бантиков может быть расположено на 1 кв сантиметре? Слащавость, которая потекла через край. А на фото ниже на правом голубом шаре - бабочка, согласно контурам, наполненная ажурной пустотой.
... На фото вверху равномерные увесистые шишки с напугано-плаксивыми совами и какой-то условной птицей
Советские игрушки будят воображение, создают атмосферу добра, ничем не запятнанной радости, мечты о лучшем. Их причудливые формы, разноцветные блики света, которые рассыпаются благодаря им в пространстве - это невозможно забыть. Новый год, освещенный ими действительно согревает.
Хочу заострить внимание на еще одной детали советских игрушек: у тех из них, которые имели лицо или мордашку, ежели изображали животных - всегда есть лицо, которое выражает какие-то разные человеческие эмоции (цветные человечки, фигурки животных вкупе с фруктами и овощами - отличительная черта советских елочных игрушек от западных, где преобладали шары одного размера) -
И даже если лицо было изображено условно - его все равно можно было опознать
Под новый год в поисках ежедневника я зашла в книжный магазин и пока бродила среди книжных полок мой взгляд упал на это - смотрите фото ниже
Вместо глаза настоящая черная точка тех размеров, которых она на самом деле и бывает. Точка в конце предложения, в котором рассказывалось о некогда существовавшем у человека внутреннем мире - будет точно такой же. Я не сразу увидела сноуборд на ногах этой куклы, из-за шока, потому что слово "летать" я услышала в несколько ином ключе и это усилило впечатление от "глаз". Впрочем - летать с горы с таким обзором тоже весьма небезопасно. Кстати, эта кукла умеет еще много чего, как ей кажется, все с тем же .. лицом и какой-то абсолютной безмолвностью, не присущей даже животным.
Лицо этой куклы в качестве человеческого изображения выигрывает у всех вместе взятых фильмов ужасов: эта кукла не поймет, где нужно было испугаться, если ей показать такой фильм.
Как же много раньше могли выразить человеческие глаза - и тех, кто это создавал и тех, кто это покупал.
А что еще мы видим каждый день вокруг? - Игра называется "узнай себя".
Чему можно радоваться с таким лицом? А что с лицами, которые ниже? -
Русские пока робки в своих первых шагах в "креативной" рекламе, не хватает безумия, но ничего... развитие такая вещь - к нему все стремятся, догоним.
Наконец, дети. А почему они должны отставать от взрослых?
Картинки ниже могли быть приняты за социальную рекламу или, быть может, отвергнуты целевой аудиторией как отталкивающие. Тем не менее - это просто реклама, .. ой - "креативная" реклама -
Конечно, это просто картинки, мы же все взрослые люди. Это просто подход такой, "креативный", который висит на каждом углу. Мы каждый день видим одни и те же безумные выпученные глаза с разными предметами вокруг. Где гарантия, что грань безумия не пройдена? Как это определить? Каким взглядом?
А ведь, не любыми глазами можно нащупать загадку советской елочной игрушки.
А тем временем у этой игрушки не одна загадка припасена для потомков. В ней самой спрятана и нравственная и эстетическая ценность, несмотря на то, что во времена ее создания нравственность была кровавой, а эстетические устремления формулировались государственной идеологией. Мужество и бесстрашие советских солдат освободили мир от фашизма. Человек из СССР впервые побывал в космосе. Но куда девалось мужество у себя дома, когда надо было сохранить за собой право на правдивый взгляд или собственный вкус? Выйти в космос оказалось не так страшно, как было в собственном доме из-за навязанного чувства дикого страха.
Как такое новогоднее чудо могло появиться во времена правления Сталина?
Вопрос в том, смогла ли эта игрушка прорваться или в ней есть подвох, который аннулирует ее посыл? На отрезке между 1917 и 1935 гг. новогодняя елка с какого-то момента была запрещена как символ "поповского праздника" (где-то с 1929 года). А затем в канун 1935 года появилась советская новогодняя елка, благодаря предложению Постышева Павла Петровича устроить советским детям настоящий новогодний праздник с елкой. Это предложение, разумеется, позволил осуществить Сталин. Так и появился советский новый год вместо праздника Рождества.
Есть мнение, что именно эта инициатива стоила Постышеву жизни, он довольно скоро был репрессирован и расстрелян. Возможно. К слову сказать довольно сложно идентифицировать художников, рисовавших эти игрушки на протяжении всего СССР. Разве что "места" - Ленигрушка, Культигрушка, лаборатория игрушки при ... и т.д. Но процесс их создания на сегодняшний день как будто происходил без участия людей. Хотя разных специалистов здесь было весьма немало. Например игрушка на фото ниже расписана вручную: один придумал рисунок и создал его, другой нанес на игрушку, третий выдул из стекла шар который прежде тоже был продуман (толщина стекла, цвет и т.д.). - В итоге ни одного конкретного имени, связанного с конкретной игрушкой ни за один период.
Есть немного фотографий, даже с теми кто на них создает некоторые игрушки, но имена не подписаны
Есть также некоторые имена художников, например Маргарита Димзе и Ксения Воинова. Каждой из них приписывают авторство набора "Чиполлино", о котором я писала выше. В других сообщениях этот набор был создан коллективом авторов. Если его все же создала Маргарита Димзе - это довольно грустная история, ведь ее собственный отец был репрессирован и расстрелян, а в последствии реабилитирован. Информация о ней есть на странице ее отца в Википедии. Но покуда нет исследования об авторах-художниках советской елочной игрушки, о работе производивших это чудо артелях - ждем лучших времен. Довольно странно, что в этом вопросе столько неизвестного.
..
Елка была нужна. Учитывая то, как неожиданно в канун нового 1935 года "оказалось, что елочных игрушек катастрофически не хватает" - люди ждали возвращения этого праздника. Есть вещи, которые трудно выдрать из человеческого сознания, как и навязать, если они и правда им не нужны. И даже тем, кому советская идеология была мила - тем, кто писал доносы, выискивал "врагов народа" и "не хотел отравляться ядом религии" (трудно не увидеть в празднике советского нового года аналог Рождества) - им тоже нужен праздник. Удивительно, но факт. А этот праздник без елки с игрушками невозможно представить. Так что советская новогодняя игрушка, как воплощение доброты, мечты, надежды, всего что подразумевалось в празднике Рождества - смогла прорваться и нет никакого подвоха в ее посыле. Настоящий диктатор, такой как Сталин, всегда носом чует, где соломки себе подстелить и вместо проигрыша, снова упрочить свое положение: мечты о лучшем он завернул в фольгу и стекло, а инициатора возвращения этого праздника расстрелял уже года через два - в реальной жизни не произошло ослабления страха в людях. Но на новый год они теперь могли "отдохнуть", отвлечься. На вершину этой новой елки водрузили красную звезду, вместо вифлеемской. А некоторые игрушки и вовсе должны были дать детям и, наверное, взрослым иллюзию того, боец Красной Армии совсем не страшен, примирение с революцией и всеми ее последствиями. Ниже как раз такая игрушка, "красный боец" времен гражданской войны (из рядов РККА). Одна из некрасивейших и тем редких елочных игрушек: у нее глупые глаза и в области рта вышла морда, какой и у животных не найдешь. - Шепотом: и эта игрушка получилась! (В предложениях о продаже я таких игрушек не встречала - вот что однажды станет антиквариатом).
Я ничуть не сомневаюсь в бесстрашии советских солдат. Сталинские игрушки в виде человечков, в которых он играл как хотел, не смогли бы никого победить. Но ни один диктатор в мире не способен отключить человека полностью от подлинных проявлений внутреннего мира, от настоящих чувств, которые посыпаются в критический момент. Это люди выиграли войну - народ. И это люди вернули себе рождественскую елку под видом "советской новогодней" и видели и создавали в ней то, что на самом деле заложено в этом символе. Сталин лишь на ходу подстроился под ситуацию, чтобы не проиграть.
Интересно, достаточно сегодня критический момент в мире, а не только в России, чтобы в людях проснулось что-то большее и смогло победить то, что выражает себя в полностью безыдейных новогодних украшениях современности или мы еще не дошли до самого дна? ... Ну, когда будем готовы определить свое местоположение - лучшее послание от предков (по крайней мере в России) дошло до нас, завернутое в стекло и фольгу и снова стучит в дверь. Возможно именно поэтому множеству людей нравится тема советских елочных игрушек, в том числе совсем копеечных - в них чувствуется, даже неосознанно, нечто очень близкое, необходимое, но давно потерянное. - То, что не должно было быть потеряно с новой эпохой, но может и должно быть выражено новым языком. То, что не может быть потеряно ни в какую эпоху и умело найти для себя место и в объективно самые тяжкие времена.