Здравствуйте, дорогие читатели! Рад приветствовать вас на моем канале.
Сегодня я возвращаюсь к судьбе одного из самых необычных писателей XX века Даниила Андреева, написавшего во Владимирской тюрьме таинственную и мистическую книгу «Роза мира».
Однако многие не знают, за что именно Даниила Андреева «закатали» в тюрьму еще до «Розы мира». Его минул 1937 год с репрессиями – а ведь именно в 1937 году осенью, в их разгар, Даниил Леонидович начал писать свой роман «Странники ночи», который завершил в 1947 году.
Немногие из писателей могут создавать эпопеи, широкие полотна о времени, даже Эпохе: к их числу мы можем отнести Льва Толстого с его «Войной и миром», Михаила Шолохова с его «Тихим Доном». Это киты. В основном писательский цех пробавлялся романами и повестями меньшего калибра – нужно было быть духоборцем, философом и судией в одном лице, чтобы создать «портрет времени».
У Даниила Андреева это, судя по всему, получилось. Правда, работу по роману о 30-х годах прервала война с фашистской Германией – и Д. Л. Андрееву пришлось идти на фронт... Но в печальной роли санитара похоронной команды. И если мы всерьез начнем размышлять над мрачным мистицизмом его «Розы мира», то вопросы жизни и смерти словно пришли в «Розу мира» именно с этого поприща.
За эту тяжелую военную работу писателя наградили медалью «За оборону Ленинграда», а после войны, летом 1945 года, он был признан инвалидом 2-й группы, которому дали пенсию 300 рублей.
А он писал и писал свой роман «Странники ночи». Да кто ты такой, чтобы судить о жизни целой страны в сталинскую эпоху? О роли диктатуры, органов, интеллигенции и народа? Так, наверное, считали бдящие – потому что у писателей своя потребность прочесть какие-то главы из написанного окружению, понять, как воспринимает страницы романа хотя бы ближний кружок друзей и литераторов.
О, сколько в этом ближнем круге – не только возле Даниила Андреева – оказывалось предателей, двурушников. Доносы насчет того, что писатель собирает людей и читает «крамолу», видимо, ложились один за другим в кабинеты с письменными столами, на которых лежали папки с делами на репрессированных людей.
Вдова писателя Алла Александровна Андреева, с которой автор сих строк встречался в 2003 году в Москве, рассказала, как их арестовывали. Даниилу Андрееву организовали командировку в Харьков и тихо «взяли» в пути, не дав туда доехать. Это было в апреле 1947 года/
К его жене, Алле Александровне, через два дня после ареста мужа уже пришли с официальным ордером на обыск – это потом Андреевы, наученные этим горьким опытом, арестом и тюрьмой, начнут прятать листы других произведений, в том числе и закопают в железном бидоне машинописный экземпляр «Розы мира» в кавказском Горячем Ключе...
А в 1947 году рукопись романа «Странники ночи» пришедшие с обыском тут же нашли в маленькой комнатке супругов. Других «улик» насчет того, что писатель якобы «готовил покушение на товарища Сталина» не было – роман был главной «уликой» высосанного из пальца дела о террористическом заговоре, где Андреевы были, разумеется, вожаками. Похватали многих из их близкого окружения – как их судьба сложилась, неведомо.
Алла Александровна рассказывала автору сих строк про невероятную удачу: в дни суда над ними в СССР на короткий период отменили смертную казнь – и им с Даниилом Андреевым дали-то всего по 25 лет отсидки. Правда, Даниилу Андрееву «припаяли» 25 лет тюрьмы, в неволе, в тесных тюремных казематах. А Алле Александровне позволили «жить на воздухе» – в печально известных мордовских лагерях, в бараках, которые заметали снега.
Вскоре смертную казнь в СССР вернули, и мечтой многих в последствии было получить вместо нее ну лет 20-ть заключения – в блатных песнях пели: «И пачку «Севера» пытаюсь получить». И песня та была не про пачку с 20-ю папиросами популярной тогда марки, а о сроке лесоповала на Севере...
Но вернемся к роману «Странники ночи». Мы уже говорили, что роман-эпопея редок – иные столетия ни одного такого и не сотворили. А тут...
Впрочем, процитирую строки своего очерка из моего сборника «Я судебный репортер» (издан в 2018 году), куда вошли факты, рассказанные мне Аллой Александровной Андреевой, вдовой писателя:
Но не в улике и не в юридическом беспределе дело. Россия навсегда утратила, возможно, одно из самых значительных произведений XX века.
Опять обращусь к своему сборнику «Я судебный репортер», поскольку эти строки писались еще при жизни свидетельницы и соратницы Даниила Андреева, его вдовы.
Вот такая была утрата! И такая беда нашей словесности. Вот почему Даниил Андреев дальше продолжил писательскую деятельность в тюремных условиях. Сил восстановить «Странников мира» у него после тюрьмы уже не было. Единственное, что он смог – это дописать в 1958 году, незадолго до смерти, свою «Розу мира» и поручить жене когда-нибудь издать ее.
Друзья, подписывайтесь на мой канал