Американское издание The National Interest обратило внимание на проект советского бомбардировщика, которого никогда не было.
В статье решается вопрос о том, почему М-70 - «этому чудо-оружию времён холодной войны» не было уделено должное внимание. По мнению автора самолёт был действительно инновационным, но среди его главных проблем называется то, что он не был так хорош, как гидросамолёт и стоил довольно дорого.
Сегодня гидросамолеты воспринимаются как некий анахронизм - милые летательные аппараты, которые возят туристов в такие отдаленные места, как Аляска. Но в период начала холодной войны эти летающие машины были способны сбрасывать ядерные бомбы над Америкой или Россией.
Гидросамолеты всегда оценивались в том числе и с военной точки зрения. В Первой и Второй мировых войнах крейсеры и линкоры несли их на борту для проведения миссий разведки и обнаружения. Гидросамолеты дальнего действия, такие как японский Kawanishi H8K, способны преодолеть расстояние в 4500 миль.
Но после 1945 года военные гидросамолеты с их громоздкими поплавками начали заменяться реактивными самолетами дальнего действия, а также вертолетами. Тем не менее обе сверхдержавы держали во внимании мысли о десантных стратегических бомбардировщиках. У Соединенных Штатов был свой дозвуковой стратегический бомбардировщик Martin P6M SeaMaster со скоростью почти семьсот миль в час и дальностью полета 750 миль. Чтобы не отставать, в 1955 году Советы задумали свой собственный проект.
Мясищев М-70 должен был стать не просто амфибийным бомбардировщиком с ядерным вооружением: он также был бы сверхзвуковым. Миссия М-70 заключалась в следующем: выполнять атаки крылатыми ракетами или наносить удары обычными бомбами по кораблям противника, разведывать цели для советских подводных лодок, находить цель на высотах, близких к рабочему потолку и запускать крылатую ракету на сверхзвуковой скорости в любую погоду, днем и ночью, на всем доступном ей высотном диапазоне.
Скорость советского бомбардировщика могла бы достигать от 1100 до 1500 миль в час (от 1 до 2 Маха). Его дальность действия составила бы почти пять тысяч миль.
М-70 никогда не поднимался в небо. По задумке создателей он должен был получиться изящным, обтекаемым самолётом с двумя двигателями, которые предполагалось разместить на верхней части крыльев, что является наиболее удачным решением для самолётов, которым предстоит не только летать, но и плавать. Особенно отличительной является ходовая часть, которая должна была состоять из лыж с убирающейся носовой частью и законцовками крыла, а также убирающимся подводным крылом под фюзеляжем.
К несчастью для М-70, Мясищев также проектировал два сверхзвуковых бомбардировщика наземного базирования, которые также могли пролететь около пяти тысяч миль, и некоторые руководители конструкторского бюро беспокоились, что гидросамолет-бомбардировщик никогда не сможет сравниться с аэродинамическими характеристиками своих наземных собратьев. Но на самом деле именно баллистика погубила М-70 и большинство других экзотических концепций бомбардировщиков 1950-х и начала 1960-х годов.
Больше интересных материалов на сайте Еженедельника "Звезда"