27 декабря 2020 года умер Джордж Блейк, «разведчик, который нанес самый большой урон Великобритании», как пишут о нем западные СМИ. Для Москвы он был «легендарным разведчиком», а для Лондона «предателем, который сдал СССР сотни британских разведчиков».
Сегодня газетные заголовки по всему миру пестрят противоречивыми эпитетами: его называют «Агентом 007 времен Холодной войны» (La Stampa, Италия), «принцем мировой разведки» (Il Giornale, Италия) «предателем» (The Guardian, Великобритания), «последним представителем поколения британских перебежчиков» (Voa News, США) и даже «крысой» (Le Monde, Франция)…
The Independent пишет, что Блейк был «одной из крупнейших катастроф для британской разведки», наравне с «Кембриджской пятеркой». Всё началось с первого собеседования, продлившееся всего лишь 2 часа, за которые Блейк своим блестящим знанием иностранных языков и космополитическими взглядами сумел «убедить» сотрудников СИС, не заподозривших в нем марксиста… А закончилось его невероятным бегством из одной из наиболее охраняемых тюрем строгого режима в Великобритании «Уомрвуд-Скрабс».
Но, по мнению Блейка, предателем он никогда не был. В интервью в честь его 90-летия он сказал: «Для того чтобы предать что-либо, нужно в это верить. А я никогда не верил». В 50-е он «сбивал работу часов на Биг Бене», но никогда за эти годы, даже на секунду, не чувствовал себя на службе у Её Величества. Несмотря на британское гражданство и имя, данное родителями в честь британского короля Георга V, он всегда называл себя голландцем. И чего он никогда не предал, так это своих марксистских взглядов.
Обозреватель издания Reuters Марк Тревелян опубликовал интервью, взятое у Джорджа Блейка в 1991, которое как нельзя лучше отражает личность и взгляды знаменитого разведчика.
Вот что пишет о нем Тревелян: «Когда я встретился с Джорджем Блейком в Москве в сентябре 1991 года, через две недели после неудачного кремлевского переворота, Советский Союз находился в процессе распада, а Коммунистическая партия была запрещена за ее роль в путче.
Должно быть, это было тревожное время для человека, чьи коммунистические убеждения несколько десятилетий ранее заставили его предать свою страну и бросить семью. Тем не менее, в тот вечер Блейк был в хорошем настроении за ужином в своей квартире, размышляя о карьере двойного агента, о своей жизни в изгнании и о неопределенном будущем своей приемной страны.
«Государственный переворот вызвал шок, который, возможно, позволит внести давно назревшие изменения», – сказал Блейк.
«Но теперь зуб вырван», – добавил он, представляя себе будущее, когда 15 советских республик могли бы развиваться по линии Европейского Сообщества. Этому не суждено было сбыться: Блейк и его гости не подозревали в тот вечер, что Советский Союз прекратит свое существование через несколько месяцев.
Поначалу, вспоминал он, он искренне верил в коммунизм: на него произвело глубокое впечатление, что «любой человек может просто зайти в обычный «Гастроном» или продуктовый магазин и купить бокал шампанского».
«Я думал: вот, мы на пороге коммунизма», – сказал он в своем интервью газете TheTimes. «Вот каким наивным я был. Постепенно я понял, что это не так… Я думал, что советский человек – это новый человек, но он таковым не был».
Несмотря на разочарование в системе, Блейк сохранил преданность КГБ. «КГБ был инструментом партии, который был нужен, чтобы заставить людей следовать линии партии и наказывать, если люди ей не следовали…», – сказал он.
«Это был один из немногих не коррумпированных советских институтов. КГБ был для Коммунистической партии тем же, чем орден иезуитов для католической церкви».
Он предсказал, что организация не только не распадется, как некоторые настаивали в то время, но и выживет под новым названием.
Заглядывая в будущее, Блейк все же мог представить себе день, когда коммунистическая мечта, в которую он верил, может быть возрождена.
«Это был идеал, который, стоил бы того, если бы его можно было достичь», – сказал он. «Я думал, что это возможно, и я сделал все, что мог, чтобы помочь этому, чтобы построить такое общество. Это оказалось невозможным. Но я думаю, что это благородная идея и что человечество вернется к ней», – так он объяснил свою работу двойным агентом Тревеляну. «Нет ошибки в том, чтобы посвятить свою жизнь благородному идеалу. Ну, и эксперименту с благородными целями. Хоть он и не удался».
Антонина Марченко, собкор. в Европе
Теги: шпионаж, КГБ, распад СССР, убеждения, идеалы, коммунистическая мечта
Читайте больше на нашем сайте