Найти в Дзене
РБК Инвестиции

Прирост на 700% и «безумные мультипликаторы». Чего ждать от акций Tesla

Оглавление

За последний год акции Tesla взлетели в восемь раз. Компания сумела выбраться из убытков и попасть в индекс S&P 500. Остался ли у бумаг Tesla потенциал к росту?

Фото: Mike Mareen / Shutterstock
Фото: Mike Mareen / Shutterstock

О Tesla


Стоимость бумаг 20 декабря 2019 года: $81 за акцию

Стоимость 21 декабря 2020 года: $657 за акцию

Динамика: +711%

Причина роста: компания стала прибыльной, ее включили в индекс S&P 500, инвесторы верят Маску

Перспективы: работа над удешевлением электрокаров

Риски: высокая конкуренция

-2

Tesla была основана в 2003 году и названа по имени известного электротехника и физика Николы Теслы. Но вопреки распространенному мнению ее основателем был не Илон Маск.

В то время электромобили уже существовали в США, но стоили они очень дорого. Идея производить более доступные электрические машины принадлежала двум инженерам — Мартину Эберхарду и Марку Тарпеннингу. До 2008 года первый был генеральным, а второй — финансовым директором компании.

Илон Маск  пришел в компанию в 2004 году,
инвестировав в нее $6,5 млн. Он стал председателем совета директоров, а затем — после ухода основателей — и генеральным директором Tesla.

Сейчас Tesla работает в двух направлениях. Основное — производство электрокаров — приносит компании львиную долю выручки. Модельный ряд Tesla представлен Model S, Х (сегмент премиум) и Model 3, Y (масс-маркет). Кроме того, компания занимается генерацией и хранением электроэнергии. Tesla продает солнечные батареи, солнечные панели и даже генерирующие энергию солнечные крыши, сделанные из стеклянной черепицы.

Долгие годы компания работала в убыток, что негативно отражалось на котировках акций. За это время производитель стал одной из любимых компаний игроков на понижение —
шортистов. Однако за последние пять кварталов компания не ушла в убыток ни одного раза, что стало одной из причин ее включения в индекс S&P 500.

Tesla как компания роста не платит дивиденды, вкладывая все привлеченные средства в развитие. В последний год на компанию обратили внимание инвесторы, и котировки Tesla взлетели на 711%. Ростом такого порядка могут похвастать разве что компании, получившие наибольшую выгоду от пандемии — такие как Zoom.

Фото: Hadrian / Shutterstock
Фото: Hadrian / Shutterstock

S&P 500 — еще один рубеж пройден


Tesla не сразу удалось войти в индекс S&P 500. Эксперты
ожидали, что комитет S&P Dow Jones Indices примет решение о включении компании в индекс еще при сентябрьском пересмотре. Но этого не случилось, хотя на тот момент Tesla подходила для этого по всем критериям: она показывала прибыль на протяжении четырех кварталов подряд, а ее капитализация намного превышала необходимый минимум в $8,2 млрд.

Индексный комитет не раскрыл причины сентябрьского решения. Однако эксперты предположили, что это могли бы стать завышенная оценка компании, сильная волатильность котировок, а также неуверенность в стабильности финансовых показателей компании в будущем. Впрочем, Tesla вошла в индекс со второй попытки, о чем стало известно 16 ноября.

21 декабря 2020 года перед началом торгов акции Tesla вошли в индекс S&P 500, заменив там инвестиционный фонд недвижимости Apartment Investment & Management. Доля Tesla в индексе составила более 1%. Кроме того, в конце месяца комитет S&P Dow Jones Indices добавит производителя электрокаров в S&P 100. При этом из индекса будет исключена нефтяная компания Occidental Petroleum.

На новостях о включении Tesla в индекс ралли в акциях компании ускорилось. С 17 ноября по 18 декабря ее котировки взлетели на 70%, до рекордного уровня $695 за акцию. Сильный всплеск котировок Tesla наблюдался 18 декабря — в последние минуты торгов. Участники торгов отмечали, что причиной роста стали покупки инвестиционных фондов, которые готовились к включению Tesla в индекс.

Добавление новых компаний вынуждает фонды, которые в своих вложениях следуют за индексом S&P 500, ребалансировать свои портфели — покупать акции новых компаний и продавать бумаги исключенных компаний. Это нужно, чтобы портфели отражали обновленный состав индекса.

Некоторые эксперты негативно отнеслись к решению комитета S&P Dow Jones Indices включить Tesla в индекс. «S&P делает большую ошибку и увеличивает риски падения индекса, включая в него Tesla. Думаю, это может стать сигналом для многих крупных инвесторов избавляться от акций и зафиксировать прибыль  », — указывал исполнительный директор инвестиционной исследовательской фирмы New Constructs Дэвид Трейнер.

Мультипликатор P/E — 1118,22х — указывает на чрезвычайно завышенную оценку акций. А это значит, что котировки компании могут обрушиться в любой момент, потянув за собой весь индекс.

Фото: Jag_cz/ Shutterstock
Фото: Jag_cz/ Shutterstock

Рекордные результаты

Tesla сумела удивить инвесторов последней квартальной отчетностью. На конференц-коле Илон Маск назвал период с июля по сентябрь «лучшим кварталом в истории» компании.

Производитель получил пятую квартальную прибыль подряд. Она оказалась рекордной — $331 млн, что на 131% больше в сравнении с прошлым годом. Выручка компании выросла на 39%. К тому же Tesla к концу квартала накопила денежную подушку в $14,5 млрд, которая полностью покрывает долги компании ($13,7). То есть Tesla сейчас может похвастаться отрицательным чистым долгом минус $846 млн.

Несмотря на пандемию, производитель сумел в третьем квартале значительно нарастить продажи — до 139,59 тыс. против 97,2 тыс. годом ранее.

-5

В производстве электрокаров Tesla стремится стать полностью вертикально интегрированной компанией. То есть обеспечивать себя всем — от литиевой руды, необходимой для производства батарей, до запчастей и заводов, на которых производятся сами машины. У компании уже есть заводы в Калифорнии и Шанхае. Сейчас Илон Маск  строит еще два — в Техасе и Германии. Компания также сама проектирует и продает готовые машины.

Компания понемногу идет к своей главной цели — выпуск доступных электрокаров. В сентябре Tesla подписала договор с австралийским производителем лития Piedmont Lithium о поставке литиевой руды. А на традиционной презентации — Battery Day — сообщила, что запустила опытный участок по производству своих аккумуляторов. По словам Илона Маска, компания стремится снизить стоимость электрокаров за счет удешевления батарей — самой дорогой части машин.

Фото: Alex Gakos / Shutterstock
Фото: Alex Gakos / Shutterstock

Личность Илона Маска

Весьма харизматичная фигура генерального директора Tesla Илона Маска вызывает большой интерес. Среди инвесторов ходят шутки о домохозяйках, которые покупают акции Tesla только по этой причине. Маск умеет привлекать внимание к компании — очень часто эпатажными выходками.

К примеру, 7 августа 2018 года Маск сообщил в твиттере, что собирается вывести компанию с биржи. «Подумываю о выводе Tesla с биржи при цене акций в $420. Финансирование обеспечено», — написал он. Приведенная Маском цена на тот момент превышала стоимость бумаг компании примерно на 20%, так что акции Tesla на этом фоне выросли сразу на 11%.

Впрочем, у поведения Маска есть и обратная сторона — оно часто привлекает внимание Комиссии по ценным бумагам  и биржам США (SEC) и других регуляторов, что негативно отражается на котировках. Есть у экспертов опасения и насчет потенциального ухода Маска из компании в другие проекты, такие как SpaceX, или его снижение вовлеченности в дела Tesla, отмечает аналитик General Invest Димитрий Резепов.

Умение привлекать финансирование

Тот факт, что Tesla постоянно в центре медийного внимания, помогает Маску привлекать финансирование. В апреле компания дополнительно разместила акции на $2 млрд, а в сентябре — еще на $5 млрд.

Кроме того, 31 августа Маск провел сплит акций в пропорции 5:1. Это значит, что вместо одной акции у инвесторов оказалось пять. Акция стала стоить в пять раз дешевле, что привлекло инвесторов, которые до этого не могли инвестировать в компанию из-за дороговизны ее акций. Котировки в этот день подскочили на 13%.

Сильная конкуренция

Сейчас Tesla лидирует в производстве электромобилей, однако многие крупные автопроизводители уже начинают наступать на пятки Tesla — особенно в важном для компании Азиатском регионе, обратил внимание Димитрий Резепов.

Только в 2021 году на рынок выйдет более 50 новых электромобилей от GM, Volkswagen, Rivian и других компаний. В следующем году ожидается премьера Mercedes-Benz EQS. Осенью 2021 года выйдет электрический Hummer от General Motors — GMC Hummer EV. Кроме того, уже к концу следующего года автопроизводитель выпустит коммерческий автофургон BV1, стремясь опередить Tesla на этом перспективном рынке. А компания Volkswagen сейчас готовит электрический седан, который, как ожидается, поступит в продажу в 2023 году. Предполагается, что седан от Volkswagen станет прямым конкурентом Tesla Model S.

«Нарастающая конкуренция неизбежно создаст давление на маржинальность основного бизнеса компании, а также повлияет на занимаемую долю рынка», — предупредил Резепов. В таких условиях Tesla будет все сложнее расти быстрыми темпами.

-7

Слишком высокая оценка компании


На текущий момент мультипликаторы  указывают, что Tesla серьезно переоценена. Соотношение P/E  равняется 1118,22х. Это очень высокое значение, учитывая, что в среднем по сектору оно составляет примерно 27х. Оно объясняется ростом акций компании почти в девять раз за последний год. Значение EV/ EBITDA  составляет 133,2х.

«Рост цен на акции объясняется ажиотажем розничных инвесторов вокруг компании. Но часть инвесторов хочет не только спекуляции вокруг цены, но и видеть устойчивый доход. Это будет не так просто», — сказал в связи с этим управляющий партнер EXANTE Алексей Кириенко.

Основной бизнес Tesla по-прежнему убыточен, а прибыль приносит продажа экоквот [ZEV-кредитов] другим компаниям. Это не слишком устойчивая бизнес-модель на ближайшие годы, потому что все больше компаний приходит к экологической нейтральности, объяснил эксперт.

Tesla зарабатывает миллиарды на ZEV-кредитах. Что это такое?

Классический пузырь

«Вся эта история очень напоминает классический пузырь», — считает инвестиционный стратег «Алор Брокера» Павел Веревкин. Эксперт напомнил про «безумные мультипликаторы» Tesla и сравнил эту ситуацию с пузырем доткомов  1999 года.

К примеру, к концу марта 2000 года мультипликатор P/E телекоммуникационного гиганта Cisco составлял невероятное значение в 2050х. В то время акции этой компании стоили $82 за бумагу. Крах доткомов сбросил котировки Cisco вниз на 90%, до $8,6 за акцию. Они до сих пор не восстановились до прежних значений и на данный момент торгуются на уровне $45,44, а P/E составляет 89,1х.

Обвал акций Tesla неминуем?


Алексей Кириенко полагает, что на фоне «бычьих» настроений акции Tesla еще могут подрасти. «Но если давление « медведей  » усилится, акции компаний, сильнее всего выросших в 2020 году, могут оказаться под самым сильным давлением, поскольку многие поспешат зафиксировать уже имеющуюся прибыль, — предупредил он. — В этом случае вполне вероятно возвращение акций Tesla в область предыдущей консолидации — $400–450 за акцию, что на 32–40% ниже текущих котировок».

Сам Илон Маск  в начале декабря предупредил о возможном обвале акций компании. В письме, разосланном сотрудникам компании, он написал: «Если посмотреть на нашу фактическую прибыльность, то она очень низкая — около 1% за прошедший год. Инвесторы надеются на нашу будущую прибыль, и если они решат, что мы не сможем ее получить, наши акции сразу же рухнут —
как суфле от удара кувалдой».

-8

Годятся ли бумаги Tesla долгосрочным инвесторам?

«Я не рекомендую покупать акции компании по текущей цене ни на какой горизонт. Гораздо более надежными вложениями для инвесторов являются вложения в группы по секторальному или географическому признаку», — отметил Кириенко.

По мнению Павла Веревкина из «Алор Брокера», покупать акции Tesla на долгий срок — не слишком хорошая идея. Против этого говорят «безумные мультипликаторы  » и нездоровый энтузиазм на рынках.

«Сейчас мировые финансовые рынки полностью лишены здравого смысла, рост идет за счет избыточной ликвидности, которую просто некуда девать. Пузырь Tesla как раз питается этой ликвидностью  , а также спекулятивным энтузиазмом инвесторов, которые буквально придумывают себе причины, чтобы оправдать свои покупки», — сказал по этому поводу эксперт.

«Бумаги компании зачастую входят в топы спекулятивных идей на шорт  . «Медведи» с завидным упорством продолжают лезть в бумагу в надежде на коррекцию  , однако общий сантимент пока не на их стороне. И это дает топливо для роста акций. Как правило, рост заканчивается в тот момент, когда на рынке заканчиваются продавцы, и чем больше людей верят в светлое будущие компании, тем ближе мы к обвалу», — заключил он.

Герой «Игры на понижение» поставил против Tesla. Акции ушли в минус

Другого мнения придерживается аналитик General Invest Димитрий Резепов. «Перспективная сфера деятельности и доказанная возможность привлекать инвестиции делают акции интересными и для долгосрочных инвесторов, — говорит он. — Я бы рассматривал вложения в компанию с определенным временным интервалом, например раз в полгода, анализируя изменения макроситуации и отслеживая реализацию планов компании».

По мнению Резепова, акции могут подойти для диверсификации долгосрочного портфеля, если позволяют персональная толерантность к риску и инвестиционные цели инвестора. Тем не менее аналитик предупредил, что по бумагам Tesla существует высокий риск коррекции при изменении настроений инвесторов.

Подходят ли акции для краткосрочных инвесторов?

Tesla довольно интересный инструмент с точки зрения технического анализа, считает Веревкин. «В сочетании с высокой волатильностью  и грамотным риск-менеджментом акции Tesla по праву могут считаться отличным инструментом для спекулянтов», — говорит он.

Все материалы нашего проекта доступны в Яндекс.Дзене. Подпишитесь, чтобы быть в курсе