На постсоветском пространстве была масса интересных групп. Однако при ближайшем рассмотрении можно выяснить, что ряд из них копировал западные образцы. Это касается и Кино, и Арии, и Алисы. По-настоящему самобытных групп было не так-то уж и много. Однако они всё же были и группа Ноль, как раз входит в их число на мой взгляд.
Я услышал творчество Фёдора довольно поздно. В 90-х он прошёл мимо меня, в ту пору я больше увлекался сначала Свердловской волной, а потом Сибирской. Как-то на фоне Егора Летова Чистяков не вписывался, да и вообще никто не вписывался, но мир музыки безграничен и вдоволь наслушавшись суровых сибирских парней, я в итоге обратил внимание и на группы Ленинградского рок клуба. И вот одной из них и стала команда Фёдора Чистякова.
Очень хорошо помню, как друг мне подарил сборник Легенды русского рока на кассете и я с удивлением выявил, что Ноль играли какую-то очень узнаваемую и вместе с тем не похожую ни на кого музыку. Это был, кажется 2002 год или 2001, в общем-то, не важно. Важно, что вот тогда я и открыл для себя группу Ноль, которой к тому времени уже не существовало.
Вообще расцвет нашего рока я не застал в силу возраста. И мой любимый Комитет охраны тепла в начале нулевых годов представлял собой жалкое зрелище, и Мамонов давно уже был не тот. Да и Летов, в общем-то, тоже. Но так ли важно то, что делали они в двухтысячных годах? Важно, что нам от 80-х и 90-х остался ряд прекрасных альбомов.
До сих пор хорошо помню, как меня поразила песня Школа жизни. С каким удовольствием я слушал Танго и Человека и кошку. Кстати в 90-х-то я видел клип на Человека и кошку в замечательной передаче Программа А, но почему-то не проникся. Видимо всему своё время. И вот время Чистякова для меня настало лишь в 21 веке.
Позже я естественно прослушал все альбомы, сделанные под вывеской Ноля. Начиная от наивной Музыки напильников и заканчивая грустным концертным сборником Что так сердце растревожено. Любимым же альбомом для меня стал Песня о безответной любви к родине. Насколько я понимаю любимый он не только у меня, а вообще у всех поклонников творчества Чистякова.
Перебирать песни, которые на протяжении почти двух десятилетий меня радуют можно долго. Там будет обязательно и Улица Ленина, и Имя, и Ехали по улице трамваи. В плане мелодий Федор, конечно же, гений. Он умудрялся сочинять когда-то блестящие композиции. Которые запоминались и заставляли их напевать. Они словно трогали какие-то струны в моей душе и уже навсегда оставались со мной. Было бы здорово сказать, что он не растерял этот навык до сих пор.
Но, увы, зная его биографию станет понятно, что в какой-то момент в нём что-то сломалось. 90-е для него прошли не бесследно. Была и тюрьма и сумасшедший дом, и почти полное забвение как музыканта. В ту пору, когда ряд групп шагнули на стадионы, Фёдор вообще почти не выступал. Хотя альбомы всё же записывал.
Я пробовал слушать его сольное творчество, но вот не хватает там чего-то. Словно где-то по дороге к зрелости Фёдор что-то потерял как музыкант и композитор. И вроде бы всё записано чисто, и сыграно блестяще, но ушёл драйв. Ушла вот эта цепкость песен, которая вызывала у меня интерес. Меж тем я рад, что вообще Фёдор до сих пор работает как музыкант. Кстати если вы не знали, то работает он уже несколько лет в США. И оттуда клепает злободневные песни типа Вата. Я естественно всё это слушал, но кроме скуки новый материал у меня ничего не вызвал.
Многие мои соотечественники негативно реагируют на высказывания Чистякова о России, недолюбливают его за новые песни. Мне же в этой истории жалко другого. За всей это ширмой эмиграции и нелюбви к своей стране Фёдор растерял талант. И это, конечно же, печально. Ведь групп, которые были не похожи на западные образцы, в России было всегда не так уж и много. А теперь так и вовсе становится всё меньше. Глобализация сделала своё дело. Сегодня все играют похоже друг на друга. И появление уникального коллектива на просторах России, по-моему, невозможно.
Однако как бы там не было я благодарен Фёдору за всё то, что он успел сделать в 80-е и 90-е. Без его песен моя юность была бы другой. Сегодня же у этого противоречивого музыканта день рождения. 53 года, между прочим, исполняется. Так что с днём рождения дядя Фёдор!
А у меня на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.