7 вещей, которых не должно быть в рекламе, чтобы не получить штраф от ФАС.
Ежегодно за нарушение закона о рекламе Федеральная Антимонопольная Служба выписывает штрафов более чем на 100 миллионов рублей. И во многих случаях рекламодатели допускают нарушение закона неумышленно.
Чего НЕ должно быть в вашей рекламе, чтобы избежать близкого знакомства с ФАС? Наиболее распространённые нарушения разбирает руководитель юридической службы медиахолдинга Абак-Пресс Колобаев Андрей Александрович.
1. Недостоверная реклама. Статья применяется чаще всего.
Главное правило - информацию о товаре и его свойствах вы можете подтвердить документами. То же самое касается и заявлений в превосходной степени. Нельзя написать в объявлении “Компания №1 в городе” или “Мы лучшие”. Формулировка должна быть максимально точной со ссылкой на источник, например, “№1 по количеству перевезенных грузов согласно исследованию такой-то компании”. И, конечно, при необходимости вы сможете предъявить источник этого исследования.
2. Использованы чужие товарные знаки.
Либо ваше изображение похоже на изображение конкурентов до степени смешения.
ФАС расценивает такую рекламу, как введение в заблуждение с целью создания ассоциации товаров с товарами компаний, зарекомендовавших себя на рынке.
3. Демонстрируется табачная или алкогольная продукция.
Даже если в рекламе не пьют и не курят, а просто держат бокал в руках - ФАС такие объявления считает нарушением.
4. Используется образ врача.
Исключение составляет только реклама медицинских услуг и средств гигиены. Во всех остальных случаях человек в белом халате в рекламе - это верный способ получить штраф.
5. Неэтичная реклама.
Под это определение может попасть многое. Общий признак неэтичной рекламы: использование непристойных или оскорбительных образов, касающихся национальности, расы, пола, культурных объектов и т.д..
Практика ФАС последнего времени такова: использование советских плакатов времен войны для рекламы товаров никак к патриотической теме не относящихся - гарантированный штраф.
Неэтичной также часто признаётся и реклама с использованием обнаженного или полуобнаженного женского тела. Продвигать магазин нижнего белья так можно, а вот рекламировать автомойку, только пока на вас не пожалуются в ФАС.
6. Используются иностранные слова без перевода.
Даже если не дословный перевод, то хотя бы разъясняющий суть иностранной фразы текст на русском должен быть. И он должен быть читаемый.
И последняя, прямо не прописанная в законе, но важная норма...
7. Все обязательные по закону надписи на рекламе должны быть читаемы без лупы и микроскопа.
К слишком мелкому шрифту или цвету обязательного текста, сливающемуся с фоном, ФАС беспощаден.
Это были общие требования закона о рекламе. В следующий раз поговорим о требованиях к определенным видам товаров.
Если у вас есть удачный или неудачный опыт оспаривания претензий ФАС, делитесь в комментариях.