Найти тему
Две Войны

«Сорвал с шеи свой Рыцарский крест, и вышвырнул»- как Фюрер наказал своих танкистов за поражение

Операция «Весеннее пробуждение» 6-15 марта 1945 года стала последним крупным наступательным ударом Вермахта и Ваффен СС. А для Красной Армии – последней оборонительной операцией в Великой Отечественной войне. Разумеется, провал этой операции стал крахом последней надежды Гитлера. О его реакции на такой фатальный провал я и расскажу в сегодняшней статье.

По выражению Гейнца Гудериана, который в те дни занимал должность начальника Генерального штаба сухопутных войск, с поражением под Балатоном:

«растаяли все наши шансы на крупный успех. Исчез до сих пор сохранявшийся высокий боевой дух эсэсовских дивизий».

Надежда была именно на них – 6-ю танковую армию СС под командованием Зеппа Дитриха, которая представляла собой мощную ударную силу, оснащённую в том числе танками «Пантера» и «Королевский тигр». Однако многочисленные массированные танковые атаки не принесли успеха.

«Моральная экзекуция»

Узнав о том, что операция под Балатоном потерпела провал, Адольф Гитлер пришёл в бешенство. В порыве гнева, он распорядился запретить ношение нарукавных лент с почетным наименованием дивизий и полков офицерам и солдатам «Лейбштандарта», «Дас Райх», «Тотенкопф», «Гогенштауффен».

Эта беспрецедентная «моральная экзекуция» означала, что Фюрер больше не считает подразделения Ваффен СС элитными военными соединениями. Гейнц Гудериан в своих мемуарах свидетельствует о том, что разгневанный Адольф Гитлер сначала хотел отправить в Венгрию с этим приказом его.

Эсэсовцы 6-й танковой армии под Балатоном, на штурмовом орудии StuG III. Фото в свободном доступе.
Эсэсовцы 6-й танковой армии под Балатоном, на штурмовом орудии StuG III. Фото в свободном доступе.

Но Гудериан тактично уклонился от поручения, предложив доверить данную миссию присутствовавшему при этом разговоре Генриху Гиммлеру. На том простом основании, что Гиммлер является шефом СС.

«Он стал отказываться, изворачиваясь, но, поскольку у меня было много неотложных служебных дел, ему пришлось согласиться».

По официальной версии, Генрих Гиммлер действительно вылетел в Венгрию и на самом деле снял нарукавные ленты с командиров эсэсовских дивизий. А они – сделали то же самое со своими подчинёнными. Некоторые офицеры якобы не вынесли такого позора и застрелились. На самом деле всё было по-другому.

Но сначала – о том, откуда вообще у Гитлера появилась эта идея. По воспоминаниям оберстштурмбаннфюрера СС Отто Гюнше, личного адъютанта фюрера, Гитлер в эти роковые для Германии дни очень вдохновлялся примером Фридриха Великого. Как известно, этот прусский король находился на краю пропасти, в безвыходном положении, однако не терял веры в победу и каким-то чудом выиграл в Семилетней войне. Именно под этим впечатлением Гитлер затеял авантюрную Арденнскую Операцию.

«Фридрих Великий настойчиво требовал от своих гвардейских полков особой стойкости и мужества, – отмечал фюрер в беседе с Гиммлером, – и не боялся лишать отступавшие полки их почётных наград и полевых знамён».

Таким образом, дисциплинарную санкцию для его «гвардейцев» Гитлеру «подсказал» исторический опыт Фридриха II.

Советские офицеры рассматривают уничтоженный под Балашноди «Королевский тигр». Правый офицер держит венгерскую кавалерийскую саблю. Фото в свободном доступе.
Советские офицеры рассматривают уничтоженный под Балашноди «Королевский тигр». Правый офицер держит венгерскую кавалерийскую саблю. Фото в свободном доступе.

Рассказ фон Шираха

Гауляйтер Вены Бальдур фон Ширах свидетельствует о том, что Гиммлер, не желавший появляться вблизи передовой, прибыл в австрийскую столицу и вызвал к себе для выговора Зеппа Дитриха. Фон Ширах присутствовал при этой встрече.

Гиммлер объявил командующему 6-й танковой армии СС о приказе фюрера снять нарукавные ленты. Однако тут Гитлер по телефону потребовал от шефа СС ещё и увезти с собой награды высших офицеров 6-й танковой армии. Гиммлер начал осторожно возражать:

«Я мог бы выехать к Балатону, чтобы снять кресты с мёртвых. Но солдат СС не может отдать больше, чем свою жизнь за вас, мой Фюрер»
«Дитрих, слушая это, сорвал с шеи свой Рыцарский крест, и вышвырнул его в угол комнаты и вышел. Его адъютант подобрал орден и вышел вслед за Дитрихом. Тем и завершилась «миссия» Гиммлера», – рассказывает Бальдур фон Ширах.
Зепп Дитрих. Фото в свободном доступе.
Зепп Дитрих. Фото в свободном доступе.

Воспоминания Георга Майера

Георг Майер, штабной офицер 6-й танковой армии СС, вспоминал, что Зепп Дитрих действительно получил от Гиммлера этот приказ Фюрера и довёл его до сведения командиров всех 4-х перечисленных дивизий СС – Отто Кумма, Карла Кройца, Хельмута Беккера и Сильвестра Штадлера.

Но в то время военнослужащие ни одной из дивизий, входивших в 6-ю танковую армию СС, и так не носили нарукавных лент: они были сняты ещё во время следования в Венгрию, в целях секретности операции «Весеннее пробуждение».

18 марта меры секретности, в силу их явной бесполезности, были отменены. С этого дня эсэсовцы вновь могли носить свои нарукавные ленты. Теоретически. Потому что активно отступавших немецких танкистов в тот момент волновали более насущные проблемы. Поэтому нарукавные ленты были в тот момент лишь у Дитриха и у некоторых штабных офицеров.

Солдатская байка про ночной горшок

Солдатская молва передавала из уст в уста рассказ о дерзкой выходке полковника из «Лейбштандарта» Иоахима Пайпера: будто тот приказал подчинённым сложить все ленты в ночной горшок, и отослать эту посылку в Берлин. Эта байка перекликалась с аналогичной историей из средневекового фольклора, про немецкого рыцаря Гетца фон Берлихенгена.

На самом деле, некоторые офицеры (возможно, в нетрезвом состоянии) только лишь предлагали это сделать. Но в реальность эту рискованную затею они, разумеется, не воплощали.

Что означал орёл в немецкой армии

Фельдмаршал Кейтель о поражении под Балатоном

Историки единогласно называют эту операцию показательным примером того, как Адольф Гитлер пытался управлять боевыми действиями. Интересным является мнение генерала-фельдмаршала Кейтеля.

Вильгельм Кейтель – второй слева. Фото в свободном доступе.
Вильгельм Кейтель – второй слева. Фото в свободном доступе.

Когда допросе у него поинтересовались: «Как вы оцениваете военные способности Гитлера?», Кейтель ответил:

«Он умел находить правильные решения оперативных задач, интуитивно ориентировался в запутанных ситуациях и, чаще всего, находил выход из них. Но ему явно не доставало практических знаний для планирования военных операций. Он не мог реально оценить последствия принятого им решения».

Части СС, по мнению Кейтеля, Гитлер в этой операции идеализировал, предъявляя к ним повышенные требования и ожидая от них «военного чуда». На самом же деле имевшихся в их распоряжении сил могло хватить лишь для грамотного использования в оборонительных боях, но никак не для «судьбоносного наступления».

«Этому русские научились у нас»- немецкий фельдмаршал о Сталинградском сражении

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал и пишите, что думаете - всё это мне очень поможет !Подписывайтесь на канал "Две войны " в Телеграм
Если Вы заметили какие-либо ошибки или неточности, напишите мне в личные сообщения, я буду очень благодарен за Вашу помощь!

А теперь вопрос читателям:

Что Вы считаете объективно ли Гитлер критиковал своих военных?