Найти тему
Сергей барин

Вытегорская ладья"- уникальный деревянный ледоход допетровской эпохи

Осенью 2018 года, на берегу Онежского озера, было найдено деревянное судно. По иронии судьбы, нашел его местный житель-лодочник Валерий Пирогов. Видимо, именно его профессиональный взгляд и опыт помогли не сгинуть уникальному артефакту. Фрагменты судна при этом были разбросаны по берегу на протяжении 3 км.   
Новая находка получила сразу много названий - и "Вытегорская ладья", и "Ледоход древних поморов", и "Динозавр отечественного кораблестроения". И неудивительно - ученым удалось установить, что судно пролежало на дне Онежского озера более 300 лет, и это единственный в мире оригинальный русский корабль допетровской эпохи! 
 
Судно определили как "коч" - поморскую ладью, сконструированную таким образом, что она "выскакивала" из зажимающих ее льдов. Здесь у ученых еще есть расхождения и споры, а вот несколько уже утвержденных фактов: 
 
Длина судна - 20-25 метров; ширина - 6,5 метров; 
 
Взятые образцы древесины относятся к 1633-34 годам; некоторая их часть - к 1649-1650, что может свидетельствовать о ремонте лодки; 
 
Дендрологический анализ показал, что древесина использована местная - с берегов Онеги; 
 
И все основания полагать, что постройка судна происходила здесь же, хотя ранее считалось, что подобные суда могли ходить только по Белому морю. 
 
Для интересующихся деревообработкой, любопытными покажутся следующие моменты: 
 
Основной материал - сосна; 
 
В построении использовались и ластовые уплотнения швов с помощью кованых скоб (древнейшая славянская технология), и обшивка внакрой, и крепления на еловые нагеля. 
 
Самое интересное использовавшееся соединение - "на вицу". Это крученые ветви и корни деревьев, которыми буквально сшивали доски друг с другом. 
 
Находка, безусловно, выдающаяся. Она, с одной стороны, приоткрывает завесы давно мучивших тайн и белых пятен в изучении русского севера, а с другой - ставит еще больше вопросов перед учеными. Так или иначе, сейчас ведутся работы по сбору и сохранению всех фрагментов судна. 
 
Напоследок хочется отметить, что Поморский ледоход своим явлением раз и навсегда прекратил споры историков на тему русского кораблестроения. Ранее высказывалось предположение, что до Петра I в России не было ни кораблестроения, ни специалистов в этом деле. Были и несогласные с данным предположением, но у них не было доказательств. Теперь же, исходя из технологии постройки, стал очевидным факт, что кораблестроение развивалось и в допетровские времена. Более того - не было заимствовано, и развивалось параллельно с европейским.
Осенью 2018 года, на берегу Онежского озера, было найдено деревянное судно. По иронии судьбы, нашел его местный житель-лодочник Валерий Пирогов. Видимо, именно его профессиональный взгляд и опыт помогли не сгинуть уникальному артефакту. Фрагменты судна при этом были разбросаны по берегу на протяжении 3 км. Новая находка получила сразу много названий - и "Вытегорская ладья", и "Ледоход древних поморов", и "Динозавр отечественного кораблестроения". И неудивительно - ученым удалось установить, что судно пролежало на дне Онежского озера более 300 лет, и это единственный в мире оригинальный русский корабль допетровской эпохи! Судно определили как "коч" - поморскую ладью, сконструированную таким образом, что она "выскакивала" из зажимающих ее льдов. Здесь у ученых еще есть расхождения и споры, а вот несколько уже утвержденных фактов: Длина судна - 20-25 метров; ширина - 6,5 метров; Взятые образцы древесины относятся к 1633-34 годам; некоторая их часть - к 1649-1650, что может свидетельствовать о ремонте лодки; Дендрологический анализ показал, что древесина использована местная - с берегов Онеги; И все основания полагать, что постройка судна происходила здесь же, хотя ранее считалось, что подобные суда могли ходить только по Белому морю. Для интересующихся деревообработкой, любопытными покажутся следующие моменты: Основной материал - сосна; В построении использовались и ластовые уплотнения швов с помощью кованых скоб (древнейшая славянская технология), и обшивка внакрой, и крепления на еловые нагеля. Самое интересное использовавшееся соединение - "на вицу". Это крученые ветви и корни деревьев, которыми буквально сшивали доски друг с другом. Находка, безусловно, выдающаяся. Она, с одной стороны, приоткрывает завесы давно мучивших тайн и белых пятен в изучении русского севера, а с другой - ставит еще больше вопросов перед учеными. Так или иначе, сейчас ведутся работы по сбору и сохранению всех фрагментов судна. Напоследок хочется отметить, что Поморский ледоход своим явлением раз и навсегда прекратил споры историков на тему русского кораблестроения. Ранее высказывалось предположение, что до Петра I в России не было ни кораблестроения, ни специалистов в этом деле. Были и несогласные с данным предположением, но у них не было доказательств. Теперь же, исходя из технологии постройки, стал очевидным факт, что кораблестроение развивалось и в допетровские времена. Более того - не было заимствовано, и развивалось параллельно с европейским.
-2
-3

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц