Почему лучше прочитать, чем не читать эту книгу? В ней рассказывается о жизни человека в ограниченном пространстве, лишенном всякого выбора.
В повести описана жизнь в маленьком провинциальном городе, где все словно движется по замкнутому ленивому кругу. Большинство людей не отягощены развитием своих личностей, все, что они делают – проживают свои жизни в каждодневных мещанских занятиях.
Но и здесь, конечно же, как в тихом омуте кипят свои страсти. Кто то уже обжился и плетет свои интриги, кто то хочет вырваться отсюда в «большой и светлый мир».
В общем, приблизительно, все также как и в наши дни. Всего лишь достаточно заменить предложение: «Посыльный принес письмо», на предложение: «Он получил сообщение по вацапу» и полный порядок. Классика она потому - классика, что описывает вечные проблемы людей.
Но неужели, этот круг такой уж замкнутый? Ведь все наши проблемы - в нашей голове... Согласитесь, наверное, каждого из нас хоть раз да посещали такие мысли о собственной жизни?
Может быть, многое зависит от каждого из нас, главное не терять надежды и помнить одно спасительное качество человека – быть самим собой.
Подпоручик Ромашов, главный герой повести, отличается повышенной мечтательностью и слабохарактерностью — его планы самосовершенствования остаются лишь планами. Однако в нём развито чувство справедливости, что помогает ему в поиске ответов на простые вопросы, поставленные самой жизнью.
«И все ясней и ясней становилась для него мысль, что существуют только три гордых призвания человека: наука, искусство и свободный физический труд. С новой силой возобновились мечты о литературной работе . . . Его тянуло написать повесть или большой роман, канвой к которому послужили бы ужас и скука военной жизни.» То есть, Ромашов был для Александра Куприна родным, так и не ушедшем в отставку «армеутом».
Диалектика души подпоручика Ромашова порой просто поражает. Но отсутствие у него ясных целей в жизни, а также клубок страстей, связывающий прошлое и настоящее в единый узел. А именно, связь Ромашова с полковой дамой в прошлом и его проникновенная любовь к замужней женщине в настоящем, приводят главного героя к роковой дуэли.
«Повесть заканчивается одним рапортом, где сухо отражаются итоги произошедшей дуэли. На самом деле Куприн планировал уделить этому поединку, целую главу в своей повести. Где он думал по полной выложится в описании чувств одного из его участников. А судя по этой же повести, можно предположить, что глава могла растянуться на несколько страниц. Но писатель попросту не выдержал. Ежедневно выполняя определённую норму в написании повести — не маленькую норму, — писатель просовывал новые страницы рукописи под дверь, и дверь отворялась. Но когда он подошёл к последней главе, всё закончилось по-другому. Куприн написал только этот рапорт и выломал дверь — наконец-то, с повестью было покончено».
В заключение, вместо пересказа содержания книги, я хочу привести несколько цитат из неё. Всем тем, кто ещё не прочитал повесть Куприна, будет интересно хоть на капельку прикоснуться к нашей классике. В любом случае, читать или не читать, решать вам . . .
«Медленно идя по шоссе, с трудом волоча ноги в огромных калошах, Ромашов неотступно глядел на этот волшебный пожар. Как и всегда, с самого детства, ему чудилась за яркой вечерней зарей какая-то таинственная, светозарная жизнь. Точно там, далеко-далеко за облаками и за горизонтом, пылал под невидимым отсюда солнцем чудесный, ослепительно-прекрасный город, скрытый от глаз тучами, проникнутыми внутренним огнем. Там сверкали нестерпимым блеском мостовые из золотых плиток, возвышались причудливые купола и башни с пурпурными крышами, сверкали брильянты в окнах, трепетали в воздухе яркие разноцветные флаги. И чудилось, что в этом далеком и сказочном городе живут радостные, ликующие люди, вся жизнь которых похожа на сладкую музыку, у которых даже задумчивость, даже грусть — очаровательно нежны и прекрасны. Ходят они по сияющим площадям, по тенистым садам, между цветами и фонтанами, ходят, богоподобные, светлые, полные неописуемой радости, не знающие преград в счастии и желаниях, не омраченные ни скорбью, ни стыдом, ни заботой...»
«В полку между молодыми офицерами была распространена довольно наивная, мальчишеская, смехотворная игра: обучать денщиков разным диковинным, необыкновенным вещам…
Поручик Бобетинский учил денщика катехизису, и тот без запинки отвечал на самые удивительные, оторванные от всего вопросы: «Почему сие важно в-третьих?» — «Сие в-третьих не важно», или: «Какого мнения о сем святая церковь?» — «Святая церковь о сем умалчивает». У Ромашова же денщик декламировал с нелепыми трагическими жестами монолог Пимена из Бориса Годунова».
«Ромашов осторожно взял пальцами нитку, шедшую от клубка к ее руке, и спросил:
— Как называется это вязанье?
— Гипюр. Вы в десятый раз спрашиваете . . .
Ромашов опять завладел ниткой и потихоньку, еле заметно для самого себя, потягивал ее из рук молодой женщины. Ему доставляло тонкое и нежное наслаждение чувствовать, как руки Шурочки бессознательно сопротивлялись его осторожным усилиям. Казалось, что какой-то таинственный, связывающий и волнующий ток струился по этой нитке».
«Ромочка, зачем вы такой... слабый! Я не хочу скрывать, меня влечет к вам, вы мне милы всем: своей неловкостью, своей чистотой, своей нежностью. Я не скажу вам, что я вас люблю, но я о вас всегда думаю, я вижу вас во сне, я... чувствую вас... Меня волнует ваша близость и ваши прикосновения. Но зачем вы такой жалкий! Ведь жалость — сестра презрения. Подумайте, я не могу уважать вас. О, если бы вы были сильный! — Она сняла с головы Ромашова фуражку и стала потихоньку гладить и перебирать его мягкие волосы. — Если бы вы могли завоевать себе большое имя, большое положение!..
— Я сделаю, я сделаю это! — тихо воскликнул Ромашов. — Будьте только моей. Идите ко мне. Я всю жизнь...
Она перебила его с ласковой и грустной улыбкой, которую он услышал в ее тоне:
— Верю, что вы хотите, голубчик, верю, но вы ничего не сделаете. Я знаю, что нет. О, если бы я хоть чуть-чуть надеялась на вас, я бросила бы все и пошла за вами».
«В самом конце мая в роте капитана Осадчего повесился молодой солдат, и, по странному расположению судьбы, повесился в то же самое число, в которое в прошлом году произошел в этой роте такой же случай...
Изредка, время от времени, в полку наступали дни какого-то общего, повального, безобразного кутежа...
Так случилось и после этого самоубийства. Первым начал Осадчий. Как раз подошло несколько дней праздников подряд, и он в течение их вел в собрании отчаянную игру и страшно много пил. Странно: огромная воля этого большого, сильного и хищного, как зверь, человека увлекла за собой весь полк в какую-то вертящуюся к низу воронку…»
«Ах, как жизнь прекрасна! Сколько радости дает нам одно только зрение! А есть еще музыка, запах цветов, сладкая женская любовь! И есть безмернейшее наслаждение — золотое солнце жизни, человеческая мысль!»
«Постойте, не торопитесь. Поглядите-ка вы на наших офицеров. О, я не говорю про гвардейцев, которые танцуют на балах, говорят по-французски и живут на содержании у своих родителей и законных жен. Нет, подумайте вы о нас, несчастных армеутах, об армейской пехоте, об этом главном ядре славного и храброго русского войска. Ведь все это заваль, рвань, отбросы. В лучшем случае — сыновья искалеченных капитанов . . .»
Аудиокнига в исполнении Александра Москалина – это очень глубокая, эмоциональная запись, в совершенстве передающая замысел автора. Не добавить, не убавить, прочитано просто идеально. Очень рекомендую.
#александр куприн