Сможет ли сектор сохранить динамику после бурного 2020 года? И если 2020 год показал нам, насколько на самом деле сложна реальность «школы в Zoom», то нам не следует тратить 2021 год на то, чтобы наделать еще больше версий "школы в Zoom". Речь должна идти об игре в совершенно иную вселенную. О чем, собственно, речь?
В экспертной среде признано, что системы образования и накануне пандемии находились уже в явном кризисе. На примере школьного образования перечислим основные "боли".
1. Качество образования падает (например, результаты PISA в странах ОЭСР), а затраты на его в национальных бюджетах растут.
2. Показатели здоровья и самочувствия учеников падают на фоне роста времени перед экранами и в сидячем положении в целом.
3. Неравенство в образовании растет: дети из более состоятельных семей показывают лучшие результаты. Даже в Финляндии, которая 10 лет назад считалась эталоном равенства возможностей, ситуация меняется: сегодня гораздо явнее проступает зависимость результатов детей в PISA от образовательного уровня родителей.
Эти тренды еще до пандемии демонстрировали исчерпанность институционального или "политического" (policy) подхода в образовании, когда во главу угла ставятся прежде всего интересы и результаты национальных систем образования, которые выражаются в цифрах - вложений средств и стандартизированных итоговых показателей международных сравнительных исследований. Во-первых, в мировом образовании назрел поворот в сторону большей субъектности школ, причем массовых, а не только привилегированных частных.
Это означает, что изменения в школах должны быть инициированы изнутри, то есть именно из низовых инноваций будут вырастать адекватные школьной среде решения. Чтобы добиться желаемых изменений, нужно заменить мышление «да, но» на мышление «да, и», то есть рассматривать «но» как проблемы, которые необходимо устранить, а не как непреодолимые препятствия. Как правило, речь о том, что на инновации нет времени, ресурсов и предпосылок к ним внутри сложившихся систем. Тут, конечно, можно вспомнить о том, что автомобили никак не способствовали решению проблемы навозы в городах - они ее просто снимали.
Во-вторых, необходимо перейти к холистическому восприятию ученика, когда академическая успеваемость рассматривается как фактор успеха наряду с его физическим здоровьем и психологическим комфортом. Если коротко, то ученик завтрашнего дня - это и "гармонично развитая личность", и личность с правами и обязанностями, а не только успешно освоившая знания когнитивная машина. Скорее всего, для приближения к этому идеалу нам потребуются новые датасеты - сегодня ученик не "покрыт" никакими well-being метриками. Как и учитель, впрочем.
На какие из глубинных "болей" образования наведен фокус у Ed Tech компаний?
Рынок образовательных технологий в 2020 году привлек более $10 млр. венчурных инвестиций во всем мире. Десятки венчурных стартапов из Edtech оказались среди получателей ссуд ГЧП. Но для студентов, родителей и учителей этот год был настоящим расширением пространства борьбы.
По мере того, как мы вступаем в оставшуюся часть десятилетия, сектору придется избавиться от менталитета краткосрочных решений, чтобы перейти от туннельного видения к широким амбициям.
Естественно, у любого рынка, чей сервис в одночасье превращается из инструмента в необходимость, будут проблемы роста, и образовательные технологии как сектор не являются исключением. Стартапам с долгосрочными амбициями по устранению неравенства в образовании приходилось предлагать быстрые решения, которые пригодились бы миллионам учащихся. Сектор, который был заведомо недокапитализирован, должен был одним скачком достичь масштабов привлекательного для венчурных инвесторов на фоне внезапной всеобщей "удаленки". Поскольку школы колебались между гибридным и удаленным форматами, Ed Tech компании должны были быть гибкими и проворными.
Повсеместное распространение дистанционного обучения, несомненно, привело к буму новых пользователей, но, возможно, фактически ограничило способность сектора к инновациям в обмен на быстрое и легкое масштабирование.
Для edtech в 2020 году гибкость и лаконичность были тактикой выживания, которая привела к прибыли, росту и, прежде всего, моментам, когда технологии были необходимы в том, как мы учимся. Теперь, когда мы вступаем в оставшуюся часть десятилетия, сектору придется избавиться от менталитета краткосрочных решений, чтобы перейти от туннельного видения к широким амбициям.
Урок, который мы точно вынесли из опыта дистанционного обучения, - это то, что миру нужны эффективные и доступные технологии, позволяющие масштабировать образование с учетом обучения для всех. Ситуация, когда в провайдерами массовых открытых онлайн-курсов (MOOCS) стали все кому не лень - университеты, школы, СМИ, эксперты всех уровней
- показывает, насколько действительно востребованы цифровые учебные программы.
Однако добровольное или вынужденное использование чего-то не означает само по себе эффективности. На деле у большинства слушателей курсов нет драйва, мотивации или способностей к пониманию, чтобы учиться просто через прослушиваний лекций, даже если есть такая техническая возможность.
Настоящие конкуренты обучения онлайн - это соцсети, сериалы, компьютерные игры или даже порнография. У офлайн-лекций таких конкурентов в одной локации - в аудитории или классе - все-таки не было. "Перетаскивая" уроки или лекции в онлайн, все авторы курсов одновременно включились в безумную гонку по отслеживанию вовлеченности.
Например, компания Zovio запустила Signalz в помощь университетам для отслеживания вовлеченности и студентов, которые с высокой вероятностью бросят курс. Piazza, Rhithm и Edsights - примеры сервисов, с помощью которых преподаватели могут давать обратную связь и обмениваться впечатлениями со студентами.
Сервисов подобного рода уже немало, но в целом это довольно изнурительная стратегия, - пытаться догнать уклоняющегося ученика с помощью разных механик и усадить его опять в виртуальный класс в Zoom. Возможно, стоит переключиться на иные педагогические методики?
Решение не лежит на поверхности, но поиски стоит начинать уже сейчас.
Quizlet, который начинался просто как приложение для карточек, за три года создал обучающую платформу на основе искусственного интеллекта. Сегодня эта функция - наиболее часто используемая, что говорит о необходимости у учащихся получить более глубокое решение, чем просто карточки.
Другой пример - Sketchy , стартап, который преподает медицинские концепции с помощью иллюстраций, что позволяет студентам уйти от учебников и и понимать с помощью анимированных видеороликов.
Хотя сама технология - не бином Ньютона, но стратегия Sketchy предлагает то, чего не делают многие решения edtech - новую методику обучения. Компания использует технику дворца памяти, чтобы помочь студентам заменить учебники видео и фактически сохранить информацию. После 7 лет работы как стартап Sketchy привлек 30 миллионов долларов венчурного капитала от TCG при участии Reach Capital .
Следующую волну выиграют компании, которые смогут использовать интерактивность и технологии для создания образовательного опыта, который просто невозможно получить в классе.
Чтобы сохранить недавние достижения, компаниям, работающим в сфере информационных технологий, необходимо заменить исчерпавшие себя методики, особенно плохо смотрящиеся в онлайне, новыми педагогическими решениями на технологической основе.
Больше никаких бесконечных разъединений или комбинирований школьного опыта.
По мере эволюции в направлении непрерывного и когортного обучения, основатели проектов должны будут проявлять особые новаторские подходы в способах доставки контента. Нужно не просто размещать интересный контент на экране, а вносить новшества в то, как экран выглядит и что он предлагает делать. Основан ли он на истинных принципах обучения или это просто переработанная лекция?
Самый большой риск для EdTech - проектов сейчас - завершение пандемии. Когда мир выздоровеет, стартапы, которые построили весь свой бизнес на удаленном обучении, скорее всего, столкнутся с оттоком пользователей. Следующему поколению Ed Tech-проектов придется добывать хлеб уже в поте лица - осваивать собственно педагогические практики и методики, разбираться, что и почему работает или нет при обучении разным дисциплинам. И до пандемии некоторые Ed Tech проекты привлекали учителей и специалистов педвузов для методического "заземления" своих it- решений (например, Сберкласс). Сейчас по этому пути пойдут и остальные игроки - от университетов до школ, от курсов до империй инфобизнеса. Возможно, эта ситуация сформирует долгожданный спрос на низовые инновации, которые смогут предложить Ed Tech-вендорам авторы "на местах".
При подготовке текста использованы материалы: https://techcrunch.com/2020/12/22/to-win-post-pandemic-edtech-needs-to-start-thinking-big/
https://pasisahlberg.com/wp-content/uploads/2020/12/EdCrunch-Talk-2020.pdf