Найти тему
gaMEok

Всё о Sony PlayStation 5. Характеристики, размеры, игры, геймпад, обратная совместимость, сравнение с Xbox

Оглавление

PlayStation 5

Как и в Microsoft, в Sony решили запустить сразу две консоли. Но если Xbox Series X и S кардинально разнятся по мощности, то PS5 отличаются только наличием дисковода Blu-Ray 4K, который читает диски до 100 ГБ. За возможность обмениваться играми попросят 499$ или 46 999 рублей, а за Digital Edition — 399$ или 37 999 рублей.

Больше отличий не будет — мощность и оформление одинаковые. Разве что версия без дисковода уже на 1,2 см.Внешний вид

Внешне PS5 кардинально отличается от Xbox Series X. Если последний — это утилитарный «кубик», то PS5 будто сошла с экранов фантастических фильмов 2000-х годов. Впрочем, о дизайне новинки к этому моменту не высказался только ленивый, поэтому будем оперировать фактами.

Первое: PS5 огромна. Она на треть больше Series X, а в высоту — почти 40 см — дотягивается до обычных компьютерных корпусов mATX. Второе: в плане материалов Sony, похоже, наступит на те же грабли, что и с первой версией PS4. Лицевая часть прикрыта гладким глянцевым пластиком, и многие наверняка вспомнят, как хорошо он собирал пыль и покрывался мелкими царапинами на PS4. Впрочем, с боковыми панелями всё нормально — они матовые и съёмные. А значит, в продаже появится огромное количество кастомных вариантов.По обвязке консоль напоминает конкурента. На лицевой панели стоят дисковод и два USB-порта, один из которых Type-C. Сзади — ещё два USB 3.0, HDMI 2.1, вход для двойной вилки кабеля питания и LAN. Отметим также, что PS5 получит WiFi 6, а не WiFi 5, как Series X. Потенциально это положительно скажется как на скорости закачки по воздуху, так и на пинге в сетевых играх.

Охлаждение

В отличие от Microsoft, которая явно проектировала охлаждение под скромные габариты консоли, в Sony к вопросу подошли практичнее.

Вся начинка распаяна на единой плате. APU, чипы памяти и цепи питания накрыты огромным трёхсекционным радиатором на четырёх толстых теплопроводных трубках. Воздух через него гонит большая — предположительно, 120 мм — вертушка, которая засасывает воздух сбоку, прогоняет его через рёбра системы охлаждения и выкидывает сзади консоли.По обвязке консоль напоминает конкурента. На лицевой панели стоят дисковод и два USB-порта, один из которых Type-C. Сзади — ещё два USB 3.0, HDMI 2.1, вход для двойной вилки кабеля питания и LAN. Отметим также, что PS5 получит WiFi 6, а не WiFi 5, как Series X. Потенциально это положительно скажется как на скорости закачки по воздуху, так и на пинге в сетевых играх.

Единственный заметный минус системы охлаждения — отверстия для забора воздуха. Sony не стала резать декоративную боковую крышку, и свежий воздух подсасывается через узкие щели между панелями и чёрной глянцевой серединой. Судя по опыту подобных компьютерных корпусов, решение явно принимали в угоду дизайну.

А вот за наличие пылеулавливателей Sony стоит похвалить. Судя по всему, по ходу движения воздуха прорезаны каналы, в которых оседают крупные частички грязи. Чтобы их вытащить, достаточно прислонить пылесос к технологическим отверстиям в центральной пластиковой стойке. Для этого, конечно, придётся снять декоративные панели, но это уже мелочи.Ещё один интересный момент: в качестве термоинтерфейса Sony использовала жидкий металл, а не термопасту. Многие «специалисты» сейчас доказывают, что инженеры пошли на это в последний момент, чтобы подразогнать систему и дотянуться до Series X. Но так могут говорить только те, кто никогда не сталкивался с жидким металлом в массовом производстве.

Несмотря на огромную теплопроводность, этот термоинтерфейс крайне капризен. Во-первых, это проводник, а значит, при попадании на элементы платы он может привести к короткому замыканию. Во-вторых, его очень сложно (в условиях производства, а не единичного процессора) равномерно нанести на поверхность. В-третьих, он впитывается в медное основание кулера, разъедает его и теряет свои теплопроводные свойства.А это значит, что переход на жидкий металл в Sony планировали сильно заранее, а не как быстрый ответ конкуренту. Для того, чтобы металл не въедался в медь, компании явно пришлось переходить на никелированное (возможно, серебряное) основание радиатора. Чтобы избежать замыканий — придумывать систему защиты находящихся рядом с процессором компонентов. Microsoft использует два варианта: один или два потока на ядро. В первом камень работает на 3,8 ГГц, во втором — на 3,6. Sony, судя по всему, всегда держит процессор в многопоточном режиме, а максимальную частоту ограничивает на 3,5 ГГц. Минус 100 МГц скажутся на производительности очень условно, но в Series X частоты постоянные, а в Sony используют динамическую подстройку.

С учётом трудностей охлаждения в небольшом корпусе подход Sony технически более логичный, но он же может приводить к падениям производительности.

Видеокарта

Графическое ядро у Sony тоже от AMD и, аналогично Microsoft, построено на архитектуре RDNA 2. Скорее всего, по строению оно повторяет текущие платы серии Radeon 5000, но получит блоки рейтрейсинга, отвечающие за честную обработку света и отражений.

Другое дело, что видеокарта слабее, чем у Series X. По FP32 она отстаёт не сильно: 10,28 ТФлопс против 12. Но по составу для неё заявлено всего 36 CU против 52 у Xbox (2304 ядра вместо 3328). Если перекладывать на компьютерный рынок, это уровень не RTX 2080, а скорее Radeon RX 5700 или RTX 2060 Super, которые по нашим тестам стабильно тянули Full HD на 60-80 fps и QHD в районе 30-45 fps.

Отставание должна сократить высокая частота графического процессора: 2230 МГц против 1825 у Series X. Но, как и с CPU, речь идёт о динамической скорости с очень хитрой привязкой.Ну а чтобы равномерно наносить термоинтерфейс, им пришлось, как минимум, изобретать промышленный способ для этого дела. Чисто для примера: с переводом всех своих ноутбуков на жидкий металл ASUS возилась больше двух лет.

Процессор

Начинку для PlayStation 5, как и для Xbox, и для консолей прошлого поколения, делала AMD. Поэтому база у PS5 похожа на конкурентов.

В основе лежит APU — единый блок, в котором совмещены центральный процессор и видеокарта. По части CPU PS5 одинакова с Xbox: это два чипа Zen 2 по четыре ядра в каждом, что в сумме даёт восемь ядер с поддержкой 16 потоков. Отличается лишь подход к частотам и режимам работы.Обычно частоту привязывают к температуре компонентов, но Sony оперирует энергопотреблением, как в ноутбуках на AMD. Если надо отрисовать особо сложную сцену, то энергию перенаправляют на видеокарту в ущерб частотам процессора. Когда необходимо потрудиться над физикой, тогда усиливают процессор, выводя его на максимум и жертвуя графикой.

Тревожит то, что управляет распределениями не хитрый алгоритм, а сами игры. А значит, выстраивать правильный баланс для PS5 придётся их разработчикам. Захотят ли они этим заниматься ­— вопрос открытый, и звучит он тревожнее, чем асинхронная скорость памяти у Xbox.

Напомним, что в Series X ставят 16 ГБ GDDR6: 10 ГБ обслуживают GPU и работают на скорости 560 ГБ/с, ещё 6 ГБ обеспечивают процессор на скорости 336 ГБ/с. У PS5 также 16 ГБ GDDR6, но заработают они на скорости 448 ГБ/с, что немного смущает с учётом того, что консоли опять шагают в эру 4K.Но от того, чтобы рубить сплеча и говорить, что PS5 однозначно проиграла в плане графики, нас останавливает пара фактов.

Первое — PlayStation работает не на DirectX, а на собственном API, который местами заметно производительнее и легче как в разработке, так и в общении с железом.

Второе — это мощность блока питания. С учётом того, что архитектуры у Sony и Microsoft практически одинаковые, Sony закладывает на работу 350 Вт вместо 310 у Series X. А в компьютерном мире, да ещё и в рамках одной платформы, больше мощности зачастую означает и больше производительности. Хотя не исключаем, что лишние 40 Вт расходуются на что-то другое.

SSD

Как и Series X, PS5 переходит на SSD. Только если Microsoft использует накопители на двух линиях PCIe 4.0, то Sony подводит четыре линии, получая скорость в 5,5 против 2,4 ГБ/с. Так как это единственная характеристика, по которой PS5 превосходит Series X, то Sony на неё активно упирает и представляет это как решающую фичу консоли.

Как говорил Марк Церни на своей презентации, SSD — это именно то, чего так не хватало разработчикам в прошлом поколении. Жёсткие диски ограничивали их не только по части времени загрузки, но и по части обновления данных в видеопамяти. В том же Marvel’s Spider Man приходилось идти на множество ухищрений, чтобы правильно и быстро отрисовывать город.

Поэтому в новом поколении Sony уделила этому особое внимание. Во-первых, банально поставила быстрый SSD. Во-вторых, отказалась от сторонних контроллеров памяти и установила свой, который рассчитан на работу именно с игровыми файлами, а также со сжатой информацией. В-третьих, попыталась по максимуму ускорить выгрузку данных и освободить от этих дел центральный процессор. В-четвёртых, постаралась убрать все бутылочные горлышки на пути от SSD к APU.В итоге Sony не только обещает практически мгновенную загрузку игр и уровней, но и то, что игры займут меньше места, а сам SSD повлияет на геймплей. Самый яркий пример — Ratchet & Clank, в которой главный герой прыгает между мирами без каких-либо подзагрузок.

Звучит и выглядит это гораздо интереснее, чем быстрое переключение между играми в Series X, но есть ощущение, что Sony просто более правильно и красиво подаёт информацию. Если верить описаниям, все заявленные фишки есть и в Series X, и главное преимущество Sony всё же кроется в скорости. Но насколько она реально повлияет на производительность железа — пока не ясно.

SSD действительно сокращает время загрузки и повышает стабильность fps, но разница между скоростями SSD практически незаметна. Что у тебя 0,5 ГБ/с, что 5,5 ГБ/с — получается одно и то же. Конечно, с приходом новых API многое должно измениться, но и тут есть небольшие нестыковки.

Во-первых, разработчики Atomic Heart в одном из своих интервью заявили, что открытым мирам не особо и нужен SSD — всё работает и на обычном жестком диске, надо лишь чуть-чуть поколдовать над кодом да смириться с некоторыми падениями скорости. Во-вторых, масла в огонь подлил расширенный ролик с геймплеем Ratchet & Clank. Судя по нему, разрекламированные прыжки между мирами — это конкретные уровни с погонями, а значит, их могут заранее загружать в память видеокарты. Впрочем, это пока домыслы от недостатка информации. Как оно будет на самом деле — узнаем через какое-то время после выхода консоли.Сейчас лучше скажем, что, в отличие от Microsoft, Sony отказалась от проприетарного решения с внешней памятью. За одной из декоративных панелей она спрятала M.2-слот, в который встаёт любой SSD любого объёма.

Впрочем, радоваться, что на нас не будут зарабатывать, рано. M.2-слот подключен не к APU, а к фирменному котроллеру Sony. Значит, информация с внешнего накопителя проходит через два процессора (Sony и встроенного в SSD), и это неизбежно приведёт к падению скорости. Чтобы перекрыть эту проблему, в PS5 надо ставить внешние твердотельники со скоростью 7 ГБ/с.

Стоимость их сегодня начинается с 20 тысяч рублей за 1 ТБ. К тому же пока не очень понятно, подойдёт ли консоли любой SSD с такой производительностью или только сертифицированные модели, прописанные в консоли. Если последнее — цены могут быть еще выше.

Кстати, основной накопитель у PS5 меньше, чем у Series X: 825 ГБ против 1 ТБ. Тут же запишем, что память SSD на PS5 распаяна, и её невозможно поменять, если флэшка вдруг накроется. Как с этим обстоят дела в Series X, пока неясно: на видео с разбором толком не показывают, как именно выглядит эта часть платы.

Звук

Как и в Series X, за звук PS5 отвечает отдельный чип. Но если Microsoft опирается на обкатанные технологии сторонних разработчиков, то Sony изобретает свои.

Её чип называется Tempest 3D Audio — и это, пожалуй, одна из самых загадочных частей PS5. По словам Марка Церни, процессор построен на графической архитектуре AMD и может обсчитывать сотни источников за раз против 32 у той же Dolby Atmos. На презентации Марк говорил о возможности расположить звук каждой капли дождя и получить невероятную звуковую детализацию в играх. Правда, сам же Церни оговорился, что использовать все возможности чипа надо с осторожностью, так как он может съесть до 20% пропускной способности консоли.Помимо этого, Sony решила переизобрести «виртуальный звук вокруг». Ради этого она провела серию экспериментов, измерила то, как люди воспринимают звук, вывела несколько типовых вариантов и добавила их в PS5. Насколько технология окажется выше по качеству той же Dolby Atmos или DTS:X, сложно сказать. Но, что приятно, заработают фишки с любыми наушниками, колонками и телевизорами. В пролёте останутся только обладатели беспроводных «ушей» с фирменными донглами.

Производительность

По части производительности Sony и Microsoft солидарны: обещают как минимум честные 4K при 60 fps. При хороших раскладах — и 120 кадров в секунду. Также на официальном сайте Sony упоминают уже и 8K-гейминг.

Но тут надо отметить, что если к делу подключится рейтрейсинг, то fps, скорее всего, будет падать до привычных консольных 30 кадров. По крайней мере, именно так происходит в Marvel's Spider-Man: Miles Morales.Ещё один интересный момент: в PlayStation 5 по умолчанию включен HDR — это режим подсвечивания ярких зон на экране. Вообще для него требуются специальные телевизоры с поддержкой 10 бит и зональной подсветкой, но, судя по всему, в Sony хотят держать HDR включенным даже на обычных матрицах. Также известно, что в PS5 по неясным причинам пропадёт функция «второй экран» — вывод дополнительной информации на смартфон или планшет.

Контроллер и аксессуары

В отличие от Microsoft, которая в своём контроллере скорее решала мелкие технические проблемы, в Sony к геймпаду подошли гораздо основательнее.

Внешне это тот же набор стиков, кнопок, курков и сенсорная площадка по центру. На месте остались и все разъёмы, а также встроенный динамик. Поменялись лишь габариты (геймпад стал чуть больше) и система вибрации — её переработали почти целиком.Во-первых, моторчики подключили к куркам L2 и R2. За счёт этого они могут тяжелеть при натягивании тетивы в той же Horizon или пинаться при срабатывании АБС в Gran Turismo 7. Также за счёт вибраций на курках будет легче отслеживать глубину нажатия: в Ratchet & Clank, к примеру, на это подвесят стрельбу из дробовика. Прожал наполовину — бахнул с одного дула. Додавил триггер до конца — пульнул дуплетом.

Во-вторых, в самом контроллере поменяли общий подход к вибрации. Если раньше моторы могли, по сути, или работать, или не работать, то теперь у них появится масса промежуточных состояний. С их помощью разработчики смогут передавать ощущения от смены дорожного полотна или от использования сверхспособностей, а создатели Demon’s Souls, например, обещают тактильное понимание того, пройдёт атака или нет.Игры

Игры — это, пожалуй, самая сильная сторона PlayStation 5. Начнём с того, что консоль обратно совместима со всеми тайтлами PS4 (в список не вошли всего восемь проектов из 4000), и это логично с учётом того, что приставки, по сути, лишь проапгрейдили на новое железо Старые игры на PS5 запускаются в режиме совместимости. В проектах, не адаптированных под PS4 Pro, частоты GPU будут занижаться до 800 МГц, в адаптированных — до 911 МГц. На полную мощность чип используют только игры с предусмотренным динамическим разрешением и без ограничений по частоте кадров. В таком случае можно говорить о полноценном переходе старых тайтлов на 4K при 60 fps. Однако если игра, как Horizon, жестко заблокирована на 30 fps, то все мощности консоли она использовать не сможет. В общем, тут ситуация аналогична Series X. Кстати, сохранения с PS4 на PS5 можно будет перенести на флэшке — или через облако PS Plus.А вот чем PS5 сильна, так это эксклюзивами. Если все новинки для Xbox выйдут и на ПК, то PS5 уже на старте получит четыре эксклюзива (пара из которых, правда, появится и на PS4), а до конца следующего года собирается обзавестись ещё как минимум пятью. Неприятно то, что сами игры подорожают, причём это коснется не только эксклюзивов, но и уже вышедших на PS4 тайтлов. В среднем цена за стандартное издание вырастет до 5500 рублей. Хотя некоторые проекты, например, Marvel's Spider-Man: Miles Morales, всё ещё оценивают в 4300 рублей.

Как и на Xbox, некоторые игры будут апгрейдиться с PS4 на PS5. При этом перед стартом консоли сложилась забавная ситуация, когда тайтл на PS4 с апгрейдом стоил дешевле копии на PS5. Параллельно стало известно, что апгрейды под новые возможности получат и уже вышедшие проекты. Так, к примеру, известно о переиздании первой Marvel’s Spider Man и The Witcher 3. За первую, правда, придётся заплатить (она выйдет в составе ультимативного издания Miles Morales), вторую отдадут бесплатно, если у вас есть копия на прошлые поколения.

Что же касается подписок а-ля Game Pass, то Sony категорически отказывается делать такое с AAA-тайтлами. Однако она оставит схему с PS Plus, когда за подписку дарят игры, а в качестве бонуса владельцам PS5 откроет набор PlayStation Plus Collection. В него войдут 18 игр с PS4, среди которых и God of War, и Uncharted 4: A Thief’s End, и Monster Hunter World, и Final Fantasy XV. Ну и, конечно, не стоит забывать про PS Now, в которую входит около 800 проектов.

Опасения

В целом опасения по PlayStation 5 совпадают с аналогичными по Series X: нас немного беспокоит распаянный на материнской плате SSD, который можно поменять только в сервисе, и есть вопросы к гарантии сроком всего один год (два при покупке в Sony Online Store). Зато чуть меньше вопросов к охлаждению: более скромный APU, приличный объём корпуса и классическая схема с жидким металлом внушают меньше опасений.

Действительно серьёзные вопросы вызывает финальная производительность системы. Есть ощущение, что отставание по чистой мощности Sony перекладывает на плечи разработчиков. Мол, железо пусть и послабее, но результаты могут быть не хуже: надо только поколдовать над кодом, научиться использовать наши решения и вытащить из консоли максимум. С учётом того, что API у Sony легче, это звучит правдоподобно. Но насколько в этом заинтересованы сами разработчики?

Понятно, что эксклюзивы заточат под все возможности консоли, но как поступят с кроссплатформенными проектами? Переделать игру под другой API и учесть все нюансы — это время, и стоит оно недёшево. Аналогично и с уникальными фишками PS5 вроде звука и вибрации. Эксклюзивы — понятно, но будут ли эти примочки использоваться в кроссплатформенных тайтлах — неизвестно.