Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова – тот чиновник, который отвечает за борьбу с пандемией коронавируса в столице. Софико Шеварнадзе поговорила с ней о том, когда закончится пандемия, вернутся ли ученики в школы и почему вторая волна пандемии кажется легче первой.
«Мы смогли обеспечить медицинской помощью более полумиллиона москвичей»
Москва стала первым городом России, в котором ввели беспрецедентные ограничительные меры, связанные с пандемией коронавируса. Запрет на прогулки для людей пожилого возраста, обязательное ношение маски и перчаток, введение системы социального мониторинга – все это вызвало весной волну недовольства у горожан. Насколько эти меры были оправданы? Не было ли среди них чрезмерных? Ракова уверена: первая волна пандемии требовала жестких и непопулярных решений. Как она признается, самым сложным оказался конец апреля: «Я боялась, что не хватит коек, не хватит ИВЛ. И, самое страшное, что врачам придется делать выбор: кому давать койку, а кому не давать кислород. К счастью, этой ситуации удалось избежать».
Чему администрация научилась за время первой волны пандемии, какой была главная задача и что Анастасия Ракова сделала бы по-другому, если бы была такая возможность? Обсудили проблемы и успехи московской системы здравоохранения.
«Мы будем приобретать все вакцины, которые будут официально зарегистрированы в России»
Программа вакцинации в столице уже началась: в основном москвичи получают вакцину «Спутник V» Института Гамалеи или «Вектор», разработанную в одноименном НИИ. Но Анастасия Ракова не исключает и появления других вакцин – планируется закупить максимум препаратов, чтобы обеспечить за максимально короткий период времени вакцинацию максимального количества людей, живущих в Москве. Именно это должно приостановить рост и добиться победы над пандемией.
А по поводу распространившихся слухов о том, что прививка от коронавируса несовместима с алкоголем, у чиновницы есть мнение, проверенное личным опытом: на самом деле требуется воздерживаться от злоупотребления алкоголем всего в течение трех дней после вакцинации, а не в течение 45 дней, как пишут в некоторых СМИ. В ближайшее время планируется сконцентрироваться на работе с общественным мнением и пропаганде, которая поможет увеличить рост желающих вакцинироваться.
Сейчас же главным доводом в пользу прививки является число погибших от коронавируса. «Каждый вечер я просматриваю списки умерших в этот день. И там всегда есть человек, младше 50 лет. И очень часто – младше 30», – горько говорит Ракова.
О том, как проходит вторая пандемии и почему, несмотря на возросшее число заболевших, Ракова оценивает ситуацию лучше, чем весной? Посмотрите интервью, чтобы узнать, как замедлился рост пандемии.
«Как только ситуация в Москве стабилизируется и как минимум не будет ухудшаться, мы точно отменим все дистанционно образование»
Одна из самых болезненных тем для москвичей – дистанционное обучение школьников. Ракова опровергает слухи, что онлайн-образование останется с нами и после того как пандемия закончится. Едва только ситуация станет стабильной, школьники вернутся в школы. Как удалось наладить систему МЭШ (Московская Электронная Школа), как именно будут возвращаться к офлайн-обучению и при каких показателях заболеваемости начнется это возвращение? Обсудили животрепещущие для каждого родителя вопросы.
«Мы были вынуждены поместить в обсерватор 500 человек»
Коронавирус ударил не только по здоровью москвичей, но и по экономике столицы. Однако большим достижением оказалось то, что ни одна сфера экономики не была закрыта полностью. «Меры, которые мы применяем, должны давать максимальный эффект и причинять минимальный вред», – говорит Ракова, отвечая на вопрос об оправданности закрытия музеев.
«В этой гонке, как сейчас уже понятно, победил тот, кто закрылся вовремя. Не просто надо объявлять локдаун. Его очень важно объявить вовремя», – объясняет чиновница, как закрытие города помогло избежать взрывного роста заболеваемости.
Еще одной важной мерой, благодаря которой число заболевших и умерших оказалось не таким большим, как могло бы – введение системы социального мониторинга. Поскольку задача государства – не только вылечить человека, но и обеспечить прерывание цепочки распространения вируса. Приложение дисциплинировало людей и помогло удержать дома тех, кто мог стать источником заражения. Несмотря на всю строгость мониторинга, 90 тысяч все-таки пытались покинуть свои квартиры. И большую часть из них удалось вовремя задержать.
В конце интервью Анастасия Ракова ответила на главный вопрос, который терзает каждого жителя Москвы: когда это все закончится.
«Думаю, что если будет активно продвигаться вакцинация, то через несколько месяцев к середине-концу весны мы можем надеяться на определенную победу».
Посмотрите интервью полностью, чтобы узнать, как готовился город к пандемии и как сейчас обстоит ситуация с заболевшими и выздоравливающими.