Найти в Дзене

Как принимать похвалу?

Казалось бы, чего проще. Надо просто прищуриться и мурлыкать. Ну или, если хвалят при коллегах, то распушить свой павлиний хвост и задрать повыше нос.

canva.com
canva.com

Но если серьёзно, то похвала - это такой же вид обратной связи, как и критика, а поэтому необходимо отнестись к ней как к источнику информации о себе, своей работе, продукте, который мы выпускаем, чтобы дальше влиять на их качество. Итак, есть несколько советов по приёмке положительной обратной связи.

Не надо воспринимать похвалу как данность

Оцените, что вас оценили. Покажите, что вам приятно и что вы благодарны как за положительный отзыв, так и за обратную связь как таковую. Продемонстрируйте, что вы не принимаете эту хорошую оценку как данность.

Во-первых, это вежливо.

Во-вторых, обратная линия поведения может создать вокруг вас образ сноба, который слишком уверен в своих силах. Начальника это может подстегнуть дать вам невыполнимую задачу и уесть вас поражением, которое вас неизбежно постигнет (потому что у руководителя есть инструменты, чтобы срежиссировать ваш провал).

canva.com
canva.com

От общего к частному

Действуют те же принципы, что с критикой. Когда вы принимаете критику, необходимо уходить от общего и переходить к частному. Если вам говорят, что “всё плохо”, уточните, что же именно плохо, чтобы вы могли немедленно начать исправляться .

То же самое с похвалой. Если вас хвалят, постарайтесь понять (не всегда получится задать прямой вопрос, поэтому понимать придется из контекста), что же именно удалось хорошо.

Проанализируйте успех, чтобы впоследствии его спрогнозировать

canva.com
canva.com

Следующим шагом за советом № 2 становится этот совет № 3. Понять, за что конкретно вас похвалили, важно, чтобы:

1) запомнить на будущее предпочитаемый формат выполнения задач. Вас могут похвалить за форму подачи материала, сроки выполнения, объёмы, скрупулезность выполнения и пр. - всё это отдельные варианты “настройки”, которые подходят или не подходят. Когда вы подберёте нужную комбинацию, обязательно запомните её и проанализируйте, чтобы дальше повторять в том же виде, а не искать “философский камень” заново.

2) понять, что ценится в фирме/ начальником не просто на уровне “сделал быстро и хорошо”, а на уровне того, какие качества привели вас к выполнению задачи и похвале. То есть за что именно хвалят в компании (шаг к постижению корпоративной культуры компании).

canva.com
canva.com

Вывод

Иногда говорят, что успех - плохой учитель. Но это только частичный тезис. Успех - плохой учитель только тогда, когда он не проанализирован и не отрефлексирован. Получая положительную обратную связь, обязательно порадуйтесь, но сразу после этого возьмите блокнот и ручку и проведите разбор полётов. Это имеет смысл даже тогда, когда полёт прошёл нормально. Чтобы и последующие полёты у вас удавались не хуже.