Найти тему
Любители фэнтези

Меч, магия и комикс-индустрия 6. Полвека с мечом и магией против мейнстрима

Меч, магия и комикс-индустрия 1

Меч, магия и комикс-индустрия 2

Меч, магия и комикс-индустрия 3

Меч, магия и комикс-индустрия 4

Меч, магия комикс-индустрия 5

50 лет Марвеловской версии Конана Киммерийского исполнилось в этом, уже уходящем, году. Продолжаем рассказывать о творцах этой долгоиграющей серии, которая недавно вернулась в новый Марвел и перезапустилась на свежих мощностях.

В предыдущий раз речь шла о художнике Джоне Бушема. Теперь – время главного сценарного мастермайнда за кулисами легендарной серии комиксов – Роя Томаса.

Рой Томас на посту шеф-редактора Marvel Comics (1970-ые).
Рой Томас на посту шеф-редактора Marvel Comics (1970-ые).

Рой Томас родился 22-го ноября предвоенного 1940-го года, вошёл в индустрию комиксов ещё студентом в 1965-м году, и к числу своих любимых тайтлов, над которыми поработал в качестве сценариста, причисляет серии Conan the Barbarian и The Savage Sword of Conan, которые ставит выше даже любимых многими Мстителей (The Avengers). В конце 1970-х он работал ещё и над газетными стрипами о Конане, а в 1983-м стал соавтором сценария к «Конану-разрушителю». Помимо киммерийца Конана, атланта Кулла и творчески переработанной в комиксах Рыжей Сони (из «Тени стервятника» Говарда), другие работы Томаса в жанре фэнтези – это комиксы по «Саге о Копье» и другие фэнтезийные работы в издательстве DC, соавторство сценария к мультфильму «Огонь и Лёд» (1983, совместно с Ральфом Бакши и Джерри Конуэем), эпизоды мультсериала «Приключения Конана-варвара» (1992-1993), сериалов «Удивительные странствия Геракла» и «Зена – королева воинов».

Первое знакомство с Конаном у Роя состоялось, когда он в далёком 1966-м году приобрёл в книжном магазинчике на Манхеттене томик Conan the Adventurer в мягкой обложке – той самой, на которой красовалась картина Фрэнка Фразетты с варваром, стоящим над горой поверженных врагов, и с прижимающейся к нему полуголой красоткой, на фоне черепов, проступающих в мрачных небесах. Два автора были указаны на форзаце: Роберт И. Говард и Л. Спрэг де Камп. Второго Рой Томас уже знал как автора научной фантастики, а вот имя первого стало для него открытием. Первой прочитанной новеллой были «Люди Чёрного круга». Примерно в тот же период Томасу попалась книжка про Тонгора – также с картиной Фразетты на обложке. Эти два образа запали ему в память, однако, молодой и увлекающийся, Рой вскоре переключился на супергероику. Но уже через несколько лет «меч и магия» вновь настигнет его – и на сей раз поглотит с головой.

Легенда гласит, что в редакцию Марвел – то бишь, на стол Стэну Ли, который и вёл переписку с читателями, - в одно время стали массово приходить письма с просьбами включить в свой арсенал какого-нибудь героя (и мир) фэнтези. Причём не свой, а уже известный читателям – толкиновское Средиземье или того же говардовского Конана. Назывались ещё «Джон Картер» Э. Р. Берроуза и палповый «Док Сэвидж» Лестера Дента. В 1969-м году Стэн Ли сдался и поручил Рою выкупить права на издание комиксов у какого-нибудь автора «меча и магии». Выбор стоял между тремя героями: Тонгор, Кулл и Конан. Именно в таком порядке располагались предпочтения Стэна Ли, вовсе не увлекавшегося фэнтези; Стэну просто нравилось сочетание букв для логотипа. С Лином Картером на его Тонгора дело почти дошло до сделки, но когда его агент заартачился и запросил помимо стандартной платы за каждый выпуск ещё и роялти с продаж, переговоры зашли в тупик, ибо тогдашний глава Марвел, Мартин Гудмен, был человеком, мягко говоря, экономным и не стремился идти на уступки. Тогда-то Рой Томас и связался с представителем «Robert E. Howard estate» Гленном Лордом. С ним сговорились за более высокую пономерную плату, чем давал Гудмен, из-за чего Рой Томас в результате и стал работать автором серии, экономя на сценаристе и ежемесячно выплачивая разницу в 50 долларов Лорду из своего кармана. Вот такие мелочи и определяют порой судьбу человека – в данном случае творческую.

Конан от Джона Бушемы
Конан от Джона Бушемы

Художником серии сначала должен был стать Джон Бушема, загоревшийся идеей, как только прочёл первые новеллы Говарда, которые передал ему Рой Томас. Однако прижимистый Мартин Гудмен и здесь не захотел уступать – и в целях экономии было решено взять на серию менее дорогого иллюстратора. Так художником первых выпусков «Конана-варвара» стал Барри Смит (позже – Барри Виндзор-Смит) – в ту пору молодой английский комиксист-фрилансер, который из-за миграционных проблем был вынужден уехать из США и работать на удалёнке из Лондона в марвеловских минисериях о Дардевиле и Мстителях. Стиль рисовки Смита сочетал в себе влияние «трёхмерного» Джека Кирби с изяществом линий прерафаэлитов и… с чем-то своим, неуловимо чувственным.

Джон Бушема будет задействован в серии о Конане несколькими годами позже, а с августа 1974-го станет основным иллюстратором чёрно-белого The Savage Sword of Conan. Но это уже другая история, и о ней читайте в предыдущем материале. Мы же вернёмся к тому, с чего всё начиналось.

Тот самый Старр, тот самый шлем...
Тот самый Старр, тот самый шлем...

Для оттачивания сработанности Смит и Томас сначала сделали одиночную 7-страничную историю о похожем на Конана Старре Головорезе (Starr the Slayer) – полностью вымышленном герое «меча и колдовства» в рогатом шлеме, о котором в 20-м веке пишет вымышленный автор Лен Карсон (имя – явная отсылка к Лину Картеру). По сюжету, Карсон задумывает «убить» своего героя в последней книге, но Старр магически преодолевает «четвёртую стену» и сам убивает писателя, а потом возвращается в свой мир. Читатель же остаётся с вопросом, чей мир реальнее: писателя или его героя?

обложки первых номеров "Конана - варвара" (1970)
обложки первых номеров "Конана - варвара" (1970)

Помимо сработанности (и литературной мести жадному Лину Картеру), комикс про Старра (претенциозно озаглавленный «The sword and the sorcerers») подарил первоначальный облик марвеловскому Конану: юный загорелый варвар в шлеме рогами вперёд. Таким мир увидел Конана в первом выпуске The coming of Conan (1 октября 1970)! Шлем, по словам Роя, делал киммерийца похожим на атакующего быка, но дизайн этого аксессуара явно намекал на других супергероев Марвел – маску Спайдермена или шлем Капитана Америка. От этого головного убора варвар избавится только в шестом выпуске – Devil-Wings Over Shadizar (июнь 1971 года): хитрая шадизарская блондиночка Дженна собственноручно снимет с него шлем во время любовных игр («а то одет как обсос»), после чего киммериец немедля получает по кумполу от таинственных налётчиков в красном, а очнувшись, теряет и шлем, и девушку.

Стихи Говарда в виде сюжетного комикса.
Стихи Говарда в виде сюжетного комикса.

С третьего номера Рой начал постепенно адаптировать в комиксы произведения самого Говарда, подпав под очарование как прозы, так и поэзии техасца. Первой адаптацией стала новелла «Куда ушёл седой бог» - перенеся события битвы при Клонтарфе на конфликт Бритунии и Гипербореи, Рой Томас сделал Конана участником битвы. Потом дело дошло до великолепной «Башни Слона», а затем адаптировалась как раз стихотворная баллада Говарда «Час Зукалы», превратившись в «Дочь Зукалы» - повесть о дочери тёмного чародея, с которой пересекается дорога киммерийца. Далее свои комиксные воплощения стали получать всё новые и новые произведения из наследия Говарда, как фэнтезийные, так и исторические – превращаясь в комиксы о Конане-варваре.

обложка Web of the Spider-God!
обложка Web of the Spider-God!

Соавтором 13-го выпуска о приключениях киммерийца The Web of the Spider God стал Джон Джейкс – палповый автор Брэка-варвара, блондинистого «клонана» из фантастических журналов 1950-х. Джейкс написал синопсис истории с гигантским богом-пауком.

Конан (слева), изумрудная чародейка (справа) и Элрик из Мельнибонэ (справа вверху)
Конан (слева), изумрудная чародейка (справа) и Элрик из Мельнибонэ (справа вверху)

В 14-15 выпусках серии к сотрудничеству был приглашён британец Майкл Муркок, и так родился кроссовер двух фэнтезийных героев-антиподов: утончённого альбиноса Элрика из Мельнибонэ (героя Муркока) и брутального варвара Конана из Киммерии (героя Говарда).

Кулл-завоеватель. Королевство теней!
Кулл-завоеватель. Королевство теней!

C 1971-го года запущена серия о короле Кулле, комиксном предке Конана. Первый выпуск рисовали Мэри Северин и Сэл Бушема.

Песнь о Рыжей Соне (1973)
Песнь о Рыжей Соне (1973)

В 23-24 выпусках «Конана-варвара» The Shadow of the Vulture! (февраль 1973) и The Song of Red Sonja (март 1973) в качестве подруги киммерийца свет увидела Рыжая Соня из Гиркании. Когда дела у серии (и у Роя Томаса, ставшего шеф-редактором) пошли на лад, Соня появилась и в первом выпуске Savage Sword of Conan (август 1974), собравшего под одной обложкой лучших художников и сценаристов Marvel и сопричастных. Собственная серия для огневолосой воительницы не заставила себя долго ждать.

Так, шаг за шагом, Роем Томасом был задан триумфальный тренд на «меч и магию» (sword & sorcery) в комиксах. В Marvel он постоянно работал (и писал либо редактировал эти серии) до 1981-го года, когда, поссорившись с новым шеф-редактором Джимом Шутером, уволился из издательства. Однако продолжал заниматься любимым жанром в других издательствах: писал о Рыжей Соне в Dynamite, о Конане и других героях Говарда – в Dark Horse, о Лавкрафтовском хорроре – в Millenium Publications; писал сюжеты для Голливуда - сценарии к кино-, мульт- и телефильмам жанра "меч и магия"… В Marvel Comics 79-летний Рой Томас вернулся в 2019-м году – и написал для нового Savage Sword of Conan историю в двух частях, нарисованную художником Аланом Дэвисом.

Стэн Ли (слева) и Рой Томас (справа) - незадолго до смерти Стэна.
Стэн Ли (слева) и Рой Томас (справа) - незадолго до смерти Стэна.

Рой Томас прижизненно включён в Eisner Hall of Fame в 2011-м году. Автор и по сей день занимается комиксами, не забрасывая и Конана: в 2020-м восьмидесятилетний Рой Томас написал новую историю для марвеловского King-Size Conan #1. Похоже, он и сейчас готовит что-то из Хайборийской эры, так что пожелаем живой легенде в это неспокойное время благополучия, здоровья и сил, дабы он и впредь радовал постоянных читателей новыми сюжетами о магии, героях и чудовищах!

P.S. Спасибо, что дочитали!

В статье использованы материалы Wikipedia, Сonan the Barbarian. The Original Marvel years/Volume1, блог Sword, Sorcery And Comics.

Подробнее о художнике Барри Виндзор-Смите читайте здесь

Подробнее о пути Рыжей Сони в комиксах читайте здесь