Меч, магия и комикс-индустрия 1
Меч, магия и комикс-индустрия 2
Меч, магия и комикс-индустрия 3
Меч, магия и комикс-индустрия 4
50 лет Марвеловской версии Конана Киммерийского исполнилось в этом, уже уходящем, году. Продолжаем рассказывать о творцах этой долгоиграющей серии, которая недавно вернулась в новый Марвел и перезапустилась на свежих мощностях.
В предыдущий раз речь шла о художнике Джоне Бушема. Теперь – время главного сценарного мастермайнда за кулисами легендарной серии комиксов – Роя Томаса.
Рой Томас родился 22-го ноября предвоенного 1940-го года, вошёл в индустрию комиксов ещё студентом в 1965-м году, и к числу своих любимых тайтлов, над которыми поработал в качестве сценариста, причисляет серии Conan the Barbarian и The Savage Sword of Conan, которые ставит выше даже любимых многими Мстителей (The Avengers). В конце 1970-х он работал ещё и над газетными стрипами о Конане, а в 1983-м стал соавтором сценария к «Конану-разрушителю». Помимо киммерийца Конана, атланта Кулла и творчески переработанной в комиксах Рыжей Сони (из «Тени стервятника» Говарда), другие работы Томаса в жанре фэнтези – это комиксы по «Саге о Копье» и другие фэнтезийные работы в издательстве DC, соавторство сценария к мультфильму «Огонь и Лёд» (1983, совместно с Ральфом Бакши и Джерри Конуэем), эпизоды мультсериала «Приключения Конана-варвара» (1992-1993), сериалов «Удивительные странствия Геракла» и «Зена – королева воинов».
Первое знакомство с Конаном у Роя состоялось, когда он в далёком 1966-м году приобрёл в книжном магазинчике на Манхеттене томик Conan the Adventurer в мягкой обложке – той самой, на которой красовалась картина Фрэнка Фразетты с варваром, стоящим над горой поверженных врагов, и с прижимающейся к нему полуголой красоткой, на фоне черепов, проступающих в мрачных небесах. Два автора были указаны на форзаце: Роберт И. Говард и Л. Спрэг де Камп. Второго Рой Томас уже знал как автора научной фантастики, а вот имя первого стало для него открытием. Первой прочитанной новеллой были «Люди Чёрного круга». Примерно в тот же период Томасу попалась книжка про Тонгора – также с картиной Фразетты на обложке. Эти два образа запали ему в память, однако, молодой и увлекающийся, Рой вскоре переключился на супергероику. Но уже через несколько лет «меч и магия» вновь настигнет его – и на сей раз поглотит с головой.
Легенда гласит, что в редакцию Марвел – то бишь, на стол Стэну Ли, который и вёл переписку с читателями, - в одно время стали массово приходить письма с просьбами включить в свой арсенал какого-нибудь героя (и мир) фэнтези. Причём не свой, а уже известный читателям – толкиновское Средиземье или того же говардовского Конана. Назывались ещё «Джон Картер» Э. Р. Берроуза и палповый «Док Сэвидж» Лестера Дента. В 1969-м году Стэн Ли сдался и поручил Рою выкупить права на издание комиксов у какого-нибудь автора «меча и магии». Выбор стоял между тремя героями: Тонгор, Кулл и Конан. Именно в таком порядке располагались предпочтения Стэна Ли, вовсе не увлекавшегося фэнтези; Стэну просто нравилось сочетание букв для логотипа. С Лином Картером на его Тонгора дело почти дошло до сделки, но когда его агент заартачился и запросил помимо стандартной платы за каждый выпуск ещё и роялти с продаж, переговоры зашли в тупик, ибо тогдашний глава Марвел, Мартин Гудмен, был человеком, мягко говоря, экономным и не стремился идти на уступки. Тогда-то Рой Томас и связался с представителем «Robert E. Howard estate» Гленном Лордом. С ним сговорились за более высокую пономерную плату, чем давал Гудмен, из-за чего Рой Томас в результате и стал работать автором серии, экономя на сценаристе и ежемесячно выплачивая разницу в 50 долларов Лорду из своего кармана. Вот такие мелочи и определяют порой судьбу человека – в данном случае творческую.
Художником серии сначала должен был стать Джон Бушема, загоревшийся идеей, как только прочёл первые новеллы Говарда, которые передал ему Рой Томас. Однако прижимистый Мартин Гудмен и здесь не захотел уступать – и в целях экономии было решено взять на серию менее дорогого иллюстратора. Так художником первых выпусков «Конана-варвара» стал Барри Смит (позже – Барри Виндзор-Смит) – в ту пору молодой английский комиксист-фрилансер, который из-за миграционных проблем был вынужден уехать из США и работать на удалёнке из Лондона в марвеловских минисериях о Дардевиле и Мстителях. Стиль рисовки Смита сочетал в себе влияние «трёхмерного» Джека Кирби с изяществом линий прерафаэлитов и… с чем-то своим, неуловимо чувственным.
Джон Бушема будет задействован в серии о Конане несколькими годами позже, а с августа 1974-го станет основным иллюстратором чёрно-белого The Savage Sword of Conan. Но это уже другая история, и о ней читайте в предыдущем материале. Мы же вернёмся к тому, с чего всё начиналось.
Для оттачивания сработанности Смит и Томас сначала сделали одиночную 7-страничную историю о похожем на Конана Старре Головорезе (Starr the Slayer) – полностью вымышленном герое «меча и колдовства» в рогатом шлеме, о котором в 20-м веке пишет вымышленный автор Лен Карсон (имя – явная отсылка к Лину Картеру). По сюжету, Карсон задумывает «убить» своего героя в последней книге, но Старр магически преодолевает «четвёртую стену» и сам убивает писателя, а потом возвращается в свой мир. Читатель же остаётся с вопросом, чей мир реальнее: писателя или его героя?
Помимо сработанности (и литературной мести жадному Лину Картеру), комикс про Старра (претенциозно озаглавленный «The sword and the sorcerers») подарил первоначальный облик марвеловскому Конану: юный загорелый варвар в шлеме рогами вперёд. Таким мир увидел Конана в первом выпуске The coming of Conan (1 октября 1970)! Шлем, по словам Роя, делал киммерийца похожим на атакующего быка, но дизайн этого аксессуара явно намекал на других супергероев Марвел – маску Спайдермена или шлем Капитана Америка. От этого головного убора варвар избавится только в шестом выпуске – Devil-Wings Over Shadizar (июнь 1971 года): хитрая шадизарская блондиночка Дженна собственноручно снимет с него шлем во время любовных игр («а то одет как обсос»), после чего киммериец немедля получает по кумполу от таинственных налётчиков в красном, а очнувшись, теряет и шлем, и девушку.
С третьего номера Рой начал постепенно адаптировать в комиксы произведения самого Говарда, подпав под очарование как прозы, так и поэзии техасца. Первой адаптацией стала новелла «Куда ушёл седой бог» - перенеся события битвы при Клонтарфе на конфликт Бритунии и Гипербореи, Рой Томас сделал Конана участником битвы. Потом дело дошло до великолепной «Башни Слона», а затем адаптировалась как раз стихотворная баллада Говарда «Час Зукалы», превратившись в «Дочь Зукалы» - повесть о дочери тёмного чародея, с которой пересекается дорога киммерийца. Далее свои комиксные воплощения стали получать всё новые и новые произведения из наследия Говарда, как фэнтезийные, так и исторические – превращаясь в комиксы о Конане-варваре.
Соавтором 13-го выпуска о приключениях киммерийца The Web of the Spider God стал Джон Джейкс – палповый автор Брэка-варвара, блондинистого «клонана» из фантастических журналов 1950-х. Джейкс написал синопсис истории с гигантским богом-пауком.
В 14-15 выпусках серии к сотрудничеству был приглашён британец Майкл Муркок, и так родился кроссовер двух фэнтезийных героев-антиподов: утончённого альбиноса Элрика из Мельнибонэ (героя Муркока) и брутального варвара Конана из Киммерии (героя Говарда).
C 1971-го года запущена серия о короле Кулле, комиксном предке Конана. Первый выпуск рисовали Мэри Северин и Сэл Бушема.
В 23-24 выпусках «Конана-варвара» The Shadow of the Vulture! (февраль 1973) и The Song of Red Sonja (март 1973) в качестве подруги киммерийца свет увидела Рыжая Соня из Гиркании. Когда дела у серии (и у Роя Томаса, ставшего шеф-редактором) пошли на лад, Соня появилась и в первом выпуске Savage Sword of Conan (август 1974), собравшего под одной обложкой лучших художников и сценаристов Marvel и сопричастных. Собственная серия для огневолосой воительницы не заставила себя долго ждать.
Так, шаг за шагом, Роем Томасом был задан триумфальный тренд на «меч и магию» (sword & sorcery) в комиксах. В Marvel он постоянно работал (и писал либо редактировал эти серии) до 1981-го года, когда, поссорившись с новым шеф-редактором Джимом Шутером, уволился из издательства. Однако продолжал заниматься любимым жанром в других издательствах: писал о Рыжей Соне в Dynamite, о Конане и других героях Говарда – в Dark Horse, о Лавкрафтовском хорроре – в Millenium Publications; писал сюжеты для Голливуда - сценарии к кино-, мульт- и телефильмам жанра "меч и магия"… В Marvel Comics 79-летний Рой Томас вернулся в 2019-м году – и написал для нового Savage Sword of Conan историю в двух частях, нарисованную художником Аланом Дэвисом.
Рой Томас прижизненно включён в Eisner Hall of Fame в 2011-м году. Автор и по сей день занимается комиксами, не забрасывая и Конана: в 2020-м восьмидесятилетний Рой Томас написал новую историю для марвеловского King-Size Conan #1. Похоже, он и сейчас готовит что-то из Хайборийской эры, так что пожелаем живой легенде в это неспокойное время благополучия, здоровья и сил, дабы он и впредь радовал постоянных читателей новыми сюжетами о магии, героях и чудовищах!
P.S. Спасибо, что дочитали!
В статье использованы материалы Wikipedia, Сonan the Barbarian. The Original Marvel years/Volume1, блог Sword, Sorcery And Comics.
Подробнее о художнике Барри Виндзор-Смите читайте здесь
Подробнее о пути Рыжей Сони в комиксах читайте здесь