В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом. Часть 11.
Все самые интересные и красивые места, не выходя из машины!
2 месяца в пути. 18 000 километров автодорог.
10 000 остановок. 30 000 фотографий.
6 часовых поясов. 6 федеральных округов. 20 регионов России.
Все реки. Все стелы областей, районов, городов.
Все города, через которые проходит трасса, и все посёлки на обочинах дорог.
В этой части:
Населённые пункты: село Заброды и город Калач.
Расстояние маршрута в населённых пунктах: 5 км.
Федеральный округ: Центральный федеральный округ.
Регион: Воронежская область.
Административный район: Калачеевский район.
Географический (природный) район: Восточно-Европейская равнина (Русская равнина).
Обширная составная часть природного района: Среднерусская возвышенность.
Рельеф местности: Калачская возвышенность.
Часовой пояс (время по отношению к московскому): московское время.
День в пути: 2-й день.
Второй день нашего путешествия в Якутию начинается в селе Заброды, что под Калачом, и мы просыпаемся пораньше, чтобы до наступления темноты успеть побольше. На сегодняшний день у нас запланирован просмотр сразу трёх городов Воронежской области по пути на северо-восток, поэтому спать особо некогда, спать будем дома!
В окружении живописных корабельных сосен на автостоянке гостиницы «Хуторок» пьём бодрящий утренний кофе с печенюшками, наспех приготовленный на газовой горелке, и отправляемся в путь.
Первый город, запланированный на сегодня, это город Калач, но перед тем, как начнётся его территория, нам предстоит проехать ещё сквозь село Заброды, где так же есть на что посмотреть. В самом начале села мы фотографируем какую-то стелу, но, как оказалось, это не традиционный въездной памятник с наименованием населённого пункта, а лишь указатель Калачеевского аграрного техникума.
Вокруг улицы Магистральной, ведущей в Калач, произрастает красивая сосновая роща, отражающая яркие лучи утреннего солнца.
И вскоре перед нами открывается чудесный вид уходящей вдаль дороги с Преображенским храмом впереди.
Немного не доезжая до храма, слева замечаем интересный памятник – торпедный катер в честь моряков-калачеевцев, погибших в годы Великой Отечественной войны и в мирное время. В списке имён погибших – 20-летний матрос Николай Павлов из села Лесково Калачеевского района, проходивший срочную службу на подводной лодке «Курск», затонувшей в Баренцевом море 12 августа 2000 года.
Храм Преображения Господня в селе Заброды был построен в 1855 году и сейчас находится в стадии восстановления. Уже видно, что снаружи он сохранит свой красивый изначальный вид из красного кирпича, более того, чтобы в точности воссоздать внешний облик основы купола, строители посчитали на уцелевшем снимке церкви 1950-х годов каждый кирпичик.
Вскоре мы выезжаем на центральное транспортное кольцо села Заброды, где можно было бы повернуть в сторону Урюпинска, и затем поехать дальше на восток, но мы выбираем маршрут через Новохопёрск, поэтому на кольце едем прямо через город Калач.
В районе автомобильного кольца сконцентрированы все основные достопримечательности и главные объекты села, среди которых Заброденский дом культуры, который по своему внешнему виду на звание достопримечательности тянет с очень большой натяжкой.
Гораздо больший интерес здесь представляет памятник командующему Воздушно-десантными войсками СССР генералу армии Василию Маргелову с выгравированным на плите девизом десантников «Сбит с ног - сражайся на коленях, идти не можешь - лёжа наступай».
Памятник Василию Филипповичу мы вчера уже видели в селе Петропавловка всего лишь в каких-то 40 километрах отсюда – такое количество скульптур отцу русских десантников можно объяснить тем, что именно в Воронежской области на берегу Дона 2 августа 1930 года впервые в мировой истории была организована групповая учебная высадка десанта на парашютах с самолёта для выполнения тактического задания. С тех пор день Воздушно-десантных войск принято отмечать 2 августа, а город Воронеж считать родиной ВДВ.
Чуть дальше в сквере расположен памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны, установленный 25 лет назад в честь 50-летия Победы.
Село Заброды заканчивается автомобильным мостом через реку Подгорная, с той стороны которой находится уже город Калач.
В луговой пойме левого берега реки произрастает живописная роща.
Принято считать, что в Калаче река Подгорная впадает в реку Толучеевку, хотя по всем показателям, учитывая, что в месте слияния рек у Подгорной площадь водосбора и ширина долины почти в два раза больше, чем у Толучеевки, должно быть наоборот. И если следовать гидрографическим правилам, а не ошибочным названиям на картах и дорожных табличках, то вчера в районе хутора Замостье мы видели именно реку Подгорную, а не Толучеевку.
Сразу после моста, уже в Калаче мы видим стоящий в глубине дороги старый советский грузовик ГАЗ-51 – вчера в Петропавловке такой же точно был установлен на постаменте в виде памятника, а здесь он грустно припарковался среди деревьев забытый и никому не нужный.
Проезжая дальше по улице Ленинской, невозможно не заметить храм Вознесения Господня, окружённый со всех сторон оживлённым шумным колхозным рынком. Каменная церковь была построена здесь ещё в 1776 году, однако спустя почти сто лет она была перестроена со значительными изменениями.
Напротив храма расположена пожарная часть с интересной кирпичной наблюдательной башней, возведённой 60 лет назад. Пожарная каланча служила для несения дозорной службы – с её вершины хорошо просматривалась окружающая местность и велось наблюдение за возможным возникновением очагов пожара. Менее известно, что раньше рядом с пожарными частями обычно находился полицейский участок, поэтому в случае необходимости любой человек мог быстро найти ближайший пункт полиции, ориентируясь по высокой башне-каланче. Кстати, сейчас полиция и пожарная часть в Калаче по прежнему расположены по соседству.
А мы едем в центр города и здесь паркуемся возле районной администрации на большой свободной парковке. Перед нами симпатичное здание в нежно-голубой расцветке, где расположено управление сельского хозяйства района и банк «Россельхозбанк». До начала рабочего дня остаётся меньше часа, и скоро здесь всё заполнится машинами и спешащими на работу людьми, а пока в преддверии неизбежной городской суеты мы видим лишь одинокую маленькую собачку, ожидающую свою порцию косточек от сердобольных прохожих.
Возле администрации обращаем внимание на здание краеведческого музея, построенное в XIX веке. Сам музей был основан лишь в 1985 году, и что тут было раньше – точно сказать не могу, но, по некоторым данным, когда-то здесь располагалась начальная школа.
Около краеведческого музея находится закрытый музейный комплекс под открытым небом. За забором на переднем плане мы видим деревянную крестьянскую избу, внутри которой на обзор посетителей выставлена различная утварь первой половины XX века. Чуть дальше – памятник исчезнувшим хуторам Калачеевского района.
В глубине музейного комплекса расположена старинная деревянная ветряная мельница XIX века, собранная в 2008 году из двух частей, привезённых в Калач из ближайших сёл. Основной сруб – из села Пирогово, а поворотная шапка и внутренний механизм – из соседней Семёновки. Интересно, что в Семёновке при этом остался догнивать развороченный сруб с горой досок и брёвен внутри, то есть здесь мельница для украшения города нужна, а там нет?
Невдалеке, на пересечении улиц 1 мая и Красноармейской, стоит красивый жилой дом XIX века с деревянной резьбой. На этом месте мы и закончим наш сегодняшний рассказ, чтобы уже в следующей части продолжить прогулку непосредственно по центру Калача, и начнём мы её с площади Ленина.
Читать следующую часть →
Читать предыдущую часть ←
В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом Вступление (начало путешествия)
Маршрут:
День 1 Ростов-на-Дону – Каменск-Шахтинский – Миллерово – Богучар – Петропавловка – Заброды
Регионы: Ростовская область, Воронежская область …
Города: Богучар …
Автодороги: М4 «Дон», б/н Богучар - Калач - Поворино …
Все части рассказа можно будет прочитать на моём канале «Дороги России».