Найти в Дзене
Донецкий критик ©

Чудес не бывает. Бывают умные правители

Книга политического обозревателя, экономиста и лектора, занимающегося изучением моделей реформирования устройства стран бывшего социалистического лагеря после т.н. «цветных революций», достойна особого внимания. Очень сложно было выбрать основные цитаты.

На мой взгляд эту книгу интересно будет прочесть от первой страницы до последней не только интересующимся политикой, экономикой или государственным управлением, но и всем, кому непонятно на чем базируется имидж нации, ее бренд и как от бренда страны зависит отношение других стран к нации.

Начиная с предисловия автора, уже встречаются искрометные фразы, которые не дадут Вам возможности оторваться от книги. Например:

«В тех странах, обществах, организациях, где принципы построения систем базируются на фундаменте, отличном от таких понятий, как справедливость, свобода, эффективность, где алчность, прагматизм и интриги вытесняют все остальное, там сама основа действующих систем вступает в противоречие с законами природы и жизни, нарушая общественные процессы и внося дисбаланс и дисгармонию в жизни людей» [с. 12].

Итак, ТОП–15 фраз из книги «Как нации становятся брендами: Экономико-политические наблюдения» Р. Абдрахманова:

1. Эффективность нации, политическая, экономическая, культурная, социальная, представляет собой сложносплетенные и невероятно взаимозависимые величины. ...даже такие, казалось бы, далёкие от экономики общественные системы, как политическая система, религия, культура, гражданские институты, нравственное воспитание, каждая в отдельности вносит свой вклад в процессы гармоничного развития нации. А именно результатом гармоничного развития нации и выступают национальные бренды [👉 с. 15].

2. Сторонник своевременных протекционистских мер и проповедник производственных усилий нации на безальтернативной основе, Ф. Лист считал, что при пренебрежении национальным единством, соотнесенным с вопросами национальной нравственности, религиозной составляющей вокруг производственного потенциала страны, не только невозможен успех государства, но также в подвешенное состояние приходят национальная культура, независимость и дальнейшее существование [👉 с. 15].

3. Мир скрывает межнациональную схватку за ресурсы, влияние, капиталы, интеллект под такими безобидными терминами как «международная конкуренция», «промышленный шпионаж», «компромиссные решения», «трудовая миграция» либо «экономическая экспансия». Но факт остаётся фактом: межнациональное соперничество за земли, ресурсы и капиталы перманентно набирает обороты [👉 с. 19].

4. Возможно, в Средние века сельское хозяйство способно было стать источником национального процветания, возможно, в текущем столетии уже сложно себе представить, как сельское хозяйство может обогатить государство, и тем не менее в век, когда основными источниками государственной прибыли являются высокие технологии либо углеводороды, сельское хозяйство по-прежнему может выступать первичным источником накопления национальных ресурсов. Каждое государство сегодня продолжает активно развивать данную отрасль и всячески оберегать от внешних и внутренних воздействий, осознавая, что она остаётся одним из важнейших факторов независимости, даруя нации продовольственную безопасность [👉 с. 21].

5. Крайне сомнительной представляется сегодня теория Д. Рикардо о сравнительных преимуществах, согласно которой государство должно специализироваться на производстве исключительно тех товаров, по которым ее трудовые издержки сравнительно ниже. Можно сказать, что данная трактовка сбила с толку многих экономистов, свято уверовавших в ее истинность. Возможно даже, что сторонники данного утверждения определяли экономическую политику некоторых государств. С уверенностью можно заявить, что современный Китай развенчал этот миф, производя и с успехом экспортируя практически всю известную человечеству номенклатуру товаров, работ и услуг [👉 с. 31].

6. Нужный результат может быть достижим только с развитием предприятий, способных осваивать передовые методы производства и выпускать продукцию, ресурсом для создания которой выступает НИОКР, инновации и современные технологические достижения. Тот общий эффект, который дает развитие наукоемкого экспортно ориентированного промышленного производства, не может дать ни одна другая сфера экономики [👉 с. 69].

7. В условиях, когда лидеру страны не хватает политического видения, опыта проведения экономических реформ и профессиональных знаний, результатом являются системные просчеты и дисбаланс, причем как в структуре государственного управления, так и в экономической модели страны [👉 с. 95].

8. В настоящее время борьба между нациями происходит с использованием различных инструментов, которые совершенствуются вместе с мировым прогрессом. Места сражений человечества за ресурсы переместились с лесов и полей в офисы и учреждения, исследовательские центры и лаборатории. Если раньше государственные армии сражались за территории, то теперь нет необходимости в кровопролитиях и разрушениях, чтобы обеспечить себе доступ к ресурсам, достаточно заполучить доступ к рынку страны и забирать ее богатства опосредованно, запуская туда транснациональные корпорации. Национальные бренды (в том числе ТНК) сменили в победоносном шествии армии, и теперь схватка идет за сердца и предпочтения потребителей разных стран. Центр тяжести находится на прежнем месте, и это ресурсы, но методы, инструменты и сама парадигма ведения войн давно изменились. И по-прежнему победители будут устанавливать законы для побежденных, но уже в других войнах – экономических, торговых, технологических. Теперь страны колонизируются иначе, и экономический эффект от новых форм колонизации гораздо выше, чем прежде. Заполучив национальный рынок и стимулируя потребительский спрос на нем, можно создавать богатства для собственного народа во много раз быстрее и экономнее, нежели начинать большую войну и нести бремя расходов колонизатора. Именно поэтому современным миром правят нации, обладающие самыми совершенными средствами производства [👉 с. 122–123].

9. Основную роль в процессе модернизации экономики играет национальный интеллект. Можно тратить любые доступные ресурсы на то, чтобы вдохнуть жизнь в принимаемые правительством программы по инновационному и технологическому развитию государства, но без талантливых инженеров, разработчиков, конструкторов и, конечно же, проектных менеджеров (управленцев/ координаторов) любая модернизация превращается в бег на месте, пусть даже очень интенсивный бег. Когда сохранившееся интеллектуальное богатство нации не подкрепляется последовательной и методологически выстроенной государственной политикой, нет взаимной интеграции науки и отечественной промышленности, то происходит структурная деградация национальной технологической базы, сопровождающаяся неизбежным оттоком за рубеж как научной элиты, так и лучших инновационных разработок. Один из самых выдающихся государственных деятелей современности, бывший премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю, сказал на эту тему следующее: «Если неправильно управлять страной, все умные люди уедут». Это говорит о том, что нет другого объяснения причины «бегства интеллектуалов», кроме как непрофессиональный государственный менеджмент. Отток технологий, знаний, эмиграция ученых, разработчиков, инженеров является глобальной и наиболее недооцененной проблемой для многих правительств. Стало быть, эти процессы происходят далеко не изолированно от государственной политики, более того, они подкреплены активным участием одних правительств при бездействии и системных просчетах других [👉 с. 131].

10. Странам, образовавшимся после распада СССР, досталась в наследство устаревшая промышленная база, деструктурированные экономические процессы между предприятиями, а также контрпродуктивная управленческая система, ориентированная на достижение ключевых показателей без корреляции с рынком. Масштабной и форсированной технологической модернизации на сегодняшний день практически ни одна из данных стран не добилась. Вновь зародившиеся производственные предприятия все еще не имеют возможности быстрого и эффективного внедрения результатов отечественной науки. Несопоставимость возможностей отечественного и зарубежного бизнеса приводит к тому, что национальные разработки гораздо быстрее осваиваются и выпускаются в обращение технологически развитыми государствами. По-прежнему испытывается недостаток в квалифицированных кадрах, имеет место недостаточность государственной поддержки, критически сказывается низкий уровень компетентности управленческого персонала. Подобные системные проблемы могут не быть критичными в условиях активной протекционной политики государства, но для ситуации со свободной торговлей подобное положение вещей будет означать критические последствия для отечественного производителя. По причине отсутствия возможности у многих развивающихся стран внедрять интеллектуальные разработки в столь короткий период (три-пять лет) неизбежно происходит вынужденная передача прав на изобретения и последующая потеря интеллектуальной ренты. Таким образом, блокируется перспектива развития высокотехнологичных отраслей на национальной научной базе, а за трансфер зарубежных технологий приходится платить несоизмеримо высокую цену. Недостаточность ресурсов, а также непрофессиональные действия национальных правительств развивающихся государств зачастую становятся главными причинами утечки внутренних научных разработок (в том числе секретных) от действий промышленного шпионажа, который в условиях экономической либерализации получает дополнительные возможности [👉 с. 134].

11. …современные экономические союзы между странами, находящимися на разных этапах экономического и в первую очередь технологического развития, представляют собой целенаправленную политику развитых государств по методичному подчинению развивающихся рынков собственной экономической воле с обеспечением ТНК доступа к сырьевой базе и методичной ликвидацией национальных промышленных отраслей. Подобные выводы ставят под сомнение любые формы экономического объединения экономик качественно несопоставимых, из чего следует, что всякого рода взаимные интеграции подходят только тождественным в экономическом и даже политическом отношении нациям, чьи промышленные возможности будут взаимодополняющими. Даже на перекрестных участках они будут способны на равных конкурировать, не обладая значительными преимуществами и не подавляя друг друга. В данном случае торговля будет приносить пользу как в плане взаимного обеспечения необходимыми ресурсами, так и развитием полноценной, стимулирующей бизнес конкурентной среды. Конечно, не исключен сценарий, при котором в определенные моменты могут происходить попытки союзников усилить влияние национальных производителей на рынке, но это не должно привести к ощутимому ущербу для одного из союзников, учитывая сопоставимость экономических и технологических возможностей каждой стороны парировать подобные демарши. Возможен сценарий, при котором все же угроза национальной отрасли может принять серьезный масштаб, тогда неизбежно одна из сторон в какой-то мере будет вынуждена ограничить доступ к национальному рынку, поддавшись естественному инстинкту самосохранения [👉 с. 146].

12. Какими бы радушными ни были первоначальные цели любой интеграции, в конечном итоге более сильная сторона по инерции пытается подмять под себя более слабую. По сию пору действуют существовавшие веками законы соперничества и стремления к доминированию. Каждое государство по-прежнему ставит интересы своей экономики превыше общих интересов союзов, в которых они состоят. Из этого следует, что мир ни в Средние века, ни в настоящее время не готов повсеместно переходить к принципам свободной торговли. Созданию экономического союза между странами предшествует единство целей и задач, но если вступающие в межгосударственное образование государства изначально разные по количественным и качественным показателям экономического развития, то для одних участников неизбежно будет открываться люфт больших возможностей, использование которого подрывает равноправие сложившегося союза и несет большие экономические выгоды одним участникам и потери другим [👉 с. 147–148].

13. Исторический опыт наглядно свидетельствует, что государственное регулирование невозможно эффективно вывести за рамки национальной экономической системы и деятельности частного сектора. Предпринимательство самостоятельно не способно вырабатывать меры и производить действия, обеспечивающие наиболее эффективное функционирование экономики страны. Так как частный сектор преследует в большей степени личные интересы, а не общественные, то без эффективного вмешательства третьей стороны невозможно добиться баланса соблюдения интересов государства и бизнеса. Такой баланс в государстве достигается только в том случае, когда правительство находит грань между интересами общества и бизнеса. Руководствуясь обязательствами по росту общественного благосостояния, государственные институты должны последовательно и эффективно поддерживать развитие предпринимательской активности. Но подобная поддержка должна быть систематизированной и направленной не просто на совокупное увеличение количества предприятий, а делать упор, прежде всего, на качественное развитие бизнес-структур, конечной задачей чего должно стать образование национальных брендов. Национальные бренды же, в свою очередь, делают ставку на технологии, высококвалифицированные кадры и расширение географии продаж. В большинстве случаев именно государственная политика в отношении бизнеса дает возможность осваивать новые технологии, способные вывести работу компаний на новый этап развития, в то время как, лишаясь помощи государства, предприниматель с меньшим энтузиазмом будет совершать венчурные инвестиции в НИОКР и разработку технологий. Эффективно поддерживая национальный бизнес в направлении технологического развития и требуя экспортной дисциплины, государство достигает сразу нескольких ключевых целей — конкурентоспособность страны в международной экономической системе, обеспечение технологического совершенствования национальной промышленной базы, общественные выгоды [👉 с. 154].

14. Значительные экономические успехи таких стран, как Китай, Тайвань, Южная Корея, были связаны с достаточно широким полем деятельности правительственных органов, чья вовлеченность в экономические процессы государства балансировалась эффективной системой сдержек и противовесов, обеспечивающих подконтрольность и объективность принимаемых чиновниками мер. Действуя зачастую вразрез с рекомендациями МВФ, правительства этих стран могли консолидировать национальные ресурсы вокруг важнейших проектов и отраслей, ставших впоследствии экономическими локомотивами [👉 с. 155].

15. Постоянному изменению подвержены практически все об­ласти жизни народов: культура, быт, трудовая деятельность, образование, сельское хозяйство, производство, сфера финансов, государственного управления и т.д. Тем не менее есть процессы, которые не меняются веками и вот уже в течение нескольких сотен лет происходят по тем же причинам и практически в тех же формах. К подобным процессам можно отнести стремление отдельных стран к промышленному лидерству и протекционизму, с одной сто­роны, и обеспечение свободного доступа любыми путями стран более развитых к рынкам стран менее развитых – с другой. В наше время, когда существуют тесные интеграционные экономические и политические союзы между государствами, ставящие целью коллективную защиту как суверенитета, так и национальных рынков, нередко внутри подобных объединений возникают труднопреодолимые разногласия, связанные с нежеланием отдельных стран приносить свою производственную промышленность в угоду общесоюзным интересам. Сложно наладить мирное сосуществование страны экономически и политически отсталой со страной с более превосходящим развитием, особенно когда важнейшим условием принятия в межгосударственное объединение выступает ряд условий вхождения для страны-кандидата, обязывающий ее отказаться от прямой поддержки товаропроизводителей, прекратить субсидирование сельского хозяйства и снять таможенные ограничения на ввоз продукции стран–участников союза. О тех случаях, когда страна добровольно соглашается на свободу торговли с нациями, превосходящими их промышленностью, Ф. Лист писал: «Подобные опыты показывают нам, что таким образом лишь приносится в жертву благосостояние отдельных стран без всякой пользы для всего человечества и только для выгоды той страны, которая господствует в промышленности и торговле». В период, когда в государстве не поддерживается жесткая и целенаправленная политика экспортной дисциплины, а протекционная система не защищает интересы товаропроизводителей, задыхающихся в неравном соперничестве с мировой конкуренцией, вся экономическая система приходит в расстройство, что в конечном итоге ведет к упадку не только важнейших отраслей промышленности, но и национального благосостояния [👉 с. 160–161].

Желаю Вам увлекательного чтения! Искренне надеюсь, что цитаты кому-то помогут определиться читать ее или нет.

📚«Как нации становятся брендами: Экономико-политические наблюдения».

👨‍🎓 Рахимбек Абдрахманов.

📖 Научно-популярная, социально-экономическая литература.

205 страниц для чтения.

👓«Альпина Паблишер».

Библиографическое описание: Абдрахманов Р. Как нации становятся брендами : Экономико-политические наблюдения / Рахимбек Абдрахманов. М. : Интеллектуальная Литература, 2019. – 208 с.