Мария Монтессори является педагогом известным всему миру. Её методы в воспитании детей пытаются перенять многие работники в данной сфере и просто родители. Она поняла насколько важно то какие знания и навыки передаются людям в первые годы их жизни. Детство является фундаментом будущей личности. То что было заложено в данный период потом очень сложно изменить и пересмотреть.
В детстве происходит изучение языка, освоение моторики тела, начало физического развития тела, знакомство со своей социальной средой. Чем тяжелее и с ошибками это происходит в данный период, тем сложнее это будет исправить в будущем. Нам заложена возможность в данный период наиболее эффективно усваивать знания и правила. Наиболее важны первые три года жизни для этого. Качество воспитания зависит напрямую от навыков и нравственности воспитателя.
По-хорошему всем будущим родителям надо осваивать и изучать принципы воспитания. Иначе получается как-то все это эмпирически. На первом ребенке набивают шишки. На втором набираются опыта. С третьим уже с умом себя ведут. А если ребенок только один или два, как чаще сейчас и бывает? Потом ведь не все мы такие «отличающиеся умом и сообразительностью». Иногда некоторые из нас понимают одно, другие — другое. Порой что-то важное для наших детей мы может не замечать или заметить когда-то позже, когда оно уже будет и не так важно. Поэтому родителям очень нужны получить теоретическую подготовку по воспитанию детей заранее, чтобы потом делать меньше ошибок.
Образование является средством передачи культуры будущим поколениям. В «домах» Марии Монтессори работали в основном с детьми имеющими те или иные проблемы с развитием. Мария Монтессори разработала различные предметы и упражнения с ними, которые упрощают понимание детям как оно должно быть. Она понимала, что порой проблемы бывают с развитием из-за слабого воображения и не развитости каких-либо навыков. Марии Монтессори с помощью своего подхода это исправляла и получала часто положительные результаты в этом. Она разработала несколько видов занятий с предметами и материалами, которые позволяют ребенку наиболее доходчиво передать необходимые знания и навыки. Её методы не обязательно нужно использовать только для «трудных детей», как некоторые думают. Действительно она в начале много работала с подобными детьми и на основании тех сложностей, с которыми приходиться сталкиваться при обучении подобных детей, и был ею разработан совершенно новый подход. Данная методика была применена и к обычным детям и доказала свою эффективность.
Мария Монтессори отмечает что на усвоение навыков детей очень влияет их эмоциональное состояние. Подавленные и запуганные дети меньше всего желают чему-либо учиться. Поэтому она большое внимание уделает формированию личностного настроения ребенка, его духовного состояния. Однако надо признать, что это у неё подразумевает становление эгоистичных и эгоцентричных личностей. Вообще для педагогики Запада это прямо правило какое-то. Даже и не правило, а догма. Потому как Запад видит свою силу в том или ином эгоизме. И это надо учитывать.
Причем надо добавить, что формирование в процессе воспитания эгоистов и эгоцентристов не отменяет также и навязывание им навыков делать то или иное на «автоматизме». Ведь педагогика также может быть и наукой формирования послушных «запрограммированных биороботов». Кого-то она сформировала преимущественно с чертами эгоиста или эгоцентриста, кого-то с чертами эстета или аскета и т.д.
В процессе обучения можно научить детей выявлять ошибки и самостоятельно принимать действия к их решению. А можно научить их просто каждый раз искать подходящее готовое чужое решение. В первом случае будет сформирована самостоятельная творческая личность. Во втором — обычный потребитель, всё время живущий на всём готовом. Ему всегда нужен «авторитет мнения», который ему «красиво и зрелищно» покажет как думать и куда идти. «Потребителем» проще управлять и манипулировать, он наиболее нужный ресурс при любой форме капитализма.
Мария Монтессори признается сама в своих книгах, что порой действовала по наитию, порой ей подсказкой служили те или иные случайности.
И это не удивительно, ведь когда мы поступаем наиболее правильно, нам даже случайности сопутствуют и помогают.