Найти тему
машина

Заводской «франкенштейн»: ЗАЗ-968М с задком от 968А

Время от времени на дорогах можно встретить необычные «Запорожцы»-гибриды: передок – от «мыльницы» ЗАЗ-968М, задок – от «ушастика» ЗАЗ-966-968-968А. Собственно, у нас тоже когда-то была такая машина:

О ней и о ее необычном моторе мы даже делали отдельный ПОСТ. Понятно, что всё это – самоделки, построенные владельцами в ходе проведения большого кузовного ремонта. Тем не менее, сам Запорожский автозавод такие гибриды тоже строил, и я не шучу! Речь, конечно, не о товарных машинах, а об опытных образцах. Например, когда в 1976 году потребовалось провести краш-тест будущей новинки ЗАЗ-968М, то в экспериментальном цехе не стали строить новый кузов целиком, а лишь приделали новый передок к серийному кузову ЗАЗ-968А. В результате получился вот такой автомобиль:

-2

Причем, если посмотреть на него спереди, то о подвохе с «ушами» и не догадаешься ни за что:

Сбоку – «двойка» с регистрирующей аппаратурой, соединенная с «Запорожцем» длинным жгутом проводов (его длину выбирают с тем расчетом, чтобы автомобиль сопровождения успел затормозить с 50 км/ч после удара, не оборвав кабель)
Сбоку – «двойка» с регистрирующей аппаратурой, соединенная с «Запорожцем» длинным жгутом проводов (его длину выбирают с тем расчетом, чтобы автомобиль сопровождения успел затормозить с 50 км/ч после удара, не оборвав кабель)

Следующее фото интересно задним планом:

Несмотря на то, что при краш-тесте в автомобиле нет не только людей, но даже и манекенов, на испытание в обязательном порядке приезжала дежурить «скорая». В данном случае это новенький РАФ-977ИМ, который тогда, в 1976-м, ещё вовсю выпускался серийно. А рядом – служебный полигоновский УАЗ-469: наверное, в те годы он воспринимался круче, чем какой-нибудь «Лэнд Крузер» сейчас. По крайней мере, «крузака» при наличии денег сейчас может купить любой желающий. А вот в случае с «уазиком» одних денег было совершенно недостаточно.

-4

А сбоку, надо сказать, гибрид смотрится очень интересно!

-5

Неужели, так было можно делать? Ну, с учетом того, что в результате краш-теста требовалось оценить лишь величину перемещения рулевой колонки вглубь салона, то да: задок новой конструкции на результаты испытания влияния бы не оказал. Кстати, вот как раз фотография интерьера перед ударом:

-6

Палка, на которой укреплена пластина с ромбиками – это телескопическая штанга, с помощью которой и оценивалась величина смещения руля вместе с колонкой во время удара в горизонтальном направлении. Ну а вот, собственно, и сам момент удара со скорости 50 км/ч в бетонный куб:

-7

Трах-ба-бах! Вообще, удивительно: ветровое стекло цело, форточка цела, а опускное стекло двери водителя, хоть и не испытало непосредственно никакого удара, разлетелось вдребезги. А вот уже замерший спустя секунду «Запорожец» (над местом удара еще не развеялась дымка):

-8

Рулевое колесо, как видно, не продвинулось дальше форточки и даже не сильно взмыло вверх (на 966-х оно поднималось чуть ли не до потолка). Так что испытания автомобиль прошел успешно. Также имеет смысл отметить лишь самую минимальную деформацию дверного проема, а также тот факт, что даже на финальной фазе удара, когда крышка багажника уперлась в ветровое стекло, оно не потеряло целостности и осталось стоять в проеме. В общем, «Запорожец»-то по безопасности был, на самом деле, не хуже «Москвичей» и «Жигулей», которые выпускались в то же самое время!

Кстати, если вы еще не читали наш недавний пост про краш-тесты всех советских легковых автомобилей образца 1970-х годов, то можете сделать это прямо сейчас ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ!