Найти тему

Деревянная птица в ватном сугробе (рассказ)

Снегирь сидел в сугробике из ваты, а перед ним лежала веточка рябины. Голова и спина птицы были выкрашены черным, и даже через не очень чистое стекло витрины можно было заметить, что на лакированной деревянной птице осела светлая пыль.

Этот магазин подарков он приметил с неделю назад. Почти восемь лет Голованов дважды в день ходил мимо двухэтажного здания — с работы и на работу — а внимания не обращал. Удивительное дело. Впрочем, ничего удивительного, магазин мог появиться тут совсем недавно, а прежде на его месте была какая-то скучная контора. Возможно.

По сравнению с другими уродливыми предметами, расставленными в витрине, этот снегирь был как живой. Теперь, проходя мимо магазина, Голованов обязательно поворачивал голову, чтобы бросить быстрый взгляд на снегиря. Птица, казалось, когда-то крепко задумалась над своими ягодами, да так и застыла в витрине, как древняя муха в янтаре.

Голованов привязался к этому снегирю. И, глянув однажды неравнодушным глазом на деревянную птицу, заметил — со снегирем что-то не так, как раньше. Голованов обеспокоился и, прижавшись к стеклу, стал придирчиво рассматривать птицу. И чем дольше он глядел на снегиря, тем больше убеждался в том, что птица-таки немного сдвинулась со своего прежнего места.

Надо отметить, что вообще-то Голованов не жаловался на отсутствие воображения (скорее наоборот, иногда головановское воображение слишком разыгрывалось). Помятуя об этом, Голованов постарался немедленно взять себя в руки и предположил, что работники магазина, переставляя что-то в витрине, случайно задели птицу. Он еще раз самым внимательным образом осмотрел предметы, но они, похоже, оставались на своих местах. Кроме пыльного снегиря.

Все это было одновременно и незначительно, и весьма странно, поэтому Голованов вскоре забыл о самодвижущемся снегире из дерева. Осталось только слабое ощущение тревоги — даже не ощущение, а след его. Но, оказавшись на следующий день у витрины магазина подарков, Голованов снова вспомнил об ожившем снегире. И на следующий день он дважды подходил к витрине, и на другой день, который настал после следующего, тоже. Птица каждый раз смещалась на какие-то миллиметры, но... Но!

Скоро Голованов понял, что птица день ото дня становится все ближе к стеклу и даже разворачивается к улице передом, потому как Голованову все лучше была видна ее красная грудка.

Наконец, Голованов не выдержал нахлынувших прозрений и, чтобы раз и навсегда разрешить терзавший его вопрос, вбежал в магазин.

— Скажите, вы каждый день передвигаете предметы в витрине? — спросил он продавщицу.

— Нет-нет! — побледнела под неожиданным напором Голованова юная девушка. — А что случилось, мужчина?

— Птица! — сказал Голованов, пытаясь унять дрожь. — Деревянный снегирь — там, в витрине... Вы его трогали?

— Снегирь? — хлопала ресницами девушка. — Нет, не трогала...

— Может быть, кто-то еще?

— Да что с вами? — продавщица успела уйти за прилавок и теперь, когда между ней и странным мужчиной оказалась преграда, пусть и не слишком надежная, почувствовала себя гораздо уверенней. — Мужчина, в чем дело?

— Мне очень нужно знать, — пробормотал Голованов, опустив глаза. — Очень нужно, вы поймите...

— У нас магазин оформляет хозяйка, — строго сказала девушка. — Ольга Михайловна. Мы без Ольги Михайловны ничего в витрине не трогаем, а она уже две недели в магазине не появлялась. Да ее даже в городе нет!

— А где она? — спросил Голованов.

— Уехала за границу, — помолчав немного (будто раздумывая, стоит ли отвечать на такой вопрос), сказала девушка. — Что-нибудь передать Ольге Михайловне?

— Н-нет, — смутился Голованов, — извините меня... До свидания.

С того момента Голованов ходил мимо витрины с деревянным снегирем, вжав голову в плечи, но удержаться от быстрого взгляда за стекло никак не мог. Снегирь уже полностью повернулся к стеклу и теперь почти упирался клювом в его ледяную поверхность.

-2

Потом наступили выходные, и Голованов два дня на работу не ходил. А в понедельник утром витрина оказалась разбита. Странно, что украли одного снегиря. О нем теперь напоминали только примятые деревянной тушкой клочки ваты и дыра в стекле.

Голованов ахнул и шагнул было ко входу в магазин, но на дверях висела картонка с надписью, сделанной от руки:

МАГАЗИН НЕ РАБОТАЕТ

Голованов поежился от пробежавшего меж лопаток холодка и поспешно удалился.

---

Еще рассказы: