Термин «газлайтинг» стал массовым после 1944 года, когда в прокат вышла картина «Газовый свет» (Gaslight), который заслужил Оскар. Сюжет вращается вокруг только поженившейся пары — молодой Паулы и обаятельного Грегори.
Девушка вдруг осознает, что стала забывать, куда переложила свои личные вещи и предметы быта, некоторые из них безвозвратно теряются. Паула также слышит шаги, доносящиеся с закрытого чердака, и видит газовые фонари. Они тускнеют и светлеют без видимой причины. Грегори постепенно изолирует свою жену от внешнего мира, утверждая, что он делает это для ее же блага, потому что у нее расшалились нервы. Девушка сама начинает считать себя больной. Из этого состояния ей помогает выйти только инспектор Скотленд-Ярда, который подтверждает, что газовые фонари действительно мигают…
Заставить усомниться в себе, своих чувствах и действиях, подавить волю и навязать только свою картину мира, лишить собственного мнения и сил для противостояния нападкам, сделать человека зависимым, фактически, рабом — вот задачи газлайтера. И эти манипуляторы вокруг нас, с ними сталкивался каждый!
Не только в теории, но и на практике их поведение изучает Стефани Саркис. Она является психологом, доктором наук, постоянным колумнистом «Psychology Today», а еще медиатором в семейных ссорах при Высшем суде штата Флорида. Ее книга «Газлайтинг» впервые переведена на русский язык. Вот что пишет автор.
Одна из главных хитростей в поведении газлайтеров заключается в том, что они отлично скрывают свою истинную личность, пока не поймают вас на крючок. Венди Патрик, доктор юридических наук, в своей статье «Опасное первое свидание» (журнал «Психология» за декабрь 2017 года) писала, что злонамеренное поведение может маскироваться под очарование или позитив на ранних этапах знакомства. Например, утешение со временем перерастает в контроль, наставительное поведение — в агрессию, страсть — в насилие, прямолинейность — в грубость, а уверенность — в снисходительность.
Газлайтинг и гендер
Не стоит думать, что психологическое насилие присуще в основном мужчинам. Это не так! Женщины-манипуляторы встречаются ничуть не реже.
«Для простоты я меняю местоимения в этой книге, иногда используя „он / его“, или „она / ее“, или вовсе множественное число, чтобы отразить, что приведенная здесь информация относится к обоим полам», — пишет в своей книге «Газлайтинг» Стефани Саркис.
Кто становится мишенью?
Верно предположить, что охотника нельзя назвать таковым, если человек просто имеет ружье и ни разу не заполучил добычу. Так и газлайтер не может существовать без своей жертвы. Однако его мишенью может стать далеко не каждый.
В зоне риска люди, только что пережившие стресс, уязвимые, одинокие — это очевидно. Но есть и другие категории. Например, мечтатели, склонные к утопии. Обычно они открыты, их легко поймать на эмоциональные крючки, став эдаким кукловодом. Подобная ситуация происходит и с людьми несдержанными, которые любят рисковать.
Особенно удобно газлайтеру искать свою жертву на онлайн просторах. Мы все ведем социальные сети и оставляем в них информацию о себе. Об этой опасности в своей книге «Газлайтинг» пишет Стефани Саркис.
«Мы часто многое рассказываем о себе, не заявляя ни о чем напрямую. Мы позволяем узнать о себе больше не тем, что пишем буквально, а тем, что подразумеваем и скрываем между строк.
„Я готова, чтобы ко мне наконец относились хорошо“ = „В прошлом со мной плохо обращались“.
„Я устал тратить время“ = „Я обеспокоен, что не смогу встретить нужного человека“.
„Я вижу лучшее в каждом“ = „Я могу смириться с твоей ложью“.
Но что же тогда стоит добавить в свой профиль, чтобы газлайтеры не видели вас своей потенциальной мишенью? Это тонкая грань, но в конечном итоге вам следует показать, что вы активны и счастливы. Газлайтеры не любят позитивных, оптимистичных и независимых. Они предпочитают, чтобы партнеры нуждались в них и были уязвимы».
В книге рассматриваются варианты психологического насилия во всех сферах жизни человека, включая религию, политику, отношения с друзьями, в коллективе и семье. Автор выделяет более тридцати признаков газлайтера, которые не всегда можно определить сразу.
«Отношения с газлайтерами полны смятения. Но влечение к газлайтеру — не повод для стыда. Манипуляторам удавалось соблазнить даже умных, успешных и проницательных людей за счет своего первоначального шарма», — пишет доктор наук, госпожа Саркис.
Практиковать смирение в этой ситуации нельзя!
«В эпоху #MeToo люди говорят о домогательствах, насилии или жестоком обращении, которое они пережили или испытывали, иногда даже на протяжении долгих лет. То, что раньше игнорировали, о чем не говорили, сейчас стало темой для открытого обсуждения».
Поменяйте «газовый свет» на свет собственной души и лучи позитива!
Книга Стефани Саркис в Лабиринте